Новости

Изменения в Налоговый кодекс: ни либеральных, ни жестоких

09.12.2015 / 21:13
Изменения в Налоговый кодекс: ни либеральных, ни жестоких

Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина прокомментировала ситуацию вокруг налоговой реформы.

Это интервью не было запланировано. Просто на заседании профильного комитета парламента 9 декабря 2015 г. рассматривался ряд «крайне актуальных» вопросов. Например, освобождение от уплаты НДС электромобилей, которые обнищавшие соотечественники сразу бы побежали покупать. Например, приведение в соответствие с действительностью законодательства о налогообложении алкогольного пива (не сезон, как минимум). И тут — фраза самой Нины Южаниной: «Вот подумала. Как мы можем сейчас обсуждать налоговые изменения, если у нас будет принят новый Налоговый кодекс?» Об этом и пообщались.

В. — Какова текущая ситуация с подготовкой изменений в Налоговый кодекс?

Н.Ю. — На заседании Национального совета реформ был озвучен ряд предложений для того, чтобы смягчить подход к налогообложению, предложенный Министерством финансов. 10 раз акцентировалось внимание на сверхсложной ситуации в отношениях с МВФ. Было отмечено, что страна может позволить себе такую ​​либерализацию, которую может сделать за собственные средства, без поддержки стран-доноров. Предложено принять компромиссный вариант на этом этапе, что есть, то есть на сегодня, для того, чтобы сформировать государственный бюджет на 2016 год и чтобы страна начала работать. И дальше — смотреть уже по тому, насколько и что мы себе можем позволить сделать.

Названы примерно до 20 пунктов, которые, собственно, несмотря на то, что Президент якобы должен быть в стороне, по его вмешательству ослабляют фискальную нагрузку, предложенную в концепции налоговой системы, которую еще в марте мы услышали от госпожи Натальи (Натальи Яресько, министра финансов Украины. — Ред.).

В результате этих переговоров был предложен ряд позиций, которые необходимо внести в документ, чтобы действительно начать путь к детенизации и стабилизации экономики. На мой взгляд, это незначительные шаги, мне как автору законопроекта 3357 (проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» от 26.10.2015 г., рег. № 3357. — Ред.) очень жаль, что он не может быть в работе полностью и комплексно. Но из законопроекта 3357 будут взяты некоторые разделы полностью и некоторые частично.

Анализировать мы сможем тогда, когда увидим законченный документ, который будет предоставлен Министерством финансов. И ориентироваться, и работать над ним дальше в сессионном зале. Единственное, что я хочу сказать: документ, предложенный правительством, неприемлем ни вчера, ни сегодня. Это новая редакция Налогового кодекса, запоздалая и слишком сложная для восприятия людьми, которые будут читать документ из 800 страниц. И почти в последний момент госпожа Наталья согласилась с этим, что новая редакция Налогового кодекса может быть применена не раньше, чем с 1 апреля 2016 г.

В. — В части администрирования или ставок?

Н.Ю. — Вся. Понимаете, как она объясняет, у них (правительства. — Ред.) целостный документ, который и по сути, и по логике изложения означает больше, чем ставки. Когда мы увидим это «больше, чем ставки», тогда сможем говорить. Чтобы соблюсти требования, которые были поставлены перед нами и взяты как обязательства, Министерство финансов все же должно посчитать бюджет на основании компромиссных ставок. И это будет, я так думаю, в новой редакции Налогового кодекса отдельно прописано в переходных положениях. Что это все, 99% текста, вступает в силу с 1 апреля, но, чтобы мы смогли сформировать бюджет, в переходных положениях будет отмечаться об установлении определенных ставок.

Взять целые разделы из 3357 и вставить в Налоговый кодекс, который предложили, сложно. Съедет нумерация, статьи. Поэтому правительству необходимо определенное время, чтобы наработать этот новый документ.

Таких либеральных изменений, которые предложены в 3357, не будет, но не будет и жесткого варианта, предложенного правительством. Поэтому вариант называется компромиссным.

В. — А в части РРО для упрощенцев можете уточнить, чего ждать?

Н.Ю. — Эта тема больше всего обсуждалась. Есть норма в правительственном законопроекте о том, что вторая группа должна перейти на применение РРО. Во-первых, это не может быть с 1 января. Это может быть не ранее, чем с 1 июля 2016 года. Во-вторых, стоимость программного фискального обеспечения, которое будет позволять фиксировать все операции, совершенные предпринимателями, будет компенсирована за счет бюджетов. Местных или государственного и в какой пропорции — об этом пока ничего не предлагалось.

В. — Так все же бюджет будет принят на новой или старой налоговой базе?

Н.Ю. — Поскольку с МВФ была достигнута договоренность, что бюджет принимается на налоговой системе, которую предложило Министерство финансов, и только в связи с тем, что существует законопроект 3357, пришлось где-то передоговариваться и доказывать, что мы действительно пытаемся бороться с теневой экономикой и это может быть только через либерализацию, то часть пунктов удалось хоть как-то смягчить. И эта смягченная система должна быть внесена в зал, мы должны за нее голосовать. В этой смягченной системе, в определенном разделе, будет прописано, что сама редакция Налогового кодекса вступит в силу с 1 апреля 2016 года, но в переходных положениях будет указано о ставке НДФЛ, о ставке налога на прибыль с предоставлением инвестиционной скидки в размере 30% от стоимости приобретенных основных средств и не более 50% полученной прибыли в отчетном периоде.

Компромиссные варианты действительно достигнуты. Я не готова сейчас вам докладывать их, но они есть. Например, компромиссной является отмена авансовых платежей по налогу на прибыль. Этой нормы не было в задекларированных Министерством финансов изменениях. И есть еще ряд таких компромиссных пунктов.

В. — Очевидно, что процедура принятия налоговых изменений будет не стандартной. То есть второго чтения не будет, документ нужно сразу принять в целом?

Н.Ю. — Первое, что спрашивали у Арсения Петровича (Арсения Яценюка, Премьер-министра Украины. — Ред.): Почему сегодня мы только возвращаемся к этому вопросу? Ответа нет. Какие возможности у парламента, что будет происходить — я не комментирую. Документ не готов. Даже если по-человечески отнестись, то надо двое суток для того, чтобы снова переделать документ. Это как минимум. Поэтому давайте получим документ, а потом будем говорить. А нам, членам комитета, нужно две недели, чтобы законопроект прочитать и вносить в него правки.


Беседовала Ольга Германова