Другие налоги

Погашение налогового долга

17.01.2017 / 09:08

Кроме общих вопросов налогообложения, реформирование произошло и в вопросах, связанных с компетенцией контролирующих органов при администрировании налогов и сборов, а также правами и обязанностями их должностных лиц.

Такие изменения предусматривают централизацию некоторых функций контролирующих органов (в частности, контрольно-проверочную и принудительного взыскания), перепрофилирование контролирующих органов низового звена в сервисную службу, переориентацию формата предоставления отдельных функций через институт уполномоченных лиц, который учреждается именно для реализации отсутствующих у определенных контролирующих органов полномочий и обеспечения осуществления контролирующими органами обязательств, возлагаемых на них Налоговым кодексом.

Также во всех положениях Налогового кодекса, предусматривающих разработку подзаконных актов (в частности, в абзаце втором п. 87.6 ст. 87, абзаце четвертом п. 89.3, п. 91.2 и абзаце первом п. 91.4 ст. 91, п. 93.3 ст. 93, абзаце третьем п. 95.3 ст. 95, п. 97.6 ст. 97, п. 99.7 ст. 99, п. 100.13 ст. 100, п. 101.5 ст. 101), изменен орган, на который возлагается утверждение нормативно-правовых актов в соответствующих правоотношениях.

Следовательно, соответствующие изменения в очередной раз предусматривают внесение изменений в нормативно-правовые акты по вопросам погашения налогового долга.

Статус контролирующих органов

Законом № 1797 внесены изменения в п. 41.1 ст. 41 Налогового кодекса, согласно которому контролирующими органами являются центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, и его территориальные органы. Однако неизменной осталась редакция п. 41.2 этой статьи, согласно которой органами взыскания являются исключительно контролирующие органы, уполномоченные осуществлять мероприятия относительно обеспечения погашения налогового долга и недоимки по уплате единого взноса в пределах полномочий, а также государственные исполнители в пределах своих полномочий.

В соответствии с п. 41.3 ст. 41 Налогового кодекса полномочия и функции контролирующих органов определяются этим Кодексом, Таможенным кодексом и законами Украины. Разграничение полномочий и функциональных обязанностей контролирующих органов определяется законодательством Украины. Функции, выполнение которых возлагается на контролирующие органы, определены для каждого уровня отдельными статьями Налогового кодекса, а именно:

  • ст. 191 – функции, выполняемые контролирующими органами, кроме особенностей, предусмотренных для государственных налоговых инспекций ст. 193 этого Кодекса;
  • ст. 192 – функции, выполняемые центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, в части обеспечения формирования и реализации налоговой и таможенной политики;
  • ст. 193 – функции государственных налоговых инспекций.

Уполномоченное лицо

Законом № 1797 в налоговом законодательстве учрежден институт уполномоченного лица, что в последнее время довольно активно находит место в других сферах действующего законодательства Украины.

Согласно определению понятия, приведенного в пп. 14.1.1371 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, под уполномоченным лицом контролирующего органа следует понимать должностное (служебное) лицо контролирующего органа, уполномоченное руководителем такого органа на выполнение определенных его функций в порядке, предусмотренном этим Кодексом.

В соответствии с п. 20.3 ст. 20 Налогового кодекса полномочия на выполнение определенных функций, предусмотренных этим Кодексом, законодательством по вопросам уплаты единого взноса, законодательством по другим вопросам, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, имеют право предоставлять должностным (служебным) лицам такого органа:

  • руководитель контролирующего органа по согласованию с руководителем центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику;
  • руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

Ограничения относительно предоставления руководителями контролирующих органов полномочий на выполнение определенных функций должностным (служебным) лицам такого органа могут устанавливаться Кабинетом Министров Украины.

Подпунктом 21.1.8 п. 21.1 ст. 21 Налогового кодекса предусмотрена обязательность обнародования должностными лицами контролирующих органов на официальном веб-сайте ГФС Украины (www.sfs.gov.ua) перечня уполномоченных лиц контролирующего органа и переданных таким лицам функций в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

В контексте функций органа взыскания на уполномоченное лицо контролирующего органа его руководителем могут возлагаться полномочия относительно:

  • принятия решения относительно описи имущества в налоговый залог;
  • назначения в контролирующем органе по месту регистрации налогоплательщика, имеющего налоговый долг, налогового управляющего;
  • принятия решения о применении ареста имущества налогоплательщика при наличии определенных ст. 94 Налогового кодекса обстоятельств; выдачи разрешения на осуществление налогоплательщиком какой-либо операции с условно арестованным имуществом; получения информации от руководителя подразделения правоохранительного органа, в подчинении которого находится служебное (должностное) лицо, составившее протокол о временном задержании имущества, на территории которого осуществлено такое задержание, и экземпляра протокола; принятия решения о наложении ареста на имущество на основании сведений протокола; назначения исполнителя решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • принятия решения о погашении всей суммы налогового долга;
  • принятия решения относительно взыскания денежных средств за счет наличных, принадлежащих налогоплательщику, и/или средств со счетов такого плательщика в банках;
  • подписания договора купли-продажи имущества в случае отказа должника от подписания такого договора;
  • принятия решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли относительно общегосударственных налогов и сборов и местных налогов и сборов; принятия решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли относительно общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет; принятия решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга, а также о переносе сроков уплаты рассроченных, отсроченных сумм или их доли относительно общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, в случае если сумма, заявленная к рассрочке, отсрочке или сумма рассроченных, отсроченных денежных обязательств или налогового долга, относительно которых переносятся сроки уплаты, составляет 1 млн грн и более; и т. п.

Немало изменений произошло в положениях Налогового кодекса, связанных с реализацией полномочий органа взыскания, которые предусматривают осуществление комплекса мероприятий, направленных на погашение налогового долга, которые подробнее рассмотрим ниже.

Понятие «Налоговый долг»

В соответствии с обновленной редакцией Налогового кодекса понятие «налоговый долг» употребляется в таком значении: сумма согласованного денежного обязательства, не уплаченного налогоплательщиком в установленный этим Кодексом срок, и непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном этим Кодексом (пп. 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

Следует отметить, что определение понятий, приведенных в п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, которые являются структурными элементами, из которых состоит налоговый долг, не претерпели изменений.

Следовательно, налоговый долг, как и раньше, возникает в результате неуплаты в установленные Налоговым кодексом сроки согласованного обязательства.

Структура налогового долга неизменно состоит из денежных обязательств, штрафных санкций и пени.

Редакционно в определении налогового долга не выделяются денежные обязательства, возникающие в результате неуплаты штрафных санкций, но последние все равно входят в состав налогового долга как составные элементы денежного обязательства.

Вероятно в определении понятия «налоговый долг» учтены требования п. 54.5 ст. 54 Налогового кодекса, в соответствии с которым, если согласно нормам этой статьи сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном этим Кодексом.

Вместе с тем в соответствии с п. 56.15 ст. 56 Налогового кодекса жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных п. 56.3 этой статьи, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок от дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение указанного срока налоговые требования по обжалуемому налогу не направляются, а обжалуемая сумма денежного обязательства считается несогласованной.

То есть только денежные обязательства при наличии статуса согласованных и неуплаченных будут считаться налоговым долгом.

Наиболее существенные изменения произошли в Налоговом кодексе относительно регламентации применения финансовой ответственности в виде пени.

Исходя из определения налогового долга пеня, как и раньше, входит в состав такого долга, но теперь только как начисленная в порядке, определенном ст. 129 Налогового кодекса, и не погашенная.

Также изменилось определение понятия, приведенного в пп. 14.1.162 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, согласно которому под пеней следует иметь в виду сумму денежных средств в виде процентов, начисленную на суммы денежных обязательств в установленных этим Кодексом случаях и не уплаченную в установленные законодательством сроки.

Соответствующие изменения произошли непосредственно в ст. 129 Налогового кодекса, которой определены общие принципы применения пени.

Так, отныне пеня начисляется в случае неуплаты:

  • при начислении суммы денежного обязательства, определенного контролирующим органом по результатам налоговой проверки (в том числе за период административного и/или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного контролирующим органом в случаях, не связанных с проведением налоговых проверок (в том числе за период административного и/или судебного обжалования);
  • при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом.

Вместе с тем исключением для начисления пени является неуплата самостоятельно начисленной и задекларированной налогоплательщиком или налоговым агентом суммы налогового обязательства в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.

Соответствующее положение начало применяться в правовом поле Украины еще с 01.09.2015 г., и вероятно в связи с эффективным использованием такого положения на практике его действие было продлено и впредь.

Одним из самых существенных моментов налоговых изменений является то, что для расчета суммы пени введены разные проценты годовой учетной ставки Нацбанка Украины, а именно: для самостоятельно начисленных сумм налоговых обязательств – 100 %, а для денежных обязательств, начисленных контролирующими органами, – 120 %.

Также порядок расчета суммы пени изменился в части использования величины годовой учетной ставки Нацбанка Украины. Так, ранее применялась большая из величин, действовавшая или на день возникновения такого налогового долга, или на день его (его части) погашения. Отныне для расчета пени будет использоваться величина годовой учетной ставки Нацбанка Украины, действующая по состоянию на каждый календарный день просрочки в его уплате, включая день погашения налогового долга.

Кроме того, ранее начисление пени осуществлялось на сумму налогового долга, а отныне – на сумму денежного (налогового) обязательства, включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени.

Взыскание дебиторской задолженности

Законом № 1797 внесены изменения в ст. 87 Налогового кодекса, которой регламентированы вопросы взыскания дебиторской задолженности налогоплательщика в счет погашения его налогового долга.

Введение такого положения обусловлено необходимостью оперативного обращения контролирующих органов в суд, а именно: подачи представления в суд первой инстанции в течение 24 часов с момента установления обстоятельств, обусловливающих обращение в суд, по общим правилам подсудности.

Согласно Налоговому кодексу процедура погашения налогового долга предусматривает последовательное применение каждого следующего шага лишь после прохождения предыдущего этапа.

Напомним, что предыдущей редакцией Налогового кодекса дебиторская задолженность налогоплательщика – должника могла быть определена источником погашения налогового долга лишь в конце, после применения всех предыдущих этапов – взыскания средств и продажи имущества.

Дебиторскую задолженность после денежных средств можно рассматривать более ликвидным активом, чем имущество, а механизм погашения налогового долга за счет взыскания дебиторской задолженности должника является более простым, менее затратным и разрушительным для субъекта хозяйствования по сравнению с продажей залогового имущества должника.

Поэтому целесообразнее сначала использовать более эффективные меры, в частности взыскание безналичных денежных средств и наличных и дебиторской задолженности должника, за счет осуществления которых потенциально возможно достичь конечного результата – поступления средств от погашения налогового долга в бюджет.

Внесенные изменения предусматривают создание условий для определения наиболее эффективного источника погашения: или внеочередное взыскание дебиторской задолженности налогоплательщика в счет погашения его налогового долга на любой стадии процедуры погашения (а не только после взыскания денежных средств и реализации имущества должника) без прохождения всех обязательных предварительных этапов, или взыскание за счет продажи имущества.

Следовательно, согласно п. 87.5 ст. 87 Налогового кодекса контролирующий орган может определить дебиторскую задолженность налогоплательщика, срок погашения которой наступил, источником погашения налогового долга такого плательщика сразу после безрезультатного прохождения этапа взыскания денежных средств (безналичных и наличных), которые находятся в его собственности, если осуществление таких мероприятий не привело к полному погашению суммы налогового долга или в случае недостаточности у налогоплательщика денежных средств для погашения налогового долга.

С целью реализации этой нормы контролирующий орган заключает с налогоплательщиком договор относительно перевода права требования такой дебиторской задолженности. Такая дебиторская задолженность продолжает оставаться активом налогоплательщика, имеющего налоговый долг, о чем указывается в договоре между плательщиком и контролирующим органом, и должна быть соответствующим образом раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.

До поступления средств в бюджет за счет взыскания дебиторской задолженности налоговый долг продолжает учитываться за налогоплательщиком, у которого он возник. Контролирующий орган сообщает налогоплательщику о таком поступлении в пятидневный срок со дня получения соответствующего подтверждения.

В случае отказа налогоплательщика, имеющего налоговый долг, от заключения с контролирующим органом договора относительно перевода права требования дебиторской задолженности такой контролирующий орган обращается в суд относительно обязательства плательщика заключить указанный договор.

Право контролирующих органов на обращение в суд относительно обязательства налогоплательщика, который имеет налоговый долг, заключить договор относительно перевода права требования дебиторской задолженности этого плательщика на контролирующий орган, предоставлено п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса, который с этой целью дополнен пп. 20.1.351.

Одновременно с изменениями к общим административным положениям Налогового кодекса разделом II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1797 внесены соответствующие изменения и к части первой ст. 1833 Кодекса административного судопроизводства, регламентирующей особенности производства в категории административных дел по обращению контролирующих органов – органов ГФС при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий, дополнив ее п. 6.

Таким пунктом определено новое обстоятельство, которое обусловливает обращение в суд относительно обязательства налогоплательщика, который одновременно имеет дебиторскую задолженность и налоговый долг, заключать договор относительно перевода права требования такой дебиторской задолженности с налогоплательщика на орган ГФС, а также получение в суде разрешения на продажу налогового долга налогоплательщика, открытие производства по делу и принятия постановления по существу заявленных требований, подлежащего немедленному исполнению.

Ошибочно уплаченные денежные обязательства

Изменения произошли и в положениях Налогового кодекса, регламентирующих возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств (ст. 43) и в смежных вопросах, связанных с источниками уплаты денежных обязательств (ст. 87).

Отныне возврату налогоплательщикам наряду с денежными обязательствами подлежит также ошибочно и/или излишне уплаченная пеня.

Редакционно определено, что возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени может осуществляться, в частности, по таким направлениям перечисления денежных средств на погашение: денежного обязательства; налогового долга; денежного обязательства и налогового долга (частично или полностью), других платежей, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета.

Также конкретизировано положение, что возврат денежных средств по чеку осуществляется в наличной форме.

Кроме того, более подробно изложены положения относительно возврата излишне уплаченных сумм денежных обязательств по НДС. Так, до внесения Законом № 1797 изменений в Налоговый кодекс возврат излишне уплаченных денежных обязательств по НДС осуществлялся исключительно путем зачисления денежных средств на счет плательщика в СЭА НДС.

С учетом внесенных Законом № 1797 изменений возврату подлежат только излишне уплаченные налоговые обязательства по НДС, зачисленные в бюджет со счета плательщика налога в СЭА НДС в порядке, определенном п. 2001.5 ст. 2001 Налогового кодекса. Такие денежные средства подлежат возврату исключительно на счет плательщика в СЭА НДС, а в случае его отсутствия на момент обращения налогоплательщика с заявлением на возврат излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС или на момент фактического возврата средств – путем перечисления на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка.

Налоговое требование

В соответствии с Законом № 1797 изменились положения Налогового кодекса (статьи 59, 60), которыми регламентированы вопросы направления (вручения) налоговых требований.

Редакционные изменения произошли относительно случая, при наступлении которого контролирующий орган направлял (вручал) налоговое требование, что ранее связывалось с неуплатой согласованной суммы денежного обязательства в установленные законодательством сроки, а отныне – с возникновением налогового долга. Однако следует отметить, что налоговый долг есть не что иное, как не уплаченная в установленные сроки согласованная сумма денежного обязательства.

Также урегулированы вопросы относительно разграничения компетенции контролирующих органов при информировании налогоплательщика о возникновении налогового долга и адресности поступления налогового требования налогоплательщику в случае, когда такой налогоплательщик состоит на налоговом учете по основному месту учета и неосновным местам учета, а место основного учета такого налогоплательщика не совпадает с местом учета его налогового долга. Например, если у налогоплательщика отсутствует налоговый долг по основному месту учета, однако имеется по неосновному месту учета такого плательщика, то налоговое требование направляется (вручается) контролирующим органом, в котором учитывается налоговый долг налогоплательщика, то есть по неосновному месту учета.

Кроме того, увеличена минимальная сумма налогового долга, меньше которой налоговое требование не направляется (не вручается), с двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан до шестидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Увеличение законодательно закрепленного минимального порога суммы налогового долга в три раза (с 340 до 1 020 грн), ниже которой контролирующими органами не применяются меры взыскания, направлено на ослабление административного давления на налогоплательщиков, имеющих незначительные суммы налогового долга, а также на улучшение эффективности погашения налогового долга и избежание бюджетных потерь в результате взыскания сумм долгов, поступления в бюджет от взимания которых меньше суммы такого налогового долга.

Электронный документооборот

Выдающийся шаг сделан относительно легализации на законодательном уровне процесса формирования налоговых требований в электронном виде и дистанционной процедуры их направления (вручения) налогоплательщикам, что соответствует требованиям времени, современным информационным технологиям и принципам политики электронного управления.

Целью внедрения такого механизма является повышение эффективности применения процедуры путем ускорения получения налогоплательщиком информации о возникновении у него налогового долга и последствиях непогашения такого долга, уменьшение затрат времени и денежных средств, необходимых для передачи от имени государства уполномоченным лицом – налоговым управляющим налоговых требований в бумажном виде, с использованием услуг почтовой связи или доставки налоговых требований работниками контролирующих органов и вручения лично в руки должностным лицам налогоплательщиков.

Связано это с регламентацией на законодательном уровне принципов переписки между контролирующими органами и налогоплательщиками, которые представляют отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию он-лайн в электронном кабинете, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов № 851 и № 852, а также как следствие внедрения электронного кабинета.

Электронную переписку контролирующих органов с налогоплательщиками предполагается осуществлять путем направления документа в электронный кабинет с одновременным направлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его направления в электронный кабинет.

Документы считаются должным образом врученными, если они направлены: средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи путем направления документа в электронный кабинет с одновременным направлением налогоплательщику на его электронный адрес (адреса) информации о виде документа, дате и времени его направления в электронный кабинет; по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении; лично вручены налогоплательщику (его представителю).

Датой вручения налогоплательщику документа является дата, указанная в квитанции о доставке в текстовом формате, которая отправляется из электронного кабинета автоматически и свидетельствует о дате и времени доставки документа налогоплательщику. В случае если доставка документа состоялась после 18 часов, датой вручения документа налогоплательщику считается следующий рабочий день. Если доставка состоялась в выходной или праздничный день, датой вручения документа налогоплательщику считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

В случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке документа в электронный кабинет в течение двух рабочих дней со дня его направления такой документ в бумажной форме на третий рабочий день со дня отправления из электронного кабинета направляется по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручается налогоплательщику (его представителю).

При этом срок доставки документа в электронный кабинет (в течение двух рабочих дней со дня его направления) не засчитывается в срок направления документов, определенный этим Кодексом.

В случае если почта не может вручить налогоплательщику документ из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц налогоплательщика, их отказа принять документ, ненахождения фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, документ считается врученным плательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причины невручения.

По требованию налогоплательщика, который получил документ в электронной форме, контролирующий орган предоставляет такому плательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (в бумажной или электронной форме) налогоплательщика.

Созданы условия для упрощения процедуры взаимодействия налогоплательщиков и контролирующих органов, ускорения электронного документооборота между сторонами налоговых правоотношений путем внедрения электронного кабинета.

В соответствии с пп. 14.1.562 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса электронный кабинет – это электронная система взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными, в том числе контролирующими органами по вопросам реализации их прав и обязанностей, предусмотренных этим Кодексом, которая состоит из:

  • аппаратно-программного комплекса;
  • портального решения для пользователей – налогоплательщиков, работа в котором осуществляется он-лайн (через Интернет в режиме реального времени) и не требует обязательного использования специализированного клиентского приложения;
  • портального решения для пользователей – государственных, в том числе контролирующих, органов;
  • программного интерфейса («API»), которое позволяет реализовать полноту функционала электронного кабинета;
  • других средств информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем.

Порядок функционирования электронного кабинета определяется Минфином Украины.

В частности, при помощи электронного кабинета обеспечена возможность:

  • просмотра в режиме реального времени информации о налогоплательщике, которая собирается, используется и формируется контролирующими органами в связи с учетом налогоплательщиков и администрированием налогов, сборов, таможенных платежей, осуществлением налогового контроля, в том числе данные оперативного учета налогов и сборов (в том числе данные интегрированных карточек налогоплательщиков), данные СЭА НДС, СЭАРГ, а также получения такой информации в виде документа, который формируется автоматизированно путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением электронной подписи должностного лица контролирующего органа и печати контролирующего органа;
  • проведения сверки расчетов налогоплательщиков с государственным и местными бюджетами, а также получения документа, подтверждающего состояние расчетов, который формируется автоматизированно путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением электронной подписи должностного лица контролирующего органа и печати контролирующего органа;
  • управления суммами ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени в соответствии с положениями этого Кодекса;
  • информирования налогоплательщиков о проведении документальной плановой проверки плательщика с указанием даты начала проведения такой проверки, хода и результатов его проверок, предусмотренных этим Кодексом, в том числе получения приказа о проведении документальной (плановой или внеплановой, выездной или невыездной) и фактической проверки, получения акта или справки, которым оформлены результаты проверки;
  • осуществления административного обжалования решений контролирующих органов, в том числе представления возражений на акт или справку, которыми оформлены результаты проверки, подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или другое решение, действие или бездействие контролирующего органа или должностного лица контролирующего органа, в том числе решение о корректировке таможенной стоимости, решение относительно классификации товаров для таможенных целей, об определении страны происхождения, решение относительно оснований для предоставления налоговых льгот и т. п.;
  • получения любого документа, который касается такого налогоплательщика и должен быть выдан ему контролирующим органом согласно законодательству Украины, или информации из баз данных о таком налогоплательщике путем выгрузки соответствующей информации из электронного кабинета с наложением электронной подписи должностного лица контролирующего органа и печати контролирующего органа с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи;
  • взаимодействия налогоплательщиков с контролирующими органами по другим вопросам, предусмотренным этим Кодексом, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи, и т. п.

В электронном кабинете происходит автоматизированное внесение в журнал всех действий (событий), происходящих в нем, включая, в частности, фиксацию даты и времени отправления, получения документов через электронный кабинет и любого изменения данных, доступных в электронном кабинете, при помощи электронной отметки времени автоматизированного внесения в журнал всех всех. Информация о дате и времени направления и получения документов, другой корреспонденции с идентификацией отправителя и получателя хранится бессрочно и может быть получена через электронный кабинет в виде электронного документа, в том числе в виде квитанции в текстовом формате.

Налогоплательщик становится пользователем электронного кабинета и приобретает право представлять отчетность в электронной форме и вести переписку средствами электронной связи в электронной форме после прохождения в электронном кабинете электронной идентификации он-лайн с использованием электронной подписи с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи или тех сервисов идентификации, использование которых разрешается методологом электронного кабинета.

Налогоплательщик, который прошел идентификацию в электронном кабинете, самостоятельно определяет способ взаимодействия с контролирующим органом, а именно в общем порядке или в электронной форме, о чем делает соответствующую отметку в электронном кабинете с одновременным обязательным указанием своего электронного адреса (адресов). В случае изменения электронного адреса налогоплательщик обязан не позднее следующего рабочего дня внести соответствующие изменения в свои учетные данные в электронном кабинете.

Начиная со дня, следующего за днем избрания налогоплательщиком электронной формы взаимодействия с контролирующим органом через электронный кабинет, кроме выходных и праздничных дней, взаимодействие между ними, которое может быть реализовано в электронной форме средствами электронной связи, осуществляется через электронный кабинет.

Налогоплательщик имеет право в любой момент отказаться от электронной формы взаимодействия с контролирующим органом путем направления соответствующего уведомления через электронный кабинет. Начиная со дня, следующего за днем направления такого уведомления, взаимодействие налогоплательщика с контролирующим органом в электронной форме прекращается и осуществляется в общем порядке, установленном этим Кодексом.

Источники уплаты обязательств и погашения налогового долга по НДС

В абзац второй п. 87.1 ст. 87 Налогового кодекса внесены изменения, определяющие источники самостоятельной уплаты денежных обязательств по НДС, которыми являются суммы денежных средств, согласно абзацу первому этого пункта и учитываются в СЭА НДС. В случаях уплаты налоговых обязательств, которые возникли до 01.07.2015 г., и/или погашения налогового долга по налоговым обязательствам, которые возникли до 01.07.2015 г., перечисление денежных средств в бюджет осуществляется непосредственно с текущих счетов налогоплательщика, открытых в банках.

Также предусмотрено, что возврат излишне уплаченных налоговых обязательств по НДС осуществляется с особенностями, определенными в пп. 43.4.1 п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса.

Не могут быть источником погашения налогового долга, кроме погашения налогового долга по НДС (за исключением налогового долга, возникшего до 01.07.2015 г.), денежные средства на счете плательщика в СЭА НДС. Для погашения такого налогового долга за счет денежных средств на счете налогоплательщика в СЭА НДС ГФС Украины при условии наличия оснований, предусмотренных ст. 95 Налогового кодекса, направляет Государственной казначейской службе Украины, в которой открыты счета плательщиков в СЭА НДС, реестр, в котором указываются наименование плательщика, налоговый и индивидуальный налоговый номер налогоплательщика и сумма налогового долга, подлежащая перечислению в бюджет (за исключением сумм налогового долга по налоговым обязательствам по НДС, которые подлежали уплате в госбюджет, и по которым сформирован реестр для перечисления средств в госбюджет со счета в СЭА в соответствии с п. 200.2 ст. 200 Налогового кодекса). Порядок формирования и направления такого реестра определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, – Минфином Украины.

Налоговый залог

Законом № 1797 расширен перечень оснований, определенных п. 89.1 Налогового кодекса, при наличии которых возникает право налогового залога.

Так, ранее применение налогового залога связывалось исключительно с наличием у налогоплательщика налогового долга, который возникал вследствие неуплаты сумм денежных обязательств. По новой концепции налоговый залог будет распространяться и на случаи рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) на сумму более 1 млн грн.

Однако на сегодня в действующей редакции Налогового кодекса отсутствует основание для освобождения в таком случае имущества налогоплательщика из-под налогового залога и его исключения из соответствующих государственных реестров при указанных обстоятельствах.

Наряду с увеличением минимальной суммы налогового долга, меньше которой налоговое требование не направляется (не вручается) контролирующим органом, увеличен и минимальный порог суммы налогового залога с 20 до 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (с 340 до 1 020 грн).

В случае если контролирующий орган принимает решение о включении имущества в акт описи, составляется соответствующий акт описи, один экземпляр которого направляется налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 Налогового кодекса, а не с уведомлением о вручении, как было раньше.

Полномочиями относительно принятия решения об описи имущества в налоговый залог наделен руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа.

Полномочия налогового управляющего

В соответствии с п. 91.1 ст. 91 Налогового кодекса наличие у налогоплательщика налогового долга является основанием для назначения руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа по месту регистрации налогоплательщика, имеющего налоговый долг, такому плательщику налогового управляющего.

Налоговый управляющий, как и раньше, должен быть должностным (служебным) лицом контролирующего органа, имеет права и обязанности, определенные этим Кодексом.

Следовательно, приказы о назначении налоговыми управляющими должностных (служебных) лиц утверждаются руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) территориального органа контролирующего органа.

Также при помощи института понятых лиц урегулирован вопрос, связанный с отказом налогоплательщика от подписания акта описи имущества, на которое распространяется право налогового залога. Следовательно, в таком случае налоговый управляющий обеспечивает подписание акта описи имущества налогоплательщика путем привлечения к такой описи не менее двух понятых.

Уточнено основание для освобождения имущества налогоплательщика из налогового залога и его исключения из соответствующих государственных реестров в случае получения налогоплательщиком решения соответствующего органа о признании противоправными и/или отмене ранее принятых решений относительно начисления суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций ) вследствие проведения процедуры административного или судебного обжалования.

В этом случае соответствующее решение удостоверяет окончание события, определенного пп. 93.1.4 п. 93.1 ст. 93 Налогового кодекса.

Административный арест

Законом № 1797 внесены изменения в пп. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса, согласно которым исключено положение относительно права применения административного ареста имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 94 этого Кодекса, в случае отказа такого плательщика от проведения инвентаризации основных средств во время проверки.

Вместе с тем п. 94.2 этой статьи дополнен пп. 94.2.8, согласно которому административный арест применяется в случае если налогоплательщик (его должностные лица или лица, которые осуществляют наличные расчеты и/или осуществляют деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения в соответствии с требованиями этого Кодекса инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств (снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных) или не предоставляет в установленных законом случаях для проверки документы и/или их копии (при условии наличия таких документов).

Прекращение административного ареста имущества налогоплательщика в таком случае осуществляется в связи с устранением налогоплательщиком причин применения административного ареста путем фактического проведения плательщиком инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличных.

Все решения, связанные с применением административного ареста, принимаются руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа.

Взыскание денежных средств и продажа залогового имущества

В п. 95.3 ст. 95 Налогового кодекса редакционно уточнено наименование органа, в котором открыты счета налогоплательщиков в СЭА НДС, – центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Также положениями Закона № 1797 полномочия относительно подписания решения контролирующего органа о погашении всей суммы налогового долга предоставлены руководителю (его заместителю или уполномоченному лицу) контролирующего органа.

Утверждение перечня сведений, которые указываются в решении контролирующего органа о погашении всей суммы налогового долга, отнесено к компетенции центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, – Минфина Украины.

Обновленной редакцией п 95.14 ст. 95 Налогового кодекса предусмотрено, что по результатам проведенных торгов заключается договор купли-продажи имущества, в соответствии с которым покупатель имущества приобретает право собственности на такое имущество.

Такой договор обязательно должен быть подписан налогоплательщиком – должником, имущество которого было продано на торгах, а в случае его отказа подписание обеспечивается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа, по поручению которого осуществлялась продажа имущества, в присутствии не менее двух понятых.

Рассрочка (отсрочка) денежных обязательств (налогового долга)

Изменен порядок расчета размера процентов за пользование рассрочкой (отсрочкой) денежных обязательств (налогового долга), который ранее был равен размеру пени, определенной п. 129.4 ст. 129 Налогового кодекса.

По обновленной редакции этого Кодекса размер процентов равен размеру 120 % годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день принятия контролирующим органом решения о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга.

Как уже отмечалось, отныне размер пени рассчитывается исходя из двух (100 и 120 %) учетных ставок Нацбанка Украины, которые применяются в зависимости от субъекта, определяющего налоговые (денежные) обязательства, которые не были уплачены, а для расчета берется величина годовой учетной ставки Нацбанка Украины, действующая по состоянию на каждый календарный день просрочки в его уплате, включая день погашения налогового долга.

Полномочия относительно принятия решений о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), которые раньше предоставлялись руководителю (его заместителю), отныне могут возлагаться на уполномоченных лиц контролирующего органа и в общем на руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, – Минфина Украины.

Кроме того, компетенция относительно принятия решений о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) разграничена в зависимости от вида решений, сумм рассрочки (отсрочки), видов налогов и сборов, сроков предоставления относительно бюджетного года.

Решения о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), а также о переносе сроков уплаты рассроченных (отсроченных) сумм или их доли принимаются:

  • руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа относительно:
  1. общегосударственных налогов и сборов, кроме особенностей, предусмотренных ниже;
  2. местных налогов и сборов (подлежит утверждению финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого зачисляются такие местные налоги и  сборы);
  • руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику относительно:
  1. общегосударственных налогов и сборов на срок, который выходит за пределы одного и/или более бюджетных лет, о чем сообщается центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;
  2. общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, в случае если сумма, заявленная к рассрочке (отсрочке) или сумма рассроченных (отсроченных) денежных обязательств или налогового долга, относительно которых переносятся сроки уплаты, составляет 1 млн грн и больше, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;
  • руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, если сумма предоставленной ранее рассрочки, отсрочки денежных обязательств или налогового долга не была погашена.

Новацией Закона № 1797 является учреждение реестра заявлений о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга).

Согласно п. 100.10 ст. 100 Налогового кодекса обязанность относительно сопровождения (формирование и ведение) такого реестра возложена на ГФС Украины. Предполагается, что такой реестр будет находиться в открытом доступе, ежедневно обновляться, размещаться на официальном веб-портале ГФС Украины.

 В указанный реестр вносятся следующие данные по каждому из поданных заявлений:

  • название налогоплательщика и код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) или серия и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  • дата подачи заявления о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств или налогового долга;
  • вид заявления (о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств или налогового долга);
  • сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленного к рассрочке (отсрочке);
  • вид налога/сбора, денежное обязательство или налоговый долг по которому заявлен к рассрочке (отсрочке);
  • решение контролирующего органа по результатам рассмотрения заявления, номер и дата решения;
  • дата и номер договора о рассрочке (отсрочке) денежного обязательства или налогового долга;
  • срок действия договора о рассрочке (отсрочке) денежного обязательства или налогового долга;
  • стоимость имущества, переданного в налоговый залог.

Внесение заявлений о рассрочке (отсрочке) денежного обязательства (налогового долга) в реестр заявлений о рассрочке (отсрочке) денежного обязательства (налогового долга) будет осуществляться в течение операционного дня их получения контролирующим органом, при этом сохраняя хронологический порядок их поступления.

Полномочия относительно утверждения порядка ведения и формы реестра заявлений о рассрочке (отсрочке) денежного обязательства или налогового долга возложены на Минфин Украины.

Законом № 1797 уточнена редакция п. 100.11 ст. 100 Налогового кодекса, согласно которой рассрочка и отсрочка денежного обязательства и налогового долга предоставляются отдельно по каждому налогу и сбору.

Введены дополнительные обеспечительные меры в виде налогового залога в случае если сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленная к рассрочке (отсрочке), составляет 1 млн грн и больше.

Так, отныне рассрочка (отсрочка) на сумму от 1 млн грн может предоставляться только при условии:

  • передачи в налоговый залог имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке (отсрочке) сумму денежного обязательства, – в случае рассрочки (отсрочки) денежных обязательств;
  • пребывания в налоговом залоге имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке (отсрочке) сумму налогового долга, – в случае рассрочки (отсрочки) налогового долга.

Вместе с тем следует отметить, что наличие у налогоплательщика налогового долга предусматривает пребывание в налоговом залоге имущества, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга такого налогоплательщика.

Однако если налоговый залог зарегистрирован на сумму меньше чем 1 млн грн, то при предоставлении рассрочки (отсрочки) имущество подлежит дополнительной описи в налоговый залог до суммы, на которую предоставляется такая рассрочка (отсрочка) налогового долга.

Формула в СЭА НДС

Законом № 1797 внесены изменения в п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса, которыми предусмотрен учет при исчислении показателя ΣПопРах суммы денежных средств в случае проведения органом, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств (Государственной казначейской службой Украины), расчетов плательщика налога по погашению задолженности по разности в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотведению, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению, водоотведению, отоплению и поставке горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления, за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам с последующим направлением денежных средств в соответствии с законом Украины о Государственном бюджете Украины в счет погашения задолженности по налогу. При этом для пополнения счета в СЭА НДС учитывается в пределах проведенных расчетов по налогу сумма уменьшения остатка согласованных налоговых обязательств такого плательщика налога, не уплаченных в бюджет, срок уплаты которых наступил, которая учитывается органом, осуществляющим казначейское обслуживание бюджетных средств, до выполнения в полном объеме по корректирующим реестрам.

Также предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины подзаконного акта, который будет определять порядок и сроки учета таких сумм в СЭА НДС.

Вместе с тем следует отметить, что проведение расчетов субъектами хозяйствования по погашению задолженности по разности в тарифах на тепловую энергию, отопление и поставку горячей воды, услуги по централизованному водоснабжению, водоотведению, которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии и услуг по централизованному водоснабжению, водоотведению, отоплению и поставке горячей воды тарифам, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или органами местного самоуправления, за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам с последующим направлением денежных средств в счет погашения задолженности по налогу осуществляется в соответствии с законом Украины о Госбюджете Украины.

В текущем году указанные положения предусмотрены Законом о Госбюджете-2017, в соответствии с п. 23 ст. 14 которого средства, полученные в специальный фонд Госбюджета Украины согласно п. 13 и п. 14 ст. 11 этого Закона, направляются соответственно на субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на погашение разности между фактической стоимостью тепловой энергии, услуг по централизованному отоплению, поставке горячей воды, централизованному водоснабжению и водоотведению, поставке холодной воды и водоотведению (с использованием внутридомовых систем), которые производились, транспортировались и поставлялись населению и/или другим предприятиям теплоснабжения, централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют населению такие услуги, и тарифами, которые утверждались и/или согласовывались органами государственной власти или местного самоуправления. Следовательно, на такую субвенцию будут направляться денежные средства, полученные за счет источников, определенных п. 13 и п. 14 ст. 11 указанного Закона, а именно поступлений от погашения налогового долга, в том числе реструктуризированного или рассроченного (отсроченного):

  • по налогу на прибыль предприятий (с учетом штрафных санкций, пени и процентов, начисленных на сумму этого рассроченного (отсроченного) долга), сложившегося по состоянию на 01.01.2017 г., который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, предприятиями, предоставляющими услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, предприятиями централизованного водоснабжения и водоотведения;
  • по уплате части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, которая изымается в государственный бюджет в соответствии с законом (с учетом штрафных санкций, пени и процентов, начисленных на сумму этого рассроченного (отсроченного) долга), сложившегося по состоянию на 01.01.2017 г., который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей, предприятиями, предоставляющими услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, предприятиями централизованного водоснабжения и водоотведения.

Также урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители регламентируется Законом № 1730.

Взыскание налогового долга без решения суда

Изменениями в Налоговый кодекс, внесенными Законом № 1797, контролирующим органам предоставлена возможность взыскания налогового долга по самостоятельно задекларированным денежным обязательствам без решения суда.

Аналогичное по содержанию законодательное положение, которое регламентировалось п. 32 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, уже применялось на практике в течение первого полугодия 2015 г., но имело временный характер действия.

Нынешними изменениями соответствующее положение включено в ст. 95 главы 9 раздела «Администрирование налогов, сборов, платежей» Налогового кодекса, действие которого будет распространяться на неопределенный период времени и на неограниченный круг лиц. То есть предусматривается, что такое положение будет действовать на постоянной основе.

Обновленной редакцией п. 95.5 ст. 95 Налогового кодекса предусмотрено, что взыскание денежных средств за счет наличных, принадлежащих такому налогоплательщику, и/или денежных средств со счетов такого плательщика в банках осуществляется по решению руководителя контролирующего органа без обращения в суд, если налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства, самостоятельно определенного налогоплательщиком в налоговой декларации или уточняющем расчете, который представляется контролирующему органу в установленные этим Кодексом сроки.

Необходимость законодательного урегулирования указанного вопроса вызвана тем, что самостоятельно задекларированные налоговые обязательства не могут быть обжалованы исходя из требований налогового законодательства, поскольку определенные в налоговой декларации обязательства считаются согласованными. Следовательно, налоговый долг как результат неуплаты самостоятельно задекларированных сумм денежных обязательств, которые не могут быть обжалованы, подлежит только взысканию. Поэтому с точки зрения государства обращение в суд относительно получения разрешения на взыскание налогового долга по налоговым обязательствам, определенным в налоговых декларациях, является нецелесообразным шагом, поскольку это лишь блокирует своевременный возврат налогоплательщиком причитающихся к уплате сумм налогового долга, а также влечет неоправданные потери бюджетных средств за счет обращения органов ГФС в суд и рассмотрения судами соответствующих вопросов. То есть взыскание сумм налогового долга по налоговым декларациям осуществляется на основании решения руководителя контролирующего органа (без обращения в суд по поводу указанного).

Также указанная норма введена в соответствии с рекомендациями экспертов миссии МВФ.

При этом обязательными условиями при применении п. 95.5 ст. 95 Налогового кодекса является то, что:

  • налоговый долг возник в результате неуплаты самостоятельно задекларированных налогоплательщиком денежных обязательств;
  • сумма такого налогового долга превышает 5 млн грн;
  • отсутствуют обязательства государства относительно возврата такому налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств;
  • налоговый долг не уплачивается в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока его уплаты.

Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств регламентирован ст. 43 Налогового кодекса, согласно которой ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику в соответствии с этой статьей и ст. 301 Таможенного кодекса, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

Наличие у налогоплательщика налогового долга исключает возврат ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства (на текущий счет такого плательщика в учреждении банка или путем возврата денежной наличностью по чеку в случае отсутствия у плательщика счета в банке), который может быть проведен только после полного погашения такого налогового долга налогоплательщиком.

Также возврат сумм денежного обязательства представляется возможным при условии подачи налогоплательщиком соответствующего заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога с доходов физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

В поданном налогоплательщиком заявлении на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств произвольной формы обязательно указывается направление перечисления средств: на текущий счет плательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возврат денежной наличностью по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

Контролирующий орган (орган государственной фискальной службы) не позднее чем за пять рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм денежных средств из соответствующего бюджета и подает его для исполнения соответствующему органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств.

На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

На сегодня Порядок взаимодействия территориальных органов ГФС Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата налогоплательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств утвержден приказом № 1146. Однако в связи с необходимостью приведения в соответствие с требованиями Закона № 1797, которым в ст. 43 Налогового кодекса внесены изменения, в указанный приказ будут внесены изменения.

Исполнение решения о взыскании денежных средств в зависимости от вида денежных средств (безналичные или наличные) осуществляется в таком порядке:

  • решение о взыскании денежных средств со счетов такого плательщика в банках является требованием взыскателя к должнику, подлежащим немедленному и обязательному исполнению путем инициирования перевода в платежной системе по правилам соответствующей платежной системы;
  • решение о взыскании денежной наличности вручается такому налогоплательщику и является основанием для взыскания. Взыскание денежной наличности осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Решения о взыскании безналичных денежных средств, находящихся на счетах должника:

  • в банках – исполняются согласно Инструкции № 22;
  • открытых в органах государственной казначейской службы – исполняются в соответствии с Порядком № 845.

Решения о взыскании денежной наличности исполняются в соответствии с Порядком взыскания наличных, принадлежащих налогоплательщику, в счет погашения его налогового долга, утвержденным постановлением № 1244, приложением к которому утверждена форма такого решения. Такое решение о взыскании наличных вручается непосредственно налогоплательщику и является основанием для взыскания наличных в счет погашения налогового долга такого плательщика.

В соответствии с главой 12 Инструкции № 22 списание средств со счетов клиентов осуществляется банками на основании оформленного и предоставленного взыскателем расчетного документа установленной формы – инкассового поручения-распоряжения. Форма инкассового поручения утверждена приложением 24 к Инструкции № 22.

Согласно Указаниям относительно заполнения реквизитов расчетных документов на бумажных носителях, их реестров и заявления об открытии аккредитива (приложение 8 к Инструкции № 22) дата и номер решения органа или должностного лица, уполномоченных на принятие такого решения, о взыскании средств со счетов такого плательщика в банках должны быть приведены в реквизите 19 «Назначение платежа».

Следовательно, в реквизите «Назначение платежа» инкассового поручения (распоряжения) взыскатель указывает реквизиты решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа. Решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, на основании которого оформлено инкассовое поручение (распоряжение), банку не представляется.

Вместе с тем ранее вопрос списания средств со счетов клиентов банков на основании соответствующего решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа согласно инкассовому поручению-распоряжению был урегулирован постановлением № 257.

Следовательно, после утверждения соответствующего постановления Правления Нацбанка и внесения изменений в постановление № 1244, связанных с необходимостью приведения его положений в соответствие с требованиями Закона № 1797, которые будут предусматривать утверждение формы решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о взыскании денежных средств, такие органы получат возможность осуществлять погашение налогового долга в порядке, определенном ст. 95 Налогового кодекса.

Рассрочка уплаты НДС

Подраздел 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса дополнен пунктами 58 и 59, которые предусматривают предоставление контролирующими органами по заявлению налогоплательщика рассрочки уплаты (равными частями) НДС на срок до 36 календарных месяцев без начисления процентов и пени, определенных п. 129.5 ст. 129 этого Кодекса.

Соответствующие положения касаются рассрочки уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта по отдельным товарным позициям при ввозе их для: использования в деревообрабатывающем производстве (станков для обработки дерева, классифицируемых по кодам товарной позиции 8465 согласно УКТ ВЭД; сушилок для древесины, классифицируемых в товарной подкатегории 8419 32 00 00 согласно УКТ ВЭД; прессов для производства древесностружечных или древесноволокнистых плит, классифицируемых в товарной подпозиции 8479 30 согласно УКТ ВЭД) и производства только медицинских изделий (оборудования (его частей), классифицируемого в товарных подкатегориях 8421 39 20 00, 8422 30 00 99, 8422 90 90 00, 8428 20 20 00, 8428 20 80 00, 8477 10 00 00, 8477 20 00 00, 8477 30 00 00, 8477 40 00 00, 8477 59 10 90, 8477 90 80 00, 8480 71 00 90 согласно УКТ ВЭД).

Также предусмотрено утверждение Кабинетом Министров Украины порядка предоставления рассрочки уплаты НДС.

В случае нецелевого использования оборудования и оснащения, ввезенного на таможенную территорию Украины в порядке, определенном пунктами 58 и 59 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, плательщик налога должен уплатить налоговые обязательства по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, в сумме, рассчитанной как положительная разность между суммой налога на добавленную стоимость, которая должна была быть уплачена с указанных операций в момент ввоза таких товаров, и фактически уплаченной суммой, а также уплатить пеню, начисленную на такую сумму налога, исходя из 120 % учетной ставки Нацбанка Украины, действовавшей на день уплаты налогового обязательства, за период со дня ввоза таких товаров до дня увеличения налогового обязательства.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42