Новости

Минсоцполитики развенчивает мифы о пенсионной системе

06.07.2018 / 10:20
Минсоцполитики развенчивает мифы о пенсионной системе

Мизерные пенсии

Абсолютно правильным является утверждение о низком уровне пенсий украинцев, но это, по обыкновению, лишь вступление в манипуляцию, которая заканчивается компрометацией пенсионной системы.

На самом деле размер пенсий полностью соответствует уровню официальных доходов населения. Во-первых, уровень доходов прямо влияет на размер отчислений в Пенсионный фонд и выплату пенсий сегодняшним пенсионерам; во-вторых, он так же влияет на размер будущей пенсии тех, кто уплачивает эти взносы сегодня. Следовательно, мизерные пенсии являются прямым следствием мизерных официальных доходов.

Почему именно «официальных» доходов? Потому что взносы в пенсионную систему уплачиваются только с декларируемой части заработка, а теневой рынок не принимает участия в пенсионной программе, вместе с тем, он составляет около 30 % экономики Украины.

Как повысить пенсии? Ответ очевиден — увеличить официальные доходы населения посредством роста зарплат и проведения детенизации экономики. Именно такой путь преодоления проблемы определило и внедряет правительство.

Поэтому когда вы слышите от одного и того же человека сразу два тезисы «пенсии мизерные» и «увеличение зарплат — это негатив, потому что существуют дополнительные налоговые нагрузки», — перед вами типичный демагог и агитатор теневой экономики.

На мизерные пенсии невозможно прожить

Да, на минимальную пенсию без государственной поддержки прожить невозможно. Повысить размер пенсий можно только путем развития и детенизации экономики и увеличения доходов населения, но это длительный во времени процесс. Итак, что делать пенсионерам сегодня?

Ответ один — в полной мере использовать всю государственную поддержку, на которую имеют законное право. Речь идет и о программе субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, и о той помощи, которую оказывают местные органы власти.

Напомним, что еще совсем недавно минимальная заработная плата составляла 1 600 грн — именно за такие деньги работали 67 тысяч руководителей частных предприятий и с таких сумм значительное количество людей делали отчисления на пенсионные выплаты. «Защитники» такого бизнеса были уверены, что на эти 1 600 грн абсолютно реально прожить, и выступали категорически против увеличения уровня оплаты труда, ведь это означало увеличение отчислений, в том числе на пенсии. В результате после повышения минимальной зарплаты выросли поступления в Пенсионный фонд, состоялась частичная детенизация рынка оплаты труда, и никто в тень не пошел и массово не обанкротился. Но то уже другая история.

Пенсионная система несправедлива

После проведения пенсионной реформы и отмены специальных пенсий для отдельных категорий граждан, единственная выявленная несправедливость — это несправедливые условия оплаты труда в предыдущие периоды для сегодняшних пенсионеров, когда люди, тяжело и долго работая, получали копеечные зарплаты.

Сегодняшняя пенсионная система имеет страховой характер, соответственно, страховым случаем является достижение застрахованного лица пенсионного возраста. Что имеется в виду, когда речь идет о страховом принципе — за каждого участника пенсионной системы работодатель вносит страховые взносы в Пенсионный фонд, которые и составляют будущую пенсию. Это, к примеру, абсолютно отвечает принципам страхования жизни от несчастных случаев и здоровья.

Для этого страховой взнос уплачивается работодателем за работника ежемесячно в Пенсионный фонд, фиксируется электронной системой и привязывается к уровню средней зарплаты на данный конкретный момент времени. Чем выше взнос за уровень средней зарплаты — тем большей будет пенсия, и наоборот: чем меньше взнос — тем меньше будет пенсия. Согласитесь, что это абсолютно справедливо.

Вместе с тем продолжительность уплаты и сумма уплаченных страховых взносов полностью коррелируются с продолжительностью и суммой получаемой пенсии. Речь идет о том, что научными работниками определен актуарный возраст (средняя продолжительность жизни людей после достижения пенсионного возраста) и рассчитана средняя сумма необходимых страховых взносов для получения пенсии соответствующего уровня в течение всего актуарного возраста.

Да, к сожалению, страховой случай может не наступить из-за внезапной смерти человека. Так же может не наступить страховой случай и после страхования здоровья, в том случае, когда человек не заболеет, — но еще никто после такого не говорил о несправедливости и не требовал вернуть уплаченные взносы, которые идут на страхование выплаты другим. Очевидно, что и тут несправедливости нет.

Тогда где несправедливость? Исключительно в манипулятивных фантазиях популистов, пытающихся вернуть ручное управление пенсионными выплатами, и возможность предоставления преференций отдельным категориям населения в виде подачек для достижения собственных политических интересов.

Пенсионный возраст увеличили

Пенсионная система является комплексным вопросом, сложность которого предоставляет возможности определенным лицам посредством демагогии и манипуляции компрометировать положительные изменения. Попробуем разобраться с вопросом пенсионного возраста и продолжительностью страхового стажа.

 Прежде всего, разницы между страховым и трудовым стажем при начислении пенсии не существует. Поэтому можете пересмотреть видео или личные страницы в соцсетях тех «экспертов», что пророчили Армагеддон из-за отсутствия страхового стажа до 2000 г., и сделать соответствующие выводы относительно этих персонажей.

Такая же ситуация и со страховым стажем: минимальное требование — 15 лет стажа для права на пенсию осталась без изменений. Как и ранее, те, кто не имеют 15 лет стажа, не получают пенсию, а вместо нее таким людям с 65 лет начисляется государственная помощь лицам, не имеющим права на пенсию в размере прожиточного минимума за средства налогоплательщиков.

Вместе с тем изменен возраст выхода на пенсию в зависимости от продолжительности страхового стажа. Для тех, кто выполнил условия пенсионной программы и имеет стаж 35 лет, пенсионный возраст остался без изменений и составляет 60 лет.

Изменения коснулись тех, кто имеет неполный стаж, обусловленный балансированием количества и продолжительности уплаты взносов с количеством и продолжительностью получаемой пенсии. Чем меньшее количество времени человек принимал участие в пенсионной программе, тем меньше времени он имеет право получать пенсионные выплаты, что вполне логично и справедливо в отношении тех людей, которые полностью выполнили условия программы.

Итак, можно ли говорить о поднятии пенсионного возраста? Для тех людей, которые честно выполняют условия пенсионной программы, — однозначно нет. Для тех, кто не выполняет пенсионную программу или выполняет частично, — предусмотрен дифференцированный подход.

Накопительный уровень сразу спасет украинцев

На самом деле накопительный уровень может обеспечить некоторый дополнительный процент к основной пенсии, которая формируется солидарным уровнем, но не более того. Во-первых, взносы в накопительную систему осуществляются не работодателем, а самым работником из зарплаты. Но будут ли значительной суммой такие отчисления, принимая во внимание размер сегодняшних официальных зарплат — даже самые активные приверженцы накопительного уровня затрудняются ответить утвердительно. Во-вторых, сегодняшние взносы дадут результат минимум через двадцать или тридцать лет. То есть только через несколько десятилетий сумма таких взносов вместе с процентами, которые эти деньги еще должны заработать чтобы, как минимум, избежать обесценения, позволит рассчитывать на увеличение пенсионных выплат.

Нужен ли накопительный уровень? Однозначно да. Но он точно не является панацеей для сегодняшних пенсионеров и для тех, кто имеет больше тридцати пяты лет.

Нужно ли внедрять его как можно быстрее? Исключительно после основательной проработки механизма работы и создания всех предохранителей от потери или обесценивания взносов в течение всего времени до наступления пенсионного возраста человека.

Демография ставит крест на солидарной пенсионной системе

На самом деле демографическая ситуация в Украине мало чем отличается от тенденций, например, в Польши, где уровень пенсий на несколько порядков выше нашего. Почему же тогда люди верят в демографическую составляющую сегодняшних проблем пенсионной системы? Потому что сторонники мифа о сегодняшней демографической катастрофе пенсионной системы обычно используют манипуляции со статистикой, а именно — сравнивают количество плательщиков взносов и пенсионеров. Да, количество плательщиков отчислений в пенсионную систему и является одной из ключевых проблем, но к демографической ситуации не имеет никакого отношения. Ведь трудоспособного населения соответствующего возраста в Украине в полтора раза больше чем плательщиков страховых взносов. Разница в цифрах учитывает и тех, кто работает в теневом секторе экономики, и тех, кто работает за рубежом, не уплачивая пенсионные взносы. Итак, проблема является сугубо экономической, а не демографической.

Вместе с тем все те люди, которые сегодня работают в тени не уплачивая взносы, в будущем будут претендовать на выплаты лицам, лишенным права на пенсию, в размере прожиточного минимума за счет будущих налогоплательщиков. Но связана ли эта проблема с демографической ситуацией? Очевидно, что нет.

Возвращаясь к вопросу демографии, следует отметить, что, действительно, демографические тенденции являются объективно негативными, но значительные последствия от них будут ощутимы в будущем, однако отнюдь не сегодня или в следующем году. И правительство совместно с учеными работает над решением этой проблемы посредством введения специальных социальных и экономических программ и проектов.

«Горячие линии»

Дата: 19 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00