Новости

Декриминализация «фиктивного предпринимательства». Какая альтернатива?

25.09.2019 / 09:00
Декриминализация «фиктивного предпринимательства». Какая альтернатива?

Виктория Горожанова, адвокат ID Legal Group


18.09.2019 г. во втором чтении Верховная Рада приняла законопроект № 1080 и фактически состоялся запланированный этап гуманизации уголовной ответственности за совершение фиктивного предпринимательства и умышленного уклонения от уплаты налогов в Украине. Такое впечатление, что ранее за указанные уголовные правонарушения предназначалось наказание в виде пожизненного лишения свободы. Фактически санкция ст. 205 УКУ не предусматривала лишения свободы, а ограничивалась штрафами. Кроме того, трудно вспомнить и реальные приговоры с лишением свободы по ст. 212 УКУ. С точки зрения законодателей такие шаги с декриминализацией значительно уменьшат давление на бизнес. Однако возникает вопрос: «Как контролировать и препятствовать созданию фиктивных предприятий?» Ведь незаконность их создания и дальнейшего использования очевидна. Какая альтернатива?

Альтернативу сегодня правоохранительные органы все же видят в применении в случае государственной регистрации на «подставное лицо» субъекта предпринимательской деятельности ст. 2051 УКУ «Подделка документов, предоставляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц — предпринимателей», санкция которой, кстати, предусматривает наказание более тяжкое, чем в ст. 205 УКУ.

Диспозиция ст. 2051 УКУ заключается во внесении в документы, которые подаются для государственной регистрации заведомо ложных сведений и предоставления документов, которые уже содержат заведомо ложные сведения. Но можно ли считать заведомо ложными сведениями указания в документах данных лица в качестве учредителя предприятия или физического-лица — предпринимателя, которое в дальнейшем не собирается заниматься предпринимательской деятельностью? Этот вопрос открытый. Поскольку в документы вносятся только личные данные лица и его подпись, которые на время внесения фактически соответствуют действительности, а предпринимательскую деятельность такое лицо не осуществляет уже после государственной регистрации. Неосуществлением конкретным лицом в дальнейшем предпринимательской деятельности фактически и доказывалось незаконное создание такого субъекта предпринимательства. В понимании содержания ст. 2051 УКУ уголовное преступление заключается во внесении в регистрационные документы заведомо ложных сведений или представление заведомо ложного документа, однако фактически для регистрации используются подлинные документы реальных людей, которые соответствуют действительности и, как правило, именно эти люди и подписывают регистрационные документы или доверенности. Поэтому формально регистрация предприятия на «подставное лицо» не подпадает под ст. 2051 УКУ. Поэтому сегодня такие неправомерные действия фактически не запрещенные законом.

Повышение размера сумм фактического уклонения от уплаты налогов по части первой  ст.212 УКУ с 1000 до 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан, что составляет 2,8 млн грн и, соответственно, части второй ст. 212 — с 3000 до 5000, что составляет 4,8 млн грн, и по части третьей  ст. 212 — с 5000 до 7000, что составляет 6,7 млн, довольно логично и соответствует реалиям жизни сегодня в Украине, учитывая, что санкция ст. 212 УКУ более чем гуманная и предусматривает исключительно штраф (кроме части третьей, дополненной конфискацией имущества).

Декриминализация уголовных преступлений по ст. 205 и ст. 212 УКУ, бесспорно, приведет к увеличению количества фиктивных предприятий в Украине и осложнит работу правоохранительных органов при доказательстве подозреваемым и обвиняемым по уголовным производствах умышленного уклонения от уплаты налогов. Однако одновременно лишит возможности недобросовестных сотрудников правоохранительных органов одного из рычагов воздействия на субъекты хозяйствования без законных оснований.

«Горячие линии»

Дата: 24 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42