НДФЛ

Практические ситуации

30.01.2017 / 09:56

Продление срока

Лицо как плательщик налога на доходы физических лиц (получило в 2016 г. ценный подарок от другого физического лица, не являющегося членом семьи первой степени родства, налог и военный сбор планирует оплатить в 2017 г.) обязано подать до 1 мая налоговую декларацию, однако не сможет этого сделать своевременно, поскольку планирует работать в 2017 г. за пределами Украины. Возможно ли продлить срок подачи налоговой декларации?

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного плательщиком налога (определение круга плательщиков налога, объекта и базы налогообложения, ставки налога, перечня доходов, которые включаются или не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход такого плательщика и т.д.), и порядок подачи налоговой декларации физическим лицом – плательщиком налога регламентируются разделом IV Налогового кодекса.

В предусмотренных этим разделом случаях у физического лица – плательщика налога возникает обязанность подачи налоговой декларации.

Перечень случаев, в которых обязанность плательщика налога относительно подачи такой декларации считается выполненной и она не подается, определен п. 179.2 ст. 179 этого Кодекса и связан, в частности, с уплатой в полном объеме плательщиком налога соответствующих сумм налоговых обязательств в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством. При этом уплата налога и сбора осуществляется плательщиком налога непосредственно, а в случаях, установленных налоговым законодательством, – налоговым агентом или представителем плательщика налога (п. 38.2 ст. 38 Кодекса).

Налоговая декларация плательщиками налога на доходы физических лиц подается за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному году, до 1 мая года, следующего за отчетным, кроме случаев, предусмотренных разделом IV Налогового кодекса. Физическое лицо обязано самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной им декларации (п. 179.7 ст. 179 Кодекса).

Конечный срок подачи налоговой декларации по результатам 2016 г. (с учетом п. 49.20 ст. 49 Кодекса) – 03.05.2017 г., предельный срок уплаты налогового обязательства, определенного в такой декларации, – до 31.07.2017 г.

Согласно п. 102.6 ст. 102 Налогового кодекса предельные сроки для подачи налоговой декларации, заявлений о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате излишне уплаченных денежных обязательств подлежат продлению руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) по письменному запросу плательщика налога, если такой плательщик в течение указанных сроков:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в плавании на морских судах за пределами Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
  • находился в местах лишения свободы по приговору суда;
  • имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением либо пленом на территории других государств или в результате других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
  • был признан по решению суда без вести отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, в случае нахождения физического лица – плательщика налога за пределами Украины документальным подтверждением является, в частности, паспорт гражданина Украины для выезда за рубеж или другой документ, дающий право на выезд из Украины и въезд в Украину, с визами и без виз (для стран, въезд граждан Украины на территории которых не требует наличия визы (разрешения на выезд)) и соответствующими отметками органов пограничной службы (при наличии).

Налог не уплачен в срок

Гражданин в 2012 г. получил наследство (квартиру, жилой дом и приусадебный участок) от деда, но в связи с отсутствием средств налог на доходы физических лиц не уплатил, налоговую декларацию не подал. Начисляется ли налог после срока давности?

Пунктом 49.2 ст. 49 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, за каждый установленный Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Плательщик налога – физическое лицо, получающее доходы от лица, не являющегося налоговым агентом, и иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года, а также уплатить налог на доходы физических лиц с таких доходов (пп. 168.2.1 п. 168.2 ст. 168 Кодекса).

Порядок представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах определен ст. 179 Налогового кодекса, которой, в частности, обусловлены случаи, в которых обязанность плательщика налога по представлению декларации считается выполненной и декларация не подается, а также случаи, в которых плательщик налога освобождается от обязанности представления декларации.

Так, налоговая декларация не подается (согласно Кодексу обязанность по представлению налоговой декларации считается выполненной) физическими лицами, получившими доходы в виде объектов наследства, которые в соответствии с разделом IV Налогового кодекса облагаются налогом по нулевой ставке налога и/или с которых уплачен налог в соответствии с п. 174.3 ст. 174 Кодекса.

Согласно нормам этого Кодекса, которые действовали в 2012 г., стоимость любого объекта наследства, который наследуется наследниками, не являющимися членами семьи наследодателя первой степени родства, облагалась налогом по ставке 5 %.

Следовательно, в случае принятия в наследство недвижимого имущества физическим лицом – резидентом, не являющимся членом семьи наследодателя первой степени родства, такой наследник должен уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц по ставке 5 % стоимости такого имущества.

В случае неуплаты налога до нотариального оформления объекта наследия такой плательщик налога обязан подать в контролирующий орган по месту своего налогового адреса до 1 мая года, следующего за отчетным, налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах и самостоятельно до 1 августа года, следующего за отчетным, уплатить задекларированную сумму налогового обязательства.

То есть, получив в 2012 г. наследство от наследодателя, который не является членом семьи первой степени родства (налог до нотариального оформления не уплачен), наследник должен был подать налоговую декларацию и уплатить определенное им налоговое обязательство.

Следует отметить, что за нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная (п. 111.1 ст. 111 Налогового кодекса).

Порядок применения сроков давности определен ст. 102 Кодекса, согласно п. 102.1 которой контролирующий орган имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позже окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже, – за днем ее фактического представления.

Вместе с тем согласно п. 102.2 ст. 102 Налогового кодекса денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 этой статьи, если:

  • налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана;
  • должностное лицо налогоплательщика (физическое лицо – налогоплательщик) осуждено за уклонение от уплаты указанного денежного обязательства или в уголовном производстве вынесено решение о его закрытии по нереабилитирующим основаниям, вступившее в законную силу.

Кроме того, отсчет срока давности приостанавливается на любой период, в течение которого контролирующему органу согласно решению суда запрещено проводить проверку налогоплательщика или налогоплательщик находится за пределами Украины, если такое пребывание является непрерывным и равно или превышает 183 дня (п. 102.3 ст. 102 Налогового кодекса).

Следовательно, если отсчет срока давности не был приостановлен в связи с предусмотренными Кодексом случаями, а налоговая декларация физическим лицом – плательщиком налога за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана, денежное обязательство может быть начислено контролирующим органом без соблюдения срока давности.

Учет доходов и расходов

Должно ли физическое лицо (хозяйственную деятельность не осуществляет, других доходов кроме заработной платы не имеет, собственного движимого и недвижимого имущества тоже не имеет) отдельно для контролирующего органа вести учет доходов и расходов?

Согласно п. 15.1 ст. 15 Налогового кодекса физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющиеся объектом налогообложения согласно Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов в соответствии с этим Кодексом, признаются налогоплательщиками.

Объектом налогообложения могут быть имущество, товары, доход (прибыль) или его часть, обороты по реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг) и другие объекты, определенные налоговым законодательством, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика налоговой обязанности (п. 22.1 ст. 22 налогового кодекса).

Физическое лицо, получающее доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) в соответствии с условиями трудового договора (контракта), является плательщиком налога на доходы физических лиц и военного сбора, начисление, удержание и уплата (перечисление) в бюджет которых осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц регламентируется разделом IV Налогового кодекса, в соответствии с п. 171.1 ст. 171 которого лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с доходов в виде заработной платы, является работодатель, выплачивающий такие доходы в пользу налогоплательщика.

Вместе с тем физическое лицо – плательщик налога на доходы физических лиц в случае, если оно обязано в соответствии с указанным разделом представлять налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах или имеет право на такое представление с целью возврата излишне уплаченных налогов, в том числе при применении права на налоговую скидку, обязано, согласно п. 176.1 ст. 176 этого Кодекса, вести учет доходов и расходов в объемах, необходимых для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода.

Следовательно, физическое лицо, которое в течение отчетного налогового года не получает иных, кроме заработной платы, доходов и не обязано в соответствии с разделом IV Налогового кодекса представлять налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах или не имеет права на такое представление с целью возврата излишне уплаченных налогов, не обязано отдельно для контролирующего органа вести учет доходов и расходов.

Операции по обмену наследства

В 2016 г. между физическим лицом – резидентом и юридическим лицом заключен договор мены равноценными земельными участками сельскохозяйственного назначения (по 1,5 га каждый). В результате обмена физическое лицо получило денежную доплату в сумме 50 тыс. грн. Должно ли физическое лицо платить налог на доходы физических лиц, если земельный участок, который обменивался, получен им по наследству в 2015 г. (размер земельного участка не превышает нормы бесплатной передачи)? Необходимо ли подавать налоговую декларацию?

Порядок обложения налогом на доходы физических лиц операций по продаже (обмену) физическими лицами объектов недвижимого имущества регламентируется ст. 172 Налогового кодекса.

Для целей этой статьи под продажей следует понимать любой переход права собственности на объекты недвижимости, кроме их наследования и дарения.

Продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами) унаследованного (полученного в подарок) объекта недвижимости подлежит налогообложению (п. 172.10 ст. 172 Кодекса).

При этом согласно п. 172.1 этой статьи доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) не чаще одного раза в течение отчетного налогового года жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, а также хозяйственно-бытовые сооружения и здания, расположенные на таком земельном участке), а также земельного участка, не превышающего норму бесплатной передачи, определенную ст. 121 Земельного кодекса в зависимости от его назначения, и при условии нахождения такого имущества в собственности плательщика налога более трех лет, не облагается налогом.

Условие о нахождении такого имущества в собственности плательщика налога более трех лет не распространяется на имущество, полученное таким плательщиком по наследству (абзац второй п. 172.1 ст. 172 Налогового кодекса).

Вместе с тем доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года более чем одного из объектов недвижимости, указанных в п. 172.1 ст. 172 этого Кодекса, или от продажи объекта недвижимости, не указанного в этом пункте, подлежит налогообложению по ставке, установленной п. 167.2 ст. 167 Кодекса (5 %) (п. 172.2 ст. 172 Налогового кодекса).

Кроме того, п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Кодекса установлен военный сбор (1,5 %), объектом обложения которым являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса.

ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ ПЕРЕДАЧУ ИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ТАКИХ РАЗМЕРАХ (П. 1 СТ. 121 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА):

  • для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району;
  • для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 га;
  • для ведения садоводства – не более 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 га, в поселках – не более 0,15 га, в городах – не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 га.

 

Таким образом, операции по обмену физическим лицом – резидентом не чаще одного раза в год унаследованных объектов недвижимого имущества, указанных в п. 172.1 ст. 172 Налогового кодекса, в частности земельного участка, размер которого не превышает нормы бесплатной передачи, установленной ст. 121 Земельного кодекса в зависимости от его назначения, независимо от срока нахождения их в собственности такого физического лица согласно Налоговому кодексу не облагаются налогом. При этом доход плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации также не облагается налогом (172.3 ст. 172 Кодекса).

Следует отметить, что согласно п. 179.2 ст. 179 Налогового кодекса обязанность плательщика налога по представлению налоговой декларации считается выполненной и налоговая декларация не подается, если такой плательщик налога получал доходы от налоговых агентов, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход; исключительно от налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного, предоставленного) дохода, кроме случаев, прямо предусмотренных этим разделом; от операций продажи (обмена) имущества, дарения, при нотариальном удостоверении договоров по которым был уплачен налог в соответствии с разделом IV Кодекса; в виде объектов наследства, которые в соответствии с этим разделом облагаются налогом по нулевой ставке налога и/или с которых уплачен налог в соответствии с п. 174.3 ст. 174 Кодекса.

Следовательно, обязанность представления налоговой декларации физическим лицом – резидентом, которое кроме осуществления операции по обмену унаследованного земельного участка (в установленных Земельным кодексом размерах) в течение 2016 г. не получало доходы, начисление (выплата, предоставление) которых связано с обязанностью представления налоговой декларации, считается выполненным, то есть налоговая декларация таким физическим лицом не подается.

Продажа собственной продукции

Как облагается налогом доход, полученный физическим лицом от продажи предпринимателю излишков собственной сельскохозяйственной продукции (меда и картофеля)?

Плательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса являются физические лица – резиденты, которые получают доходы как из источников их происхождения в Украине, так и иностранные доходы, физические лица – нерезиденты, которые получают доходы из источников их происхождения в Украине, и налоговые агенты.

Базой налогообложения является общий налогооблагаемый доход с учетом особенностей, определенных разделом IV этого Кодекса.

В расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода физического лица не включаются доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, которая выращена, откормлена, выловлена, собрана, изготовлена, произведена, обработана и/или переработана непосредственно физическим лицом на земельных участках, предоставленных ему в размерах, установленных Земельным кодексом, для ведения:

  • садоводства и/или для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебные участки) и/или для индивидуального дачного строительства. При этом если владелец сельскохозяйственной продукции имеет еще земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности), но не использует их (сдает в аренду или обслуживает), полученные им доходы от продажи сельскохозяйственной продукции не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;
  • личного крестьянского хозяйства и/или земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности), совокупный размер которых не превышает 2 га. При этом размер земельных участков, указанных в абзаце втором п. 165.1.24 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса, а также размер выделенных в натуре (на местности) земельных долей (паев), которые не используются (сдаются в аренду, обслуживаются), не учитываются (пп. 165.1.24 п. 165.1 ст. 165 Кодекса).

Если размер земельных участков, указанных в абзаце третьем п. 165.1.24 п. 165.1 ст. 165 Кодекса, превышает 2 га, доход от продажи сельскохозяйственной продукции подлежит налогообложению на общих основаниях.

При продаже сельскохозяйственной продукции (кроме продукции животноводства) ее владелец должен подать налоговому агенту копию справки о наличии у него земельных участков. Оригинал справки хранится у владельца сельскохозяйственной продукции в течение срока исковой давности с даты окончания действия такой справки. Справка выдается сельским, поселковым или городским советом по месту налогового адреса (месту жительства) плательщика налога в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующим советом письменного заявления о выдаче такой справки.

При продаже собственной продукции животноводства групп 1 - 5, 15, 16 и 41 по УКТ ВЭД полученные от такой продажи доходы не являются налогооблагаемым доходом, если их сумма совокупно за год не превышает 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового ) года. Такие физические лица осуществляют продажу указанной продукции без получения справки о наличии земельных участков.

В случае если сумма полученного дохода превышает установленный пп. 165.1.24 п. 165.1 ст. 165 Кодекса размер, физическое лицо обязано предоставить контролирующему органу справку о самостоятельном выращивании, разведении, откорме продукции животноводства, которая выдается в произвольной форме сельским, поселковым или городским советом по месту налогового адреса (месту жительства) собственника продукции животноводства. Если справкой подтверждено выращивание проданной продукции животноводства непосредственно плательщиком налога, налогообложению подлежит доход, превышающий 100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

Если таким плательщиком налога не подтверждено самостоятельное выращивание, разведение, откорм продукции животноводства, доходы от продажи которой он получил, такие доходы подлежат налогообложению на общих основаниях.

Кроме того, п. 161 подраздела 10 раздела XX Переходных положений Налогового кодекса установлен военный сбор.

Объектом налогообложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса, в частности общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

От налогообложения военным сбором освобождаются доходы, которые согласно разделу IV этого Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25 , 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Налогового кодекса, по ставке 1,5 % от объекта налогообложения.

Продажа транспортного средства

Налогоплательщиком в 2016 г. осуществлена продажа грузового автомобиля физическому лицу непосредственно в сервисном центре МВД без нотариального удостоверения договора. Необходимо ли в таком случае подавать декларацию?

Регистрация транспортных средств осуществляется, в частности, на основании заключенных и оформленных непосредственно в сервисных центрах МВД в присутствии администраторов таких органов договоров купли-продажи (мены, поставки), дарения транспортных средств, а также иных договоров, на основании которых осуществляется приобретение права собственности на транспортное средство, без нотариального удостоверения таких договоров в порядке, определенном постановлением № 1388.

Согласно п. 173.1 ст. 173 Налогового кодекса доход плательщика налога от продажи (обмена) объекта движимого имущества в течение отчетного налогового года облагается налогом по ставке, определенной п. 167.2 ст. 167 Кодекса, то есть 5 % размера полученного дохода.

Вместе с тем п. 173.6 ст. 173 Кодекса установлено, что доход от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества, осуществляемых физическими лицами – нерезидентами, облагается налогом согласно этой статье в порядке, установленном для резидентов, по ставке, определенной п. 167.1 ст. 167 Кодекса (в 2016 г. – 18 %).

Доход от продажи (обмена) объекта движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов) определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости этого объекта, определенной согласно закону.

Пунктом 161 подраздела 10 раздела XX Переходных положений Налогового кодекса установлен военный сбор (1,5 %), объектом налогообложения которым являются доходы, определенные ст. 163 этого Кодекса. От налогообложения сбором освобождаются доходы, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Плательщик налога, получающий доходы от лица, которое не является налоговым агентом, и иностранные доходы, обязан включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию по результатам отчетного налогового года, а также уплатить налог с таких доходов. При этом лицо освобождается от обязанности по представлению декларации по операциям продажи (обмена) имущества, дарения, при нотариальном удостоверении договоров по которым был уплачен налог в соответствии с разделом IV Кодекса (пп. 168.2.1 п. 168.2 ст. 168 Налогового кодекса).

Так как продажа транспортного средства была осуществлена без нотариального удостоверения, то независимо от того, уплачен или не уплачен налогоплательщиком соответствующий налог (сбор), такой налогоплательщик обязан по результатам 2016 г. подать налоговую декларацию.

Доходы от двух налоговых агентов

Необходимо ли налогоплательщику подавать декларацию об имущественном состоянии и доходах за 2016 г., если он получал доходы от двух налоговых агентов?

Подпунктом 179.2 ст. 179 Налогового кодекса предусмотрено, что обязанность плательщика налога по представлению налоговой декларации считается выполненной и налоговая декларация не подается, если такой плательщик налога получал доходы, в частности, исключительно от налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного, предоставленного) дохода, кроме случаев, прямо предусмотренных разделом IV Кодекса.

Таким образом, в случае если плательщик получал в течение отчетного (налогового) года доходы от двух налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного, предоставленного) дохода, то такой налогоплательщик не обязан подавать декларацию.

Благотворительная помощь

Предприятие в 2016 г. выплатило нецелевую благотворительную помощь своим работникам в размере 2,5 тыс. грн. С суммы, подлежащей налогообложению, удержан налог на доходы физических лиц и военный сбор. Все выплаты и удержания были отражены в форме № 1ДФ. Необходимо ли физическому лицу, получившему такую нецелевую благотворительную помощь от налогового агента, подавать декларацию об имущественном состоянии и доходах?

Особенности налогообложения благотворительной помощи установлены п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса.

Для целей налогообложения благотворительная помощь делится на целевую и нецелевую. Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные условия и направления ее расходования, а нецелевой следует считать помощь, которая предоставляется без установления таких условий или направлений (пп. 170.7.1 п. 170.7 ст. 170 Кодекса).

В соответствии с пп. 170.7.2 п. 170.2 этой статьи не включается в налогооблагаемый доход целевая или нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая плательщику налога, пострадавшему вследствие:

  • экологических, техногенных и иных катастроф в местностях, объявленных согласно Конституции зонами чрезвычайной экологической ситуации, – в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины;
  • стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли ущерб или создают угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызвали или могут вызвать человеческие жертвы или потерю собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении (предоставлении) благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления соответственно.

Благотворительная помощь, предоставляемая на указанные цели, должна распределяться через государственный или местный бюджет или через банковские счета благотворительных организаций, Общества Красного Креста Украины, внесенных в Реестр неприбыльных организаций и учреждений.

Кроме того, не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется, в частности, резидентами – юридическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем в 2016 г. 1930 грн. Превышение помощи над указанным размером подлежит налогообложению на основании пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса у источника выплаты по ставке, установленной п. 167.1 ст. 167 Кодекса.

При этом в случае получения нецелевой благотворительной помощи от благотворителя – физического или юридического лица плательщик налога обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер (в 2016 г. – 1930 грн).

Таким образом, если физическое лицо получило нецелевую благотворительную помощь в 2016 г. в размере, превышающем 1930 грн., то такое лицо обязано в соответствии с нормами пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса подать налоговую декларацию и задекларировать полученные в течение отчетного (налогового) года доходы.

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42