Новости

Налог на выведенный капитал: чего ждать

06.07.2018 / 16:00

Верховной Радой Украины зарегистрирован законопроект от 05.07.2018 г. № 8557, которым предусмотрена замена с 01.01.2019 г. налога на прибыль предприятий налогом на выведенный капитал. При этом на три года (до 31.12.2021 г.) разрешается применение налога на прибыль предприятий банками по их решению. Также законопроект предусматривает, что сумма дивидендов, выплачиваемая за 2018 г. (а для банков, продливших уплату налога на прибыль предприятий после 01.01.2019 г., за 2021 г.), не будет облагаться налогом на выведенный капитал в пределах объема налогооблагаемой прибыли, из которой ранее был уплачен налог на прибыль предприятий.

Объектом налогообложения налогом на выведенный капитал определяются операции по выводу капитала и операции, приравненные к операциям по выводу капитала.

К операциям по выводу капитала будет принадлежать выплата дивидендов в пользу неплательщика налога, выплата части прибыли государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями, возврата вкладов владельцу корпоративных прав — неплательщику налога (в сумме, превышающей стоимость взноса, осуществленного основателем и/или владельцем в уставной капитал такого юридического лица) и т. п.

К операциям, приравненным к операциям по выводу капитала, в частности, будут относится:

  • проценты, уплаченные нерезидентам — связанным лицам и нерезидентам, зарегистрированным в государствах, являющихся низконалоговыми юрисдикциями;
  • выплаты в рамках договоров страхования или перестрахования в пользу страховщиков-нерезидентов (в отдельных случаях);
  • финансовая помощь, предоставленная плательщиком налогов, которая не подлежит возврату или предоставлена связанному лицу, или предоставленная несвязанному лицу и остается невозвращенной в течение 12 месяцев (кроме частных случаев);
  • выплата (перевод), что осуществляется в связи с: переводом средств со счетов в украинских банках на счета налогоплательщика, открытые за рубежом; погашением обязательств, возникших по договорам, исполнение которых не приводит к зачислению средств на счета налогоплательщиков в украинских банках или до получения налогоплательщиком имущества, работ, услуг;
  • хозяйственные операции, признанные контролируемыми по правилам трансфертного ценообразования, если их условия не соответствуют принципу «витягнутої руки», в части доначисленных сумм;
  • операции по бесплатному предоставлению имущества неплательщику налога (кроме частных случаев);
  • выплаты, осуществляемые в связи с вложением в объекты инвестиций (в том числе приобретением имущества), которые находятся за пределами территории Украины, приобретением работ, услуг у неплательщика налога — нерезидента, и/или передача имущества, оказание работ, услуг неплательщику налога — нерезиденту (если расчеты или поставки имущества, работ, услуг по соответствующим операциям не осуществлено в 360-дневный или иной срок в соответствии с законодательством);
  • средства и/или стоимость имущества, переданные в уставной капитал неплательщика налога;
  • средства и/или стоимость имущества, выплаченные в связи с приобретением товаров, работ и услуг у связанных физических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • выплата роялти в суммах превышения лимита и в других частных случаях.

Плательщиками налога на выведенный капитал предусмотрено определить резидентов (субъектов хозяйствования — юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами) и нерезидентов (юридических лиц, осуществляющих на территории Украины определенную Кодексом деятельность, и постоянные представительства нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины).

Предусматривается применение таких ставок налога на выведенный капитал:

  • 15 % — к операциям по выводу капитала;
  • 20 % — к операциям, приравненным к операциям по выводу капитала (кроме указанных ниже операций, облагаемых налогами по ставке 5 %);
  • 5 % — к средствам, уплаченным во исполнение долговых обязательств связанным лицам — нерезидентам (в случаях превышения совокупной суммы долговых обязательств перед всеми связанными лицами — нерезидентами над суммой собственного капитала плательщика более чем в 3, 5 раза (для финансовых учреждений и компаний, производящих исключительно лизинговую деятельность, — более чем в 10 раз) или регистрации нерезидента в государстве, являющимся низконалоговой юрисдикцией, будет применяться ставка 20 %).

Предусмотрено создание Реестра плательщиков налога на выведенный капитал, данные которого будут обнародоваться на веб-сайте Государственной фискальной службы Украины. На начальном этапе (до 31.12.2018 г.) Реестр будет сформирован Государственной фискальной службой Украины путем включения в него плательщиком налога на прибыль предприятий, зарегистрированных в контролирующих органах по состоянию на 01.12.2018 г. (кроме банков, принявших решение уплачивать налог на прибыль предприятий).

Кроме того, с целью обеспечения прозрачности администрирования налога предполагается введение автоматизированного анализа налоговой информации. Для этого при осуществлении с неплательщиком налога операций, являющихся объектом налогообложения, в расчетных документах плательщика налога будет указываться в установленном Нацбанком Украины порядке код операции. Группированная по кодам операций информация о средствах, перечисленных плательщиком налога неплательщику налога (без идентификации лица — неплательщика налога, с которым была осуществлена операция), будет предоставляться контролирующим органам для сопоставления с налоговой отчетностью в автоматическом режиме и будет отражаться вместе с результатами сравнения в электронном кабинете плательщика налога.

Суммы переплат по налогу на прибыль предприятий, сформированные до 01.01.2019 г., налогоплательщики смогут использовать в счет уменьшения денежных обязательств по налогу на выведенный капитал или эти суммы будут возвращены плательщикам в установленном порядке.

«Горячие линии»

Дата: 2 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00