Новости

Докладная записка в качестве основания проведения фактической проверки: позиция Верховного суда

07.08.2019 / 13:40
Докладная записка в качестве основания проведения фактической проверки: позиция Верховного суда

Наталья Сухарева, аудитор


Касаясь темы фактических проверок субъектов хозяйствования, давайте в первую очередь вспомним основания для их проведения.

Таких оснований в ст. 80 НКУ прописано в количестве семи подпунктов, а именно с пп. 80.2.1. по пп. 80.2.7 п. 80.2.

Таким образом, исходя из вышеупомянутых норм, фискальный орган принимая решение о проведении фактической проверки того или иного плательщика должен в приказе по такой проверке указать ссылки на истинные нарушения субъектом хозяйствования.

И тем не менее, как показывает на сегодняшний день практика, контролирующие органы в вышеупомянутых приказах осуществляют ссылки — именно как на основание проведения фактической проверки — на докладную записку структурного подразделения налогового органа.

В свою очередь, при обзоре последней судебной практики по данному вопросу привлекло внимание постановление Верховного Суда по делу от 05.03.2019 г. № 820/4893/18 (далее — Постановление). Именно в нем речь идет о признании противоправным и отмене приказа. Одно из предприятий Харьковской области обратилось в суд именно по поводу того, что в приказе на проведение фактической проверки не указано конкретного основания, при наличии которого может проводиться данная проверка, зато перечислены нормы кодекса.

Вместе с тем, отстаивая фискальную функцию, налоговый орган настаивал на «...достаточности указания в приказе о назначении проверки соответствующей нормы кодекса, а также утверждал, что суды не должны вмешиваться в дискреции (решения должностным лицом или государственным органом любого вопроса по своему усмотрению) субъекта властных полномочий, что заключается в свободном выборе контролирующим органом вида проверки, которая наиболее эффективно обеспечит реализацию функции налогового контроля».

Кроме того, как усматривается из содержания Постановления «... судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для принятия обжалуемого приказа стала докладная записка заместителя начальника управления фискального органа, в котором просили руководителя налогового органа поручить подчиненным подразделениям принять меры в рамках действующего законодательства по ряду вопросов, в частности: исследовать возможность использования в хозяйственной деятельности приобретенных ТМЦ, соответствие их учета, порядок ведения расчетных и кассовых операций; установить наличие квалифицированного персонала и физическую возможность выполнения задекларированных услуг, учитывая специфику выполненных работ, в пределах чего исследовать вопросы использования труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты доходов в виде зарплаты без уплаты налогов; проверить наличие остатков ТМЦ на собственных и арендованных складских помещениях».

Как видно из вышесказанного, аналогично приказу, докладная записка не содержит никакой информации о том, в рамках каких именно мероприятий установлено несоответствие деятельности предприятия требованиям действующего законодательства; на основании указания или документов установлены факты сомнительности; сомнительность каких именно операций или другие доказательства совершения таких операций, установлены контролирующим органом. Понятно, что одним из законных способов защиты налогоплательщика стало обращение в суд.

Принимая решение в пользу плательщика Харьковской области Верховный Суд пришел к выводу, что докладная записка — как основание, которое подпадает под действие п. 80.2 ст. 80 НКУ — должна содержать информацию о хотя бы вероятных, однако конкретных нарушениях субъектом хозяйствования законодательства, контроль за которым как раз возложен на фискальные органы.

Таким образом, советуем субъектам хозяйствования не бояться проверок контролирующих органов, проверять законность оснований для их назначения и проведения, периодически знакомиться с судебной практикой по соответствующим вопросам и уверенно обращаться в судебные органы.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42