Новости

Путь к утверждению прав человека

27.11.2014 / 11:47
Путь к утверждению прав человека

В рамках Всеукраинской недели права в Центральном офисе по обслуживанию крупных плательщиков состоялся сеанс телефонной связи «горячая линия» на тему «Реализация прав человека и правозащитной деятельности в органах ДФС».


Обращение граждан является важным средством обеспечения, защиты и утверждения прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией Украины. В соответствии с Законом Украины от 02.10.96 г. № 393/96-ВР «Об обращениях граждан» под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.

Приводим ответы на самые актуальные вопросы, поступившие от налогоплательщиков.

Какие обращения не подлежат рассмотрению и решению?

Ответ. Письменное обращение без указания места жительства, не подписанное автором (авторами), а также такое, из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, а также те обращения, сроки рассмотрения которых предусмотрены ст. 17 Закона Украины «Об обращениях граждан», и обращения лиц, признанных судом недееспособными.

Решение о прекращении рассмотрения такого обращения принимает руководитель органа, о чем сообщается лицу, подавшему обращение.

Какие критерии дают право плательщику налога на добавленную стоимость на получение автоматического бюджетного возмещения НДС ?

Ответ. Минфин Украины приказом от 14.11.2014 г. № 1128 утвердил Порядок определения соответствия плательщика налога на добавленную стоимость критериям, которые дают право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, предусматривающий, что для получения права на автоматическое бюджетное возмещение сумм НДС плательщик налога должен соответствовать одновременно критериям, определенным п. 200.19 ст. 200 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

Определение соответствия плательщика НДС указанным критериям проводится в автоматизированном режиме в течение 15 календарных дней после предельного срока представления отчетности.

По результатам проведения автоматизированной сверки соответствия данных плательщика НДС критериям на автоматическое возмещение ГФС Украины не позднее 15-го календарного дня после предельного срока представления отчетности формирует два перечня плательщиков НДС:

  • перечень плательщиков НДС, которые соответствуют критериям, определенным в Кодексе, и имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС;
  • перечень плательщиков НДС, которые не соответствуют критериям, определенным в Кодексе, и не имеют права на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

Кроме того, предусмотрено, что возмещение инвестору (оператору) по соглашению о распределении продукции осуществляется без применения критериев на получение автоматического бюджетного возмещения, указанных в Порядке.

Приказ зарегистрирован Минюстом Украины 17.11.2014 г. под № 1454/26231 и вступает в силу 1 января 2015 г.

Имеет ли право налогоплательщик на обжалование заключений актов проверок?

Ответ. Реализация органами государственной налоговой службы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством, в соответствии с пп. 20.1.4 п. 20.1 ст. 20 Кодекса осуществляется путем проведения проверок налогоплательщиков (кроме Нацбанка Украины) в порядке, установленном этим Кодексом.

По результатам проведенных проверок согласно п. 86.1 ст. 86 Кодекса органы ГНС составляют акт или справку такой проверки, которые подписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления при проверке нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

При этом определение сумм налогов, подлежащих уплате плательщиком в бюджет, в соответствии со ст. 58 Кодекса осуществляется органом ГНС путем направления (вручения) налогоплательщику налогового уведомления-решения.

Налогоплательщик, который считает, что решением, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы, для их защиты согласно п. 1 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАС), имеет право обратиться в административный суд.

В административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений, совершенные ими при осуществлении властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий, если налогоплательщик считает, что этими решениями, действиями или бездеятельностью его права или свободы нарушены либо нарушаются, созданы либо создаются препятствия для их реализации либо существуют другие ограничения прав или свобод (ст. 2, пп. 1 п. 2 ст. 17 КАС).

Из приведенных норм права следует, что налогоплательщик по собственному усмотрению определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действия или бездеятельность должны быть такими, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Следует отметить, что заключения акта проверки и собственно сам акт проверки (в том числе акт проверки, на основании которого в дальнейшем было возбуждено уголовное дело), не является решением органа властных полномочий, а значит не порождают для налогоплательщика наступления каких-либо юридических последствий и не влияют на его права, обязанности и законные интересы, что, в свою очередь, исключает возможность такого налогоплательщика, с учетом ст. 17 КАС, на их обжалование в судебном порядке.

Вместе с тем следует учитывать, что налогоплательщиком могут быть обжалованы определенные процессуальные действия органа ГНС при проведении проверки (например, изъятие оригиналов первичных документов и т. п.), кроме действий по оформлению и составлению акта проверки.

Что касается акта проверки, на основании которого в дальнейшем было возбуждено уголовное дело, то заключения такого акта наряду с другими доказательствами могут быть предметом исследования в уголовном процессе.


Е. Добровольськая,
начальник информационно-коммуникационного управления
Межрегионального главного управления
Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков,

и Н. Туман, начальник управления правовой работы

«Горячие линии»

Дата: 9 апреля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42