НДС

Налог на добавленную стоимость

16.01.2017 / 11:51

Сельскохозяйственная деятельность

Согласно пп. 4 п. 2 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса с 01.01.2017 г. утратила силу ст. 209 настоящего Кодекса, регламентировавшая условия применения специального режима налогообложения НДС (далее – спецрежим).

Таким образом, начиная с 01.01.2017 г. все сельхозпроизводители, зарегистрированные как субъекты спецрежима, переведены на общую систему налогообложения НДС.

При этом Законом № 1791 подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен новыми пунктами 48 – 50, которыми регламентирован порядок:

  • закрытия дополнительных электронных счетов в системе электронного администрирования НДС. Так, в соответствии с п. 48 указанного подразделения дополнительные электронные счета закрываются со дня, следующего за предельным сроком уплаты налоговых обязательств за декабрь 2016 г., для плательщиков, избравших квартальный налоговый период, – за IV квартал 2016 г. То есть дополнительные электронные счета плательщиков налога, использующих месячный отчетный период, будут закрыты с 31.01.2017 г., а дополнительные электронные счета плательщиков налога, избравших квартальный налоговый период, – с 20.02.2017 г.;
  • регистрации налоговых накладных, составленных сельхозпроизводителями по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг в пределах спецрежима. В соответствии с п. 49 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН, составленных плательщиками-сельхозпредприятиями, которые до 01.01.2017 г. применяли спецрежим, по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг должна быть осуществлена не позднее 15.01.2017 г.;
  • переноса суммы отрицательного значения разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, сформировавшегося в результате осуществления сельскохозяйственной деятельности в пределах спецрежима, в налоговую декларации по НДС, по которой осуществляются расчеты с бюджетом. Пунктом 50 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса определено, что сумма отрицательного значения по операциям по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг, сформированная плательщиками-сельхозпредприятиями, которые до 01.01.2017 г. применяли спецрежим, по результатам отчетного (налогового) периода за декабрь 2016 г./IV квартал 2016 г. переносится в налоговую отчетность следующего отчетного (налогового) периода, в котором отражаются расчеты с бюджетом. То есть в случае если у сельхозпроизводителя по результатам осуществления сельскохозяйственной деятельности за последний отчетный (налоговый) период пребывания на спецрежиме было задекларировано отрицательное значение разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом (значение строки 21 декларации 0121 – 0123, 0130), то такие суммы налога переносятся из налоговой декларации по НДС с отметкой 0121 – 0123, 0130, представленной за последний отчетный (налоговый) период пребывания на специальном режиме (декабрь 2016 г./IV квартал 2016 г.), в налоговую декларацию по НДС с отметкой 0110 (строка 16.1) за первый отчетный период 2017 г. (январь 2017 г./I квартал 2017 г.).

Кроме того, Законом № 1791 Закон № 1877 дополнен ст. 161. В соответствии с данной статьей сельскохозяйственный товаропроизводитель, основной деятельностью которого является поставка сельхозтоваров, производимых им на собственных или арендованных основных средствах, причем удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров составляет не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных им в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно, который осуществляет виды деятельности, установленные п. 161.3 ст. 161 указанного Закона, имеет право на бюджетную дотацию для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции после его внесения контролирующим органом в Реестр получателей бюджетной дотации.

С целью реализации указанных положений Законом № 1791 подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен п. 51, которым установлено, что с 01.01.2017 г. до 01.01.2022 г. плательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, внесенные в Реестр получателей бюджетной дотации в соответствии с Законом № 1877, представляют налоговую декларацию по НДС с приложением, в котором указывают:

  • расчет налоговых обязательств положительной разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода по данному налогу по результатам деятельности по операциям, определенным ст. 161 Закона № 1877, в течение отчетного (налогового) периода;
  • расчет удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев).

Также следует отметить, что п. 54, которым в соответствии с Законом № 1797 был дополнен подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса, предусмотрено, что штрафные санкции и пеня, предусмотренные настоящим Кодексом, не применяются к сельхозпредприятиям, которые применяли спецрежим, за занижение ими налогового обязательства по НДС или завышение бюджетного возмещения, которые возникли в результате нарушения порядка распределения налогового кредита, определенного пп. 209.15.1 п. 209.15 ст. 209 Кодекса, за отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2016 г. по 01.01.2017 г.

Возврат излишне уплаченных обязательств

Урегулирован вопрос возврата плательщику налога излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС, уплаченных в бюджет путем внесения Законом № 1797 изменений в ст. 43 Налогового кодекса, которыми предусмотрено, что в случае возвращения таких обязательств, зачисленных в бюджет с электронного счета плательщика налога в порядке, определенном п. 2001.5 ст. 2001 настоящего Кодекса, такие средства подлежат возврату исключительно на электронный счет плательщика, а в случае его отсутствия на момент обращения налогоплательщика с заявлением на возврат излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС или на момент фактического возврата средств – путем перечисления на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка.

Таким образом, на электронный счет будут возвращены только те излишне уплаченные средства, которые были уплачены в бюджет с такого электронного счета в счет уплаты налоговых обязательств по НДС.

При этом также предусмотрено урегулирование вопроса «разблокирования» средств на электронных счетах плательщиков налога, которые были возвращены на такие счета в период с 01.01.2016 г. до 01.01.2017 г. плательщику налога в соответствии с п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса.

Так, Законом № 1797 подраздел 2 раздела ХХ Налогового кодекса дополнен п. 53, в соответствии с которым 20.01.2017 г. значение регистрационной суммы (ΣНакл) увеличивается на сумму средств, возвращенных в период с 01.01.2016 г. до 01.01.2017 г. плательщику налога в соответствии с п. 43.4 ст. 43 настоящего Кодекса на электронный счет:

  • перечисленных с текущего счета плательщика непосредственно в бюджет;
  • перечисленных с электронного счета в бюджет по заявлению плательщика в соответствии с п. 2001.6 ст. 2001 Налогового кодекса, действовавшего в период с 01.01.2016 г. до 01.01.2017 г.

В пределах суммы такого увеличения плательщик налога имеет право подать заявление и перечислить средства с электронного счета на свой текущий счет в соответствии с п. 2001.6 ст. 2001 Налогового кодекса.

То есть плательщик налога сумму такого увеличения имеет право использовать по своему усмотрению:

  • или для регистрации налоговой накладной;
  • или вернуть на собственный текущий счет.

Накладные/расчеты корректировки

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1797 в п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса, код товара согласно УКТ ВЭД и код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг (далее – ГКПУ) стали обязательными реквизитами налоговой накладной для всех без исключения товаров и услуг.

Налогоплательщики, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги согласно ГКПУ полностью, но не менее четырех первых цифр соответствующего кода.

При этом до 31.12.2017 г. штрафные санкции, предусмотренные п. 1201.3 ст. 1201 Налогового кодекса, за ошибки, допущенные в налоговой накладной при указании кода товара согласно УКТ ВЭД и/или кода услуги согласно ГКПУ, не будут применяться (п. 351 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса).

Вместе с тем следует обратить внимание, что реализация нормы Налогового кодекса относительно указания в налоговой накладной кода услуги согласно ГКПУ возможна только после внесения изменений в форму налоговой накладной, которая сегодня утверждена приказом № 1307, в части дополнения формы новой графой, отведенной для указания такого кода.

Однако указанное не распространяется на реквизит относительно кода товара согласно УКТ ВЭД, поскольку действующая редакция формы налоговой накладной позволяет указывать такой код в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Таким образом, в налоговых накладных, составленных на операции по поставке товаров начиная с 01.01.2017 г., в графе 3 «Код товара согласно УКТ ВЭД» раздела Б табличной части налоговой накладной и в графе 4 раздела Б табличной части расчета корректировки к такой налоговой накладной обязательно должен быть указан код товара УКТ ВЭД.

Исключения составляют налоговые накладные/расчеты корректировки, не предусматривающие поставки товаров (составлены в соответствии с п. 198.5 ст. 198 и п. 199.1 ст. 199 Налогового кодекса, составлены на превышение базы налогообложения над фактической ценой поставки). В таких налоговых накладных/расчетах корректировки код товара согласно УКТ ВЭД не указывается.

Следует отметить, что изменениями, внесенными Законом № 1797 в п. 201.4 ст. 201 Налогового кодекса, предоставлено право плательщикам налога в случае осуществления поставки товаров/услуг, база налогообложения которых определена настоящим Кодексом, превышает фактическую цену поставки таких товаров/услуг, составлять не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены такие поставки, сводную налоговую накладную с учетом сумм налога, рассчитанных исходя из превышения базы над фактической ценой, определенных отдельно по каждой операции по поставке товаров/услуг.

Обращаем внимание, что ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной (кроме ошибок в коде товара согласно УКТ ВЭД), не мешающие идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемые товар/услуга), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не будут причиной непринятия налоговых накладных в электронном виде (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса).

Важным является то, что увеличены сроки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса), а именно:

  • единый предельный срок регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН 15 календарных дней с даты составления налоговой накладной/расчета корректировки заменено на следующие сроки регистрации:

для налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных с 1 по 15 календарный день (включительно) календарного месяца

до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены

для налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным, составленных с 16 по последний календарный день (включительно) календарного месяца

до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены

Например, налоговая накладная, составленная 10.02.2017 г., может быть зарегистрирована в ЕРНН без применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 1201 Налогового кодекса, до 28.02.2017 г. включительно, а налоговая накладная, составленная 17.02.2017 г., – до 15.03.2017 г. включительно;

  • четко определен срок, по истечении которого налоговая накладная/расчет корректировки не могут быть зарегистрированы в ЕРНН: плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговую накладную и/или расчет корректировки в ЕРНН в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налоговых обязательств, отраженных в соответствующих налоговых накладных и/или расчетах корректировки.

Также увеличен с 15 до 90 дней срок проведения документальной проверки плательщика налога в случае подачи на него жалобы о допуске продавцом товаров/услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной и/или нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в ЕРНН налоговой накладной и/или расчета корректировки (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса).

Обращаем внимание, что с 01.04.2017 г. вводится механизм приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, которая подпадает под критерии оценки степени рисков, достаточных для такого приостановления (критерии будут определяться Минфином Украины) и восстановления такой регистрации, в случае прекращения процедуры приостановления их регистрации.

При этом период с 01.04.2017 г. по 01.07.2017 г. будет считаться тестовым для введения процедуры приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Кроме того, усовершенствован механизм применения штрафных санкций в случае нерегистрации или несвоевременной регистрации налоговых накладных в ЕРНН и применения штрафных санкций в случае нарушения сроков регистрации всех налоговых накладных, в том числе составленных неплательщиком налога (за исключением определенных операций) (ст. 1201 Налогового кодекса).

Изменения в СЭА НДС

В связи с изменениями, внесенными Законом № 1797 в п. 2001.6 ст. 2001 Налогового кодекса, уплата в бюджет налоговых обязательств по уточняющим расчетам в налоговые декларации будет осуществляться с электронных счетов. Таким образом, в случае необходимости уплаты налоговых обязательств по НДС на основании уточняющих расчетов плательщику налога необходимо будет пополнить свой электронный счет (при условии недостаточности средств на нем для уплаты таких налоговых обязательств).

Плательщикам налога, у которых имеющаяся сумма ΣΣПревыш (общая сумма налоговых обязательств, указанных им в представленных налоговых декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним, превышает сумму налога, содержащуюся в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН), а регистрационная сумма (ΣНакл) является недостаточной для регистрации таким плательщиком налоговой накладной или расчета корректировки за отчетные периоды возникновения такого показателя ΣПревыш, предоставлено право зарегистрировать налоговую накладную или расчет корректировки в ЕРНН на сумму налога, равную значению показателя ΣПревыш, уменьшенного на сумму задекларированных к уплате налоговых обязательств за периоды начиная с 01.07.2015 г. (включая налоговые обязательства, уплаченные налогоплательщиком, и налоговые обязательства, не уплаченные налогоплательщиком) и увеличенного на значение показателя ΣПопРах независимо от значения показателя ΣНакл (п. 2001.9 ст. 2001 Налогового кодекса).

При этом плательщик налога может зарегистрировать в таком порядке только налоговые накладные за отчетные периоды, в которых возникло превышение налоговых обязательств, указанных в представленных налоговых декларациях с учетом уточняющих расчетов к ним, над суммой налога, содержащейся в составленных таким плательщиком налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН (ΣПревыш).

Предусмотрена возможность учета суммы ΣНакл плательщика, реорганизованного путем присоединения, слияния, преобразования, сформированной на момент государственной регистрации прекращения юридического лица, при исчислении суммы ΣНакл правопреемника такого плательщика налога.

Сумма ΣНакл плательщика, реорганизованного путем выделения (из которого осуществляется выделение), сформированная на момент государственной регистрации прекращения юридического лица такого плательщика (государственной регистрации создания юридического лица правопреемника), используется при исчислении суммы ΣНакл правопреемника такого налогоплательщика пропорционально полученной доли имущества согласно разделительному балансу (п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса).

Вместе с тем исключена возможность относительно перечисления излишне зачисленных средств на электронный счет (если на дату представления налоговой отчетности по налогу сумма средств на электронном счете плательщика налога превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с представленной отчетностью) в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по НДС.

Налоговый кредит

Законом № 1797 дополнена ст. 201 Налогового кодекса нормой, которой определено, что налоговые накладные, составленные после 01.07.2017 г. и зарегистрированные в ЕРНН, является достаточным основанием для отнесения сумм налога к налоговому кредиту (п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса).

Кроме того, исключена норма о возможности отнесения сумм налога, уплаченных (начисленных) в связи с приобретением товаров/услуг, к налоговому кредиту для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, не позднее чем через 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога.

Однако на таких налогоплательщиков распространяется общий срок отнесения сумм налога к налоговому кредиту, а именно: 365 календарных дней с даты составления налоговых накладных/расчетов корректировки (п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса).

Отрицательное значение

Предоставлена возможность сумму отрицательного значения, подлежащую включению в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода плательщика, который реорганизуется, переносить в состав налогового кредита правопреемника.

Следует отметить, что такой перенос может быть осуществлен исключительно в случае подтверждения суммы отрицательного значения документальной проверкой контролирующего органа.

Бюджетное возмещение

Статьей 200 Налогового кодекса с учетом изменений, внесенных Законом № 1797, предусмотрено введение одного Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения вместо двух реестров, действовавших в 2016 г., с одновременной отменой критериев, соответствие или несоответствие которым давало право на отнесение заявления о возврате суммы бюджетного возмещения к тому или иному реестру.

При этом относительно заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения, поданных до 2017 г., предусмотрено формирование:

  • на основании двух реестров заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, действовавших в 2016 г., – единого Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в хронологическом порядке их поступления;
  • в хронологическом порядке поступления заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС – Временного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, поданных в 01.02.2016 г., по которым по состоянию на 01.01.2017 г. суммы НДС не возмещены из бюджета.

Кроме того, предусмотрено осуществление бюджетного возмещения НДС органами казначейства на основании данных Реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения без выводов контролирующих органов (пункты 200.12, 200.13 ст. 200 Налогового кодекса).

При этом бюджетное возмещение НДС будет осуществляться в пределах средств, имеющихся на едином казначейском счете (п. 55 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

Изменения в основных положениях

Уточнен объект налогообложения НДС, а именно предусмотрено, что бесплатная поставка товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 Налогового кодекса является объектом обложения НДС (п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса).

Урегулированы вопросы обложения НДС операций по продаже компаниями лизинговых портфелей (пп. 196.1.5 п. 196.1 ст. 196 Кодекса).

Исключены нормы об освобождении от обложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины ПАО «Нафтогаз Украины» природного газа (п. 197.22 ст. 197 Кодекса).

Установлено, что в случае использования основных средств не в хозяйственной деятельности вследствие их физической ликвидации не признается условная поставка и соответственно не начисляются «условные» налоговые обязательства по НДС (п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса).

Введено применение нулевой ставки НДС на операции магазинов беспошлинной торговли по продаже ими товаров физическим лицам, въезжающим на таможенную территорию Украины в пунктах пропуска через государственную границу Украины, открытых для международного воздушного сообщения.

Льготы в налогообложении

Продлены до 01.01.2023 г. льготы в обложении НДС космической отрасли (п. 3 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

Также продлено до 01.01.2018 г. освобождение от обложения НДС операций по поставке национальных фильмов, а также поставке работ и услуг по производству национальных фильмов и иностранных фильмов, дублированных, озвученных, субтитрированных на государственном языке на территории Украины, а также поставке работ и услуг по дублированию, озвучиванию и/или субтитрованию на государственном языке иностранных фильмов на территории Украины (п. 12 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

Кроме того, до 01.01.2019 г. продолжено освобождение от обложения НДС операций по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (п. 23 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

Продлен до 01.01.2019 г. кассовый метод определения даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита плательщиками налога, осуществляющими поставки (в том числе оптовые), передачу, распределение электрической и/или тепловой энергии, поставки угля и/или продуктов его обогащения, а также добавлены в этот перечень налогоплательщики, предоставляющие услуги централизованного водоснабжения и водоотвода (п. 44 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

До 01.01.2019 г. продлено освобождение от обложения НДС по операциям по поставке на таможенной территории Украины угля и/или продуктов его обогащения, а также уточнен срок подачи заявления об отказе от использования такой льготы, которая будет подаваться до наступления отчетного периода, в котором плательщик налога не предусматривает использование указанной льготы (п. 45 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса).

Установлены рассрочки (равными частями) уплаты НДС на срок до 36 календарных месяцев (без начисления процентов и пени) на операции по ввозу на таможенную территорию Украины деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства медицинских изделий (пункты 58 и 59 указанного подразделения).

Законом № 1795 подраздел 2 Переходных положений Налогового кодекса дополнен нормами о временном, до 01.01.2025 г., освобождении от обложения НДС субъектов самолетостроения по операциям по:

  • ввозе на таможенную территорию Украины товаров, используемых для потребностей самолетостроительной промышленности;
  • поставке результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых для потребностей самолетостроительной промышленности.

При этом определено, что в установленный период (до 01.01.2025 г.) операции по продаже продукции (услуг), производимой указанными предприятиями за счет средств госбюджета, облагаются НДС по нулевой ставке.

«Горячие линии»

Дата: 14 декабря, пятница
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42