Новости

Проверки Фондом соцстраха: что следует знать работодателю

16.05.2018 / 18:40

Действительно ли в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» Фонд социального страхования Украины (далее — Фонд) не является органом государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности?

В соответствии с ст. 4 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105  «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее — Закон № 1105) Фонд является органом, который осуществляет руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием от несчастного случая, в связи с временной потерей трудоспособности и медицинским страхованием, производит аккумуляцию страховых взносов, контроль за использованием средств, обеспечивает финансирование выплат по этим видам общеобязательного государственного социального страхования и осуществляет другие функции согласно утвержденному уставу.

В соответствии с ст. 54 Закона № 1105 государственный надзор в сфере социального страхования осуществляет уполномоченный Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти и другие органы, определенные законом.

Кроме этого, частью второй ст. 12 Закона № 1105 определено, что на отношения в сфере осуществления контроля за своевременностью представления и достоверностью представленных работодателем сведений о получении средств Фонда и соблюдении порядка их использования не распространяется действие Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Следовательно, согласно действующему законодательству Фонд не является органом государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

В каких случаях возможен перенос сроков проведения плановой проверки?

Перенос сроков проведения плановой проверки Инструкцией о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятии решений по их результатам и процедуре обжалования, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 22.12.2010 г. № 29 (далее — Инструкция № 29) не предусмотрен.

Вместе с тем, в случае, если страхователь не может принять проверяющих по объективным причинам (болезнь, отпуск, командировка) руководителя или уполномоченных лиц, которые отвечают за использования средств Фонда, то в таком случае страхователь должен отправить письма в органы Фонда с просьбой перенести срок проверки с изложением причин невозможности ее проведения.

В соответствии с п. 5.7 Положения о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 20.12.2011 г. № 63 (далее — Положение № 63) по уважительным причинам страховому (главному страховому) эксперту разрешается переносить срок выполнения отдельных запланированных работ по согласованию с руководителем рабочего органа исполнительной дирекции Фонда.

Если о проверке предприятие узнало в день прихода инспекторов (уведомление отправлено Фондом, но не получено по почте), руководитель в командировке: возможен ли перенос проверки?

В соответствии с  п. 3.4 Инструкции № 29 плановая проверка проводится при условии письменного уведомления страхователя не позднее, чем за 10 календарных дней до дня проведения такого мероприятия. Уведомление направляется страхователю заказным письмом или телефонограммой или предоставляется под расписку руководителю или главному бухгалтеру этого страхователя или уполномоченному руководителем лицу. Фонд получает почтовое уведомление о вручении предприятию или предпринимателю такого заказного письма, в котором указана дата его получения.

В соответствии с разделом III Положения № 63 — страховые эксперты наделены правом, в частности: беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам; вносить работодателям обязательные для исполнения представления о нарушении законодательства об охране труда, а центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, — представление о применении административных взысканий или привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения, а также о запрете дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, работа на которых угрожает здоровью или жизни работников.

Может ли субъект хозяйствования осуществлять видеофиксацию процесса проверки Фондом?

Законодательством Украины о социальном страховании и другими нормативно-правовыми документами Фонда видеофиксация процесса проверки не предусмотрена.

Какова ответственность за недопуск к проведению плановой проверки?

В соответствии с п. 3.5 Инструкции № 29, в случае если страхователь отказывается от проведения плановой или внеплановой проверки, должностными лицами органа Фонда составляется акт об отказе от допуска к проверке в произвольной форме, который вручается руководителю или главному бухгалтеру (бухгалтеру) или уполномоченному руководителем лицу под расписку или отправляется заказным письмом.

На основании п. 3 части первой ст. 10 Закона № 1105 Фонд имеет право останавливать выплаты из Фонда в случае отказа или препятствования со стороны работодателя в проведении проверки, выявления фактов представления им Фонду недостоверных сведений или нарушения порядка использования работодателем средств Фонда.

(Письмо Фонда социального страхования от 12.03.2018 г. № 6-29-794)

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42