Письмо

Письмо ГФС Украины от 03.12.2014 г. № 13311/7/99-99-19-03-02-17

05.12.2014 / 15:02
Письмо ГФС Украины от 03.12.2014 г. № 13311/7/99-99-19-03-02-17

Об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины

(Извлечение)

Главным управлениям ГФС в областях, г. Киеве,
МГУ ГФС — ЦО по обслуживанию крупных плательщиков
Таможне ГФС

 

Государственная фискальная служба Украины в связи со вступлением в силу Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» сообщает.

1. Общие положения

Законом Украины от 12 августа 2014 года № 1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (далее - Закон № 1636) вводится свободная экономическая зона «Крым» (далее - ВЭЗ «Крым»), функционирование которой на период временной оккупации осуществляется с учетом особенностей, определенных разделом II «Переходные положения» Закона № 1636.

Закон № 1636-VII опубликован 26.09.2014 г. в издании «Голос України» № 184 (5934) и согласно п. 1 раздела III «Заключительные положения» этого Закона вступил в силу со дня, следующего за днем его опубликования - 27.09.2014 г.

Подпунктом 2 п. 5 раздела ІІІ «Заключительные положения» Закона № 1636 подраздел 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) дополнен пунктом 26, согласно которому на период действия Закона Украины от 15 апреля 2014 года № 1207-VII «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» нормы НКУ должны применяться с учетом особенностей, определенных Законом № 1636.

В пределах ВЭЗ «Крым» создается свободная таможенная зона (п. 3.2 ст. 3 Закона № 1636).

Территории свободных таможенных зон считаются находящимися вне пределов таможенной территории Украины (п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Украины (далее - ТКУ)).

Деятельность плательщиков на территории свободной экономической зоны приравнивается к деятельности нерезидентов за пределами таможенной территории Украины.

Для целей применения налогового и таможенного законодательства договоры, заключенные между субъектами хозяйствования с местонахождением (местом жительства) на территории ВЭЗ «Крым» и другими субъектами хозяйствования, являются документами, используемыми вместо внешнеэкономических договоров (контрактов) (п. 6.5 ст. 6 Закона № 1636).

Любые налоги, начисленные/уплаченные на территории ВЭЗ «Крым», не учитываются при определении налоговых обязательств и расходов на другой территории Украины (пп. 6 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636).

Подпунктом 3 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636 установлено, что с 1 июня 2014 года считается аннулированной налоговая регистрация лиц, которые по состоянию на 31 мая 2014 года имели местонахождение (место жительства) и состояли на учете в контролирующих органах на территории Автономной Республики Крым или города Севастополя.

Таким образом, субъекты хозяйствования, зарегистрированные на территории ВЭЗ «Крыма» и не перерегистрированные на другую территорию Украины, 1 июня 2014 года утратили статус плательщиков налога на добавленную стоимость, не имеют права на составление налоговых накладных и не представляют налоговую отчетность.

2. Особенности обложения НДС на территории ВЭЗ «Крым»

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции налогоплательщиков, перечисленные в п. 185.1 ст. 185 раздела V НКУ, а именно:

поставки товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 раздела V НКУ, в том числе операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору), на товары, передаваемые на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору;

поставки услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 раздела V НКУ;

ввоза товаров на таможенную территорию Украины;

вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины;

поставки услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа, а также грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным, а также авиационным транспортом.

2.1. Поставка услуг на территории ВЭЗ «Крым»

Место поставки товаров/услуг определяется по правилам, установленным ст. 186 раздела V НКУ.

Таким образом, операции налогоплательщиков по поставке услуг, местом поставки которых в соответствии с пунктами 186.2 - 186.4 ст. 186 раздела V ТКУ определена территория ВЭЗ «Крым», не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, поскольку согласно п. 2 ст. 9 ТКУ территория свободной таможенной зоны, созданной в пределах ВЭЗ «Крым», считается находящейся вне пределов таможенной территории Украины.

2.2. Поставка товаров на территории ВЭЗ «Крым»

Подпунктом 1 п. 12.3 ст. 12 Закона № 1636 определено, что при временной оккупации общегосударственные налоги и сборы, определенные ст. 9 НКУ, ст. 271 ТКУ, единый взнос, установленный Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», и сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, взимание которого осуществляется в соответствии с Законом Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», не взимаются из доходов, полученных юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на временно оккупированной территории, операций и/или из других объектов налогообложения (в том числе объектов, связанных с налогообложением) на временно оккупированной территории.

Таким образом, при осуществлении плательщиками налогов операций по поставке товаров/имущества, местом поставки которых в соответствии с пунктами 186.1, 186.2 - 186.4 ст. 186 раздела V Налогового кодекса Украины определена территория ВЭЗ «Крым», налог на добавленную стоимость не взимается (то есть плательщики налогов по таким операциям не определяют ни налоговых обязательств, ни налогового кредита).

3. Ввоз/вывоз товаров на/с территорию(и) ВЭЗ «Крым»

Вывоз товаров с территории Украины на территорию ВЭЗ «Крым» приравнивается к вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины и считается экспортом (пп. 5 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636).

В соответствии с пп. 195.1.1 п. 195.1 ст. 195 раздела V НКУ операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины облагаются налогом по нулевой ставке. Таким образом, к операциям по вывозу товаров на территорию ВЭЗ «Крым» с другой территории Украины применяется нулевая ставка НДС.

При этом обязательным условием применения нулевой ставки налога является наличие в таможенной декларации соответствующей отметки таможни, осуществляемой оформление вывоза товара (груза) на территорию ВЭЗ «Крым», о пересечении товаром (грузом) границы между территорией ВЭЗ «Крым» и другой территорией Украины.

Плательщики налога, осуществляемые вывоз товаров с другой территории Украины на территорию ВЭЗ «Крым», отражают такие операции в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном для других экспортных операций (в строке 2.1 раздела І «Податкові зобов’язання»). При определении отрицательного значения по результатам отчетного периода такое отрицательное значение учитывается при определении сумм бюджетного возмещения в общеустановленном порядке.

Ввоз товара с территории ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины приравнивается к ввозу товара из-за пределов таможенной территории Украины на таможенную территорию Украины и считается импортом (пп. 5 п. 12.4 ст. 12 Закона № 1636).

Такие операции являются объектом обложения НДС на общих основаниях. Объем товаров, ввозимых с территории ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины, и НДС, уплаченный при их таможенном оформлении, подлежит отражению в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в соответствующих строках раздела ІІ «Податковий кредит». При условии соблюдения правил по формированию налогового кредита, установленных НКУ, такие суммы налога могут быть включены в состав налогового кредита.

Ставка налога (7% или 20%) либо режим освобождения от обложения НДС при осуществлении операций по ввозу товаров с территории ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины будет применяться в зависимости от режима налогообложения и вида товара, определенного НКУ для операций по ввозу таких товаров на таможенную территорию Украины.

4. Освобождение от обложения НДС

Для операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины (п. 6.4 ст. 6 Закона № 1636), и переводу (эвакуации) материальных активов с ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины (пп. «б» п. 15.1 ст. 15 Закона № 1636) предусмотрено освобождение от обложения НДС при таможенном оформлении со следующими особенностями.

4.1. Ввоз товаров, которые были произведены, достаточно переработаны или ввезены на таможенную территорию Украины и выпущены для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины

Если такие товары состояли на балансе ввозимого их предприятия до 27 апреля 2014 года, то их ввоз на другую территорию Украины до 1 января 2015 года будет осуществляться без применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (п. 6.4 ст. 6 Закона № 1636).

Перечень мер нетарифного регулирования определен пп. 14.1.61 п. 14.1 ст. 14 раздела І НКУ.

К мерам тарифного регулирования в сфере импорта относятся таможенные тарифы, пошлины, налоги и сборы с ввозимых на таможенную территорию товаров, включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог.

Таким образом, до 1 января 2015 года операции по ввозу с территории ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины товаров, определенных п. 6.4 ст. 6 Закона № 1636, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

При ввозе с ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины указанных выше товаров для подтверждения права на применение льготного режима налогообложения, определенного п. 6.4 ст. 6 Закона № 1636, плательщик может представить в таможенный орган документы, подтверждающие нахождение таких запасов на балансе плательщика по состоянию на 27 апреля 2014 года.

Такими документами могут быть:

баланс предприятия (другая финансовая отчетность) по состоянию на 1 января 2014 года;

инвентаризационная ведомость, составленная по результатам проведения инвентаризации товарных остатков по состоянию на 1 января 2014 года или на любую другую дату в 2013 - 2014 годах, но только до 27 апреля 2014 года;

для товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины и выпущенных для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины, - таможенная декларация, оформленная до 27 апреля 2014 года по правилам, установленными ТКУ;

первичные документы, подтверждающие приобретение (производство) товаров до 27 апреля 2014 года.

4.2. Перевод (эвакуация) материальных активов с ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины

Согласно пп. «б» п. 15.1 ст. 15 Закона № 1636 предоставляется освобождение от любого налогообложения (в том числе согласно ст. 271 ТКУ) основных средств и малоценных, а также быстроизнашивающихся предметов, принадлежащих юридическим лицам, которые переносят место своей деятельности с временно оккупированной территории на другую территорию Украины, и вывозятся для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, при условии, что такие основные средства состояли на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2014 года в свободном обороте на территории Украины.

При переводе (эвакуации) с ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины материальных активов для подтверждения права на применение льготного режима налогообложения, определенного пп. «б» п. 15.1 ст. 15 Закона № 1636, плательщик может представить в таможенный орган документы, подтверждающие нахождение таких запасов и материальных активов на балансе плательщика по состоянию на 1 января 2014 года.

Такими документами могут быть:

налоговая декларация по налогу на прибыль предприятия за 2013 год (приложение АМ к декларации);

баланс предприятия (другая финансовая отчетность) по состоянию на 1 января 2014 года, в котором отражена информация об имеющихся необоротных активах;

инвентаризационная ведомость, составленная по результатам проведения инвентаризации необоротных активов по состоянию на 1 января 2014 года;

для основных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины и выпущенных для свободного оборота на временно оккупированной территории Украины, - таможенная декларация, оформленная до 1 января 2014 года по правилам, установленным ТКУ;

первичные документы, подтверждающие приобретение (создание, производство) основных средств до 1 января 2014 года.

Основные средства, переведенные (эвакуированные) с ВЭЗ «Крым» на другую территорию Украины, могут быть отчужденными до их ввода в эксплуатацию по новому месторасположению на другой территории Украины или в течение 12 месяцев после такого ввода в эксплуатацию при условии уплаты налогов, сборов согласно ст. 30 раздела І НКУ.

То есть установленное пп. «б» п. 15.1 ст. 15 Закона № 1636 условие предоставления налоговой льготы определяет целевое назначение для основных средств, ввезенных на другую территорию Украины из территории ВЭЗ «Крым», и устанавливает ограничение относительно периода их отчуждения.

Согласно п. 30.8 ст. 30 раздела І НКУ налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины.

Таким образом, если основные средства, ввезенные с территории ВЄЗ «Крым» на другую территорию Украины, будут отчуждены без вода их в эксплуатацию или до истечения 12 месяцев после такого ввода в эксплуатацию, плательщик налога, осуществивший поставку таких основных средств, должен, кроме налоговых обязательств, насчитать пеню в размере 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины за период с даты их растаможивания до даты уплаты начисленных сумм налога в бюджет.


Председатель И. БИЛОУС

«Горячие линии»

Дата: 9 апреля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42