Налог на имущество

Налогообложение безосновательно приобретенных земельных участков

27.02.2017 / 12:24

Плата за землю – это общеобязательный платеж, включающий уплату земельного налога собственниками земельных участков частной собственности или постоянными пользователями земельных участков государственной и коммунальной собственности, а также арендной платы за пользование земельными участками государственной или коммунальной собственности.

Основой налогового администрирования платы за землю в понимании Налогового кодекса являются требования п. 286.1 ст. 286 этого Кодекса, которыми определено, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (далее – кадастр), являющегося единственной государственной геоинформационной системой о земле в пределах границ Украины.

Кадастр осуществляет информационное обеспечение относительно земельных участков:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • субъектов хозяйствования и граждан для регулирования земельных отношений, определения размера платы за землю, контроля за использованием земель, экономического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства (ст. 194 Земельного кодекса).

Основания и основные требования по внесению сведений в Кадастр определены ст. 21 Закона № 3613. В частности, сведения о границах, целевом назначении земельного участка в случае его формирования по документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании земельных участков в случаях, определенных ст. 791 Земельного кодекса, вносятся на основании такой документации (части первая, вторая, четвертая ст. 21 Закона № 3613).

На основании технической документации о нормативной денежной оценке земель в Кадастр вносятся сведения о такой оценке (часть седьмая ст. 21 вышеуказанного Закона).

Документация о землеустройстве и техническая документация по оценке земель подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, в соответствии с их полномочиями, определенными Законом № 3613, вместе с электронным документом, содержащим результаты работ по землеустройству и оценке земель (часть 13 ст. 21 этого Закона).

Внесение сведений в Кадастр осуществляется преимущественно в срок, не превышающий 14 рабочих дней со дня получения соответствующих документов (часть 14 ст. 21 Закона № 3613). В результате государственной регистрации земельного участка ему присваивается кадастровый номер, являющийся идентификатором такого участка в Кадастре. Именно с момента присвоения кадастрового номера земельный участок считается сформированным.

Таким образом, земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента его формирования и государственной регистрации соответствующего права (собственности, постоянного пользования или права аренды земель государственной и коммунальной собственности) на него.

Основу налогового администрирования обеспечивают, в частности, положения ст. 7 Налогового кодекса, которыми установлено, что при установлении налога обязательно определяются в том числе следующие сведения:

  • плательщик налога;
  • объект налогообложения;
  • база налогообложения;
  • ставка налога.

Плательщиками земельного налога с учетом положений пп. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса следует считать владельцев земельных участков частной собственности или постоянных пользователей земельных участков государственной и коммунальной собственности.

Вместе с тем плата за землю в форме арендной платы за пользование земельными участками государственной или коммунальной собственности осуществляется пользователями таких участков.

Объектом налогообложения платой за землю является площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, постоянном или временном пользовании земельных участков государственной и коммунальной собственности.

Сведения о площади сформированного земельного участка, относительно которого возникают налоговые обязательства по плате за землю, должны быть внесены в Кадастр (п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса) по результатам выполнения требований ст. 791 Земельного кодекса относительно формирования земельного участка как объекта гражданских прав (определены границы, определенное местоположение и определено соответствующее право).

Базой налогообложения платой за землю является нормативная денежная оценка земельного участка с учетом коэффициента индексации (пп. 271.1.1 п. 271.1 ст. 271 Налогового кодекса), которая в форме выписки из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (часть третья ст. 23 Закона № 1378).

Согласно требованиям ст. 18 этого Закона нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, а также за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения, проводится не реже одного раза в 5 – 7 лет. При этом для земельных участков несельскохозяйственного назначения предусмотрено выполнение нормативной денежной оценки не реже одного раз в 7 – 10 лет.

Руководствуясь принципом платного использования земельных участков (ст. 206 Земельного кодекса), субъект хозяйствования, не сформировавший земельный участок (сведения о нем не внесены в Кадастр) и не оформивший права на него, используя такой земельный участок (далее – субъект, неправомерно использующий земельный участок), создает основания для возникновения рисков налогового администрирования платы за землю.

Основания для возникновения рисков налогового администрирования платы за землю:

  • неполучение налоговых обязательств;
  • невозможность взятия субъекта, неправомерно использующего земельный участок, на налоговый учет, что создает условия для уклонения от взимания платы за землю;
  • получение налоговых обязательств в неполном объеме;
  • недополучение платы за землю в результате необоснованной уплаты земельного налога вместо арендной платы за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности субъектом, неправомерно использующим земельный участок, к которому переходит право собственности на земельный участок и который не может приобрести право собственности на землю, в том числе в случае приобретения объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке, однако имеет право получить такой земельный участок на условиях аренды (часть пятая ст. 120 и часть третья ст. 145 Земельного кодекса);
  • невозможность установления контроля над объектом налогообложения для субъекта, неправомерно использующего земельный участок, в случае отсутствия сведений в Кадастре о месте расположения, размере земельного участка и границе земельного участка, не установленной в натуре (на местности);
  • невозможность установления контроля над базой налогообложения для субъекта, неправомерно использующего земельный участок, в случае отсутствия сведений в Кадастре относительно нормативной денежной оценки отдельного земельного участка.

Полномочия по регулированию земельных отношений, в том числе взимания платы за использование земельных участков, делегированы органам местного самоуправления (ст. 33 Закона № 280). Существует практика реализации органами местного самоуправления своих полномочий путем разрешения споров по обеспечению соблюдения принципа платности за использование земельных участков субъектом, неправомерно использующим земельный участок.

Споры между органами местного самоуправления и субъектами, использующими безосновательно приобретенные земельные участки, рассматриваются как гражданские дела.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Земельный кодекс – Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III. Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Гражданский кодекс – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. Закон № 280 – Закон Украины от 21.05.1997 г. № 280/97 «О местном самоуправлении». Закон № 3613 – Закон Украины от 07.07.2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре». Закон № 1378 – Закон Украины от 11.12.2003 г. № 1378-IV «Об оценке земель»