Новости

НДС: возмещение своевременное и прозрачное

02.02.2016 / 14:30
НДС: возмещение своевременное и прозрачное

Депутаты предложили открыть в Национальном банке Украины отдельный казначейский счет для администрирования налога на добавленную стоимость и официально обнародовать на сайте Казначейства Украины данные относительно заявленных к возмещению и выплаченных/ невыплаченных сумм НДС.

Об этих и других мерах, которые помогут искоренить такое явление, как просроченная задолженность по возвращению налогоплательщикам надлежащих им денежных средств, идет речь в зарегистрированном в Верховной Раде Украины 29 января 2016 года Проекте закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения условий для своевременного и надлежащего возмещения сумм налога на добавленную стоимость» №3848. В документе представлен механизм, устанавливающий законодательные гарантии своевременного бюджетного возмещения НДС в порядке и на условиях, определенных законодательством, независимо от текущего состояния бюджета, решений ГФС, Минфина, Правительства и Казначейства.

Обосновывая актуальность документа, его авторы акцентируют внимание на несовершенстве предусмотренного Бюджетным кодексом Украины механизме бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. Кроме того, он противоречит Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год». Так, в Бюджетном кодексе Украины остается действующей норма статьи 10, согласно которой плановые и отчетные показатели относительно бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость обязательно отображаются с отрицательным значением. При этом в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» такие показатели отсутствуют. Это противоречие приводит к неполному возмещению и увеличению задолженности по возмещению НДС, что блокирует увеличение объемов экспорта, улучшение платежного баланса, рост ВВП и сокращение безработицы.

В Объяснительной записке подчеркивается, что впервые лимит на бюджетное возмещение НДС был предусмотрен в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», а в 2010 году соответствующая норма была закреплена в Бюджетном кодексе Украины, после чего постоянно наблюдалось постепенное увеличение задолженности по возмещению НДС. Накоплению долгов способствовала несбалансированная бюджетная политика и ошибки при планировании бюджета, что приводило к недостаточному количеству денежных средств, направляющихся на возмещение НДС.

Именно отдельное планирование суммы поступлений бюджета от уплаты налоговых обязательств по НДС и сумм бюджетного возмещения, а не их сальдо, приводит к недостатку денежных средств для осуществления бюджетного возмещения НДС и накоплению суммы задолженности бюджета. Тогда как в развитых странах закладывают в бюджет именно прогнозный показатель сальдо между уплаченными налоговыми обязательствами и возмещением НДС.

На сегодня поступления от уплаты НДС, обладающие особой правовой природой, которая состоит в возвращении излишне уплаченной части суммы этого налога, зачисляются в общем порядке на единый казначейский счет. При этом бюджетное возмещение НДС также осуществляется без каких бы то ни было особенностей вместе с осуществлением расходов Государственного бюджета Украины на другие мероприятия, хотя здесь идет речь не об обычных государственных расходах, а о возвращении сумм налога, излишне уплаченных авансом, а потому принадлежащих налогоплательщикам.

Существование просроченной задолженности по возмещению НДС означает, что государство без каких бы то ни было законных оснований изымает у налогоплательщиков надлежащие им средства, не компенсируя при этом ни инфляционных потерь, ни процентов по кредитам, которые в связи с таким изъятием вынуждены заимствовать субъекты хозяйствования для пополнения оборотных средств.

Зачисление денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, на единый казначейских счет, средства которого согласно статьи 43 Бюджетного кодекса Украины Казначейство Украины по согласованию с Министерством финансов Украины имеет право использовать на возвратной основе для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов и Пенсионного фонда Украины также является нарушением права собственности налогоплательщиков. Таким образом Казначейство и Правительство имеют возможность использовать для осуществления государственных расходов денежные средства, принадлежащие налогоплательщикам, которые еще не перешли в собственность Государственного бюджета Украины.

Действующая система, по которой все уплаченные налогоплательщиками денежные средства зачисляются на единый казначейский счет и лишь потом за счет средств, имеющихся на этом счете, осуществляется возмещения НДС, означает, что в случае дефицита денежных средств на ЕКР возмещение НДС автоматически блокируется, что противоречит самой природе НДС и его определению, указанному в Налоговом кодексе Украины. Неотвратимое в таких случаях невозмещение НДС в определенный законом срок означает незаконное изъятие у налогоплательщиков надлежащих им денежных средств

Поскольку вопрос открытия счетов Казначейством Украины и порядок осуществления операций с бюджетными денежными средствами, в частности поступающими от уплаты НДС, принадлежит к сфере регулирования Бюджетного кодекса Украины, законопроектом предлагается зафиксировать такие изменения:

1. Внести в Бюджетный кодекс Украины положение относительно отнесения к доходам Государственного бюджета Украины лишь разницу между налоговыми обязательствами, и расходами на возмещение НДС и исключение из него нормы по отображению плановых и отчетных показателей относительно бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость с отрицательным значением.

2. Введение отдельного казначейского счета для администрирования налога на добавленную стоимость и закрепление порядка его функционирования. В частности, Казначейство Украины должно открыть в Национальном банке Украины отдельный казначейский счет для администрирования налога на добавленную стоимость (корреспондентский счет, аналогичный единому казначейскому счету), на котором будут консолидироваться:

- денежные средства, зачисленные налогоплательщиками на счета в системе электронного администрирования НДС;

- суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками при ввозе товара на таможенную территорию Украины;

- денежные средства, перечисленные органами Казначейства со счетов в системе электронного администрирования НДС на счет для уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

На счету для уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, собственно, и будет происходить постоянное сальдирование, то есть ежедневное возмещение сумм НДС налогоплательщикам и дальнейшее перечисление денежных средств, оставшихся после выполнения таких обязательств, на единый казначейский счет в доход Государственного бюджета Украины.

3. Осуществление перечисления денежных средств, которые учитываются на счету для уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость в размере разницы между суммой поступлений налога на добавленную стоимость и сумами его бюджетного возмещения.

4. Ежедневное официальное обнародование на сайте Казначейства Украины данных относительно: заявленных к возмещению и выплаченных/ невыплаченных сумм НДС; общей суммы денежных средств, зачисленной налогоплательщиками на казначейский счет для администрирования налога на добавленную стоимость; остатка средств на казначейском счете для администрирования налога на добавленную стоимость; общей суммы денежных средств, перечисленных на единый казначейский счет со счета для уплаты налога.

5. Перечисление на единый казначейский счет положительного остатка денежных средств счета для уплаты налога лишь в случае отсутствия по состоянию на 16.00 операционного дня невыполненных бюджетных обязательств по возмещению суммы налога на добавленную стоимость.


Подготовила Инна ГОЛОВКО