Другие налоги

Новое в применении штрафных санкций

20.03.2017 / 15:36

В связи с внесением Законом № 1797 изменений в Налоговый кодекс применение штрафных санкций за нарушение требований п. 39.4 ст. 39 Кодекса осуществляется по-новому.
В данной статье на практических примерах рассмотрим, какие штрафные санкции будут применяться за непредставление отчета (уточняющего отчета) о контролируемых операциях (далее – КО) и/или документации по трансфертному ценообразованию (далее – ТЦ).
Признаки таких нарушений и размер штрафных санкций, которые могут налагаться, предусмотрены пунктами 120.3 и 120.4 ст. 120 Налогового кодекса.

Размеры штрафов

Так, с 01.01.2017 г. штрафные санкции определяются в размерах согласно прожиточному минимуму для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Пунктом 11 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что штрафные (финансовые) санкции по результатам проверок применяются в размерах, установленных законом, действующим на день принятия решений по применению указанных штрафных (финансовых) санкций.

Таким образом, в случае установления и фиксации после 01.01.2017 г. контролирующими органами фактов нарушения налогоплательщиками требований п. 39.4 ст.  39 Налогового кодекса относительно представления отчетности для налогового контроля за ТЦ (отчет о КО и документация по ТЦ) для расчета штрафных санкций используется прожиточный минимум для трудоспособного лица относительно налоговой отчетности (схема).

Прожиточный минимум для трудоспособного лица относительно налоговой отчетности

за 2013 г.

за 2014 г.

за 2015 г.

за 2016 г.

1 147 грн

1 218 грн

1 218 грн

1 378 грн

(установлен на 01.01.2013 г. ст. 7 Закона № 5515)

(установлен на 01.01.2014 г. ст. 7 Закона № 719)

(установлен на 01.01.2015 г. ст. 7 Закона № 80)

(установлен на 01.01.2016 г. ст. 7 Закона № 928)

Пример 1

Контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в марте 2017 г., установлено непредставление отчета о КО за 2014 г.

Размер штрафной санкции за указанное нарушение составит 365 400 грн (300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2014 г.).

Ответственность за непредставление отчетности

Изменениями, внесенными Законом № 1797 п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса, существующая норма о том, что оплата финансовых санкций (штрафов) не освобождает от обязанности представления отчета о КО и/или документации по ТЦ, подкреплена ответственностью в виде штрафа.

Наличие такого нарушения пока влечет наложение штрафа в размере пяти размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица за каждый календарный день непредставления отчета о КО (уточняющего отчета) и/или документации по ТЦ.

Таким образом, в случае установления и фиксации контролирующим органом фактов непредставления отчета о КО и/или документации по ТЦ и применения к таким плательщикам штрафа (штрафов) согласно п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса в случае истечения 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты такого штрафа (штрафов) (то есть с 41 дня), контролирующим органом применяются штрафные санкции, предусмотренные абзацем седьмым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса.

С учетом позиции Высшего административного суда о применении штрафных санкций, изложенной в письме № 2198/11/13-22, указанные штрафные санкции применяются после 01.01.2017 г. в установленном порядке (в том числе в случае применения до 01.01.2017 г. к налогоплательщику штрафа (штрафов) согласно пп. 120.3 ст. 120 Кодекса за 2013 – 2015 отчетные гг.

Указанное рассмотрено на примерах 2, 3.

Пример 2

Налоговое уведомление-решение о применении штрафной санкции за непредставление отчета о КО за 2015 г. вынесено в июле 2016 г. Плательщик налога в установленные предельные сроки уплатил штраф. Контролирующим органом зафиксировано актом проверки от 28.02.2017 г. непредставление отчета за 2015 г.

В указанном случае штраф – пять размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015 г. За каждый календарный день непредставления отчета за период с 01.01.2017 г. по 28.02.2017 г.

Пример 3

Налоговое уведомление-решение о применении штрафной санкции за непредставление отчета о КО за 2015 г. вынесено 15.12.2016 г. Предельные сроки уплаты штрафа – 26.12.2016 г.

Контролирующим органом зафиксировано актом проверки от 28.02.2017 г. продолжающееся нарушение п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса в части непредставления отчета 2015 г. по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты штрафа. Сумма штрафа – пять размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015 г., за каждый календарный день непредставления отчета, начиная с 26.01.2017 г. по 28.02.2017 г.

Особенности расчета сроков применения штрафных санкций

В соответствии с приложением 11 к Порядку № 1204 (форма уведомления-решения «ПС») сумма штрафных (финансовых) санкций (штрафа), определенная в этом налоговом уведомлении-решении, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения этого налогового уведомления-решения (в случае проведения административного или судебного обжалования – в течение 10 календарных дней, следующих за днем согласования).

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства налогоплательщика. При обращении плательщика в суд с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу (пункты 56.17.5 и 56.18 ст. 56 Налогового кодекса).

Учитывая указанное, если налогоплательщик (после применения к нему штрафных санкций, предусмотренных абзацами первым – четвертым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса) продолжает не выполнять свой долг по представлению отчета о КО или документации по ТЦ, контролирующий орган должен применить штрафные санкции, определенные абзацами шестым и седьмым п. 120.3 ст. 120 этого Кодекса, которые рассчитываются за каждый календарный день непредставления отчетности, начиная с 41 календарного дня после дня:

  • получения налогового уведомления-решения плательщиком – в случае если налогоплательщик уплатил штраф за непредставление налоговой отчетности (невключение всех операций в отчет);
  • окончания процедуры административного обжалования или вступления судебного решения в законную силу (в пользу контролирующего органа) – в случае если налогоплательщик обжаловал налоговое уведомление-решение по штрафной санкции о непредставлении налоговой отчетности (невключение всех операций в представленный отчет).

В случае представления налогоплательщиком отчета/документации только после применения штрафных санкций, установленных абзацем шестым и седьмым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса, наличие нарушения будет определяться исходя из норм п. 120.4 ст. 120 Налогового Кодекса. Период, который будет охвачен штрафными санкциями, предусмотренными п. 120.4 этой статьи, будет определяться от предельной даты применения штрафа за непредставление отчета/документации до даты представления плательщиком налога отчета о КО.

Следует обратить внимание на то, что нормы Налогового кодекса не содержат ограничений относительно дальнейшего применения штрафных санкций в соответствии с абзацами шестым и седьмым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса в случае продолжающегося невыполнения плательщиком обязанности по представлению отчета о КО и/или документации по ТЦ после применения финансовых санкций (штрафов) согласно абзацам второму – четвертому п. 120.3 ст. 120 Кодекса.

Указанное рассмотрено на примере 4.

Пример 4

Налоговое уведомление-решение о применении штрафной санкции за непредставление отчета о КО 2015 г. вынесено контролирующим органом в июле 2016 г., по результатам проверки (акт от 30.01.2017 г.) применен штраф за продолжающееся непредставление отчета о КО за 2015 г. – пять размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015 г.

Расчет осуществлен за каждый календарный день непредставления отчета, начиная с 01.01.2017 г. по 30.01.2017 г. Плательщиком по состоянию на 01.03.2017 г. не представлен отчет, а контролирующим органом повторно зафиксировано актом проверки непредставление вышеупомянутого отчета за 2015 г. Расчет штрафных санкций осуществляется за каждый календарный день непредставления – пять размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015 г., начиная с 31.01.2017 г. (с дня, следующего за последним днем, за который была применена штрафная санкция, предусмотренная абзацами шестым – седьмым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса) по 01.03.2017 г. (дату акта проверки).

Новые штрафные санкции

Законом № 1797 статья 120 Кодекса дополнена пунктом 120.4, которым установлена отдельная ответственность налогоплательщиков.

При этом необходимо обратить внимание, что состав правонарушений, определенных пунктами 120.3 и 120.4 ст. 120 Кодекса, не предусматривает одновременное применение указанных норм.

Так, штрафные санкции, установленные пунктом 120.4 ст. 120 Налогового кодекса, применяются в случае, если:

налогоплательщиком представлен отчет о КО и/или документация по ТЦ с нарушением определенных п. 39.4 ст. 39 Кодекса сроков и/или представлен уточняющий отчет о КО, в котором дополнительно задекларированы КО, информация о которых не была отражена в ранее представленном отчете о КО. При этом возможность такого представления ограничена сроком до начала документальной проверки.

В случае если до начала документальной проверки плательщиком не был представлен отчет о КО и/или документацию по ТЦ или уточняющий отчет с информацией о ранее незадекларированных КО, контролирующим органом применяются штрафы, установленные абзацами вторым – четвертым п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса.

Пример 5

Налоговое уведомление-решение о применении штрафной санкции за непредставление отчета о КО 2015 г. вынесено в июле 2016 г. Плательщик налога в установленные предельные сроки уплатил штраф, но отчет был представлен только 30.01.2017 г.

В таком случае штрафная санкция рассчитывается на основании п. 120.4 ст. 120 Кодекса за несвоевременное представление плательщиком налога отчета в размере одного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 01.01.2015 г. за каждый календарный день несвоевременного представления, а именно с 01.01.2017 г. по 30.01.2017 г.

С целью недопущения применения штрафных санкций по результатам проведения проверки такая штрафная санкция может быть рассчитана и уплачена самостоятельно.

Следует отметить, что налогоплательщикам, осуществляющим хозяйственные операции с нерезидентами, нужно очень тщательно оценивать свою хозяйственную деятельность и отдельные операции и их соответствие критериям КО, определенным в пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса, с целью исключения несвоевременного направления в ГФС отчета о КО. Это также касается своевременности подготовки документации по ТЦ, чтобы предотвратить нарушения требований пунктов 39.4.2 и 39.4.4 ст. 39 Налогового кодекса, а следовательно – значительные штрафы, предусмотренные пунктами 120.3 и 120.4 ст. 120 Кодекса.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон № 80 – Закон Украины от 28.12.2014 г. № 80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год». Закон № 719 – Закон Украины от 16.01.2014 г. № 719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Закон № 928 – Закон Украины от 25.12.2015 г. № 928-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2016 год». Закон № 1797 – Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине». Закон № 5515 – Закон Украины от 06.12.2012 г. № 5515-VI «О Государственном бюджете Украины на 2013 год». Порядок № 1204 – Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений налогоплательщикам, утвержденный приказом Минфина Украины от 28.12.2015 г. № 1204. Письмо № 2198/11/13-22 – письмо Высшего административного суда Украины по применению штрафных санкций