Другие налоги

Основное/неосновное место налогового учета

20.03.2017 / 17:18

Налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, месту проживания лица (основное место учета), а также по месту нахождения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета), с целью осуществления налогового контроля.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу Налогового кодекса.

Обязанности налогоплательщика – стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, уведомить обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по основному месту учета согласно порядку учета налогоплательщиков.

Основное место учета

Постановка на учет по основному месту учета налогоплательщиков, сведения о которых включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр), осуществляется контролирующими органами по принципу организационного единства регистрационных процедур, проводимых государственными регистраторами, и процедур постановки на учет налогоплательщиков, обеспечивающихся контролирующими органами.

Согласно нормам Налогового кодекса постановка на учет по основному месту учета юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц – предпринимателей как плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах осуществляется на основании сведений из Единого государственного реестра, предоставленных государственным регистратором согласно Закону о госрегистрации, в день получения указанных сведений контролирующими органами.

Данные о постановке на учет в контролирующих органах налогоплательщиков, сведения о которых включаются в Единый государственный реестр, передаются в Единый государственный реестр в день постановки их на учет.

Обмен сведениями (запросами) о проведении действий относительно государственной регистрации и постановки на учет (снятии с учета) юридических лиц, их обособленных подразделений и физических лиц – предпринимателей осуществляется в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами ГФС Украины в рабочее время с интервалом не более двух часов (пп. 1 п. 2 приказа № 759/5/371).

Постановка на учет по основному месту учета налогоплательщиков – юридических лиц и их обособленных подразделений, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр, а также физических лиц, не являющихся предпринимателями и осуществляющих независимую профессиональную деятельность, происходит в день поступления от них соответствующего заявления (по формам № 1-ОПП, № 1-РПП или № 5-ОПП) и других документов, определенных в разделах IV – VI Порядка № 1588.

Такие налогоплательщики обязаны подать документы для постановки их на учет в контролирующий орган по основному месту учета в десятидневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания другим способом) или государственной регистрации независимой профессиональной деятельности в соответствующем уполномоченном органе и получения свидетельства о регистрации или другого документа (разрешения, сертификата и т.п.), подтверждающего право физического лица на осуществление независимой профессиональной деятельности.

В соответствии с п. 3.10 раздела ІІІ Порядка № 1588 в случае постановки на учет в качестве плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах налогоплательщиков, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и сведения о которых не содержатся в Едином государственном реестре, контролирующий орган по основному месту учета формирует справку о постановке на учет налогоплательщика, сведения о котором не подлежат включению в Единый государственный реестр по форме № 34-ОПП.

Эта справка отправляется налогоплательщику на следующий рабочий день с дня постановки на учет.

С согласия налогоплательщика не позднее следующего рабочего дня после постановки его на учет такая справка может быть выдана налогоплательщику или уполномоченному лицу налогоплательщика в контролирующем органе.

Неосновное место учета

Пунктом 7.1 раздела VІІІ Порядка № 1588 предусмотрено: если в соответствии с законодательством у налогоплательщика, кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начисления, удержания или уплаты (перечисления) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой налогоплательщик обязан встать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем контролирующем органе.

В контролирующем органе по неосновному месту учета налогоплательщик уплачивает все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному месту учета, относительно таких налогов представляет налоговые декларации (расчеты, отчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика, а контролирующий орган относительно налогоплательщика осуществляет администрирование таких налогов, сборов (п. 7.3 раздела VІІ указанного Порядка).

Следует отметить, что контролирующим органом по основному месту учета в случае обращения налогоплательщика может быть предоставлен перечень контролирующих органов, в которых такой плательщик состоит на учете по неосновному месту учета.

Постановка на учет по неосновному месту учета

Порядок постановки на учет по неосновному месту учета

до 20.03.2017 г.

с 20.03.2017 г.

Для постановки на учет по неосновному месту учета налогоплательщик обязан в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением, подать в соответствующий орган регистрационное заявление по форме № 1-ОПП или форме № 5-ОПП с отметкой «учет по неосновному месту учета».

Контролирующим органом по неосновному месту учета налогоплательщику может быть выдано уведомление о постановке на учет по неосновному месту учета по форме № 16-ОПП, срок действия которого ограничивается бюджетным периодом. Выдачу такого уведомления соответствующий контролирующий орган осуществляет по письменному запросу налогоплательщика в течение двух рабочих дней после поступления обращения от налогоплательщика.

Процедуры постановки на учет по неосновному месту учета налогоплательщиков упрощенны и усовершенствованы приказом № 1125.

Утверждена новая упрощенная форма заявления о постановке на учет по неосновному месту учета по форме № 17-ОПП, в которой указываются только контролирующие органы, в которых плательщик желает стать на учет по неосновному месту учета.

Налогоплательщики, заключившие с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, могут подать заявление по форме № 17-ОПП средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Такое заявление может быть подано как в контролирующий орган по неосновному месту учета, так и в контролирующий орган по основному месту учета.

В случае подачи заявления по форме № 17-ОПП в контролирующий орган по неосновному месту учета налогоплательщик в разделе 3 заявления может указать контролирующий орган, в который подается заявление, и выбрать административно-территориальные единицы (по местонахождению объектов налогообложения), обслуживающиеся таким органом.

В случае подачи заявления по форме № 17-ОПП в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщик в разделе 3 заявления может указать все контролирующие органы, в которых желает стать на учет по неосновному месту учета, и выбрать административно-территориальные единицы (по местонахождению объектов налогообложения), обслуживающиеся такими органами.

Также постановка на учет по неосновному месту учета осуществляется на основании усовершенствованных:

уведомления об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность по форме № 20-ОПП, в котором налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором желает стать на учет по неосновному месту учета по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения;

заявления по форме № 5-ОПП, поданного нотариусом, и если в таком заявлении плательщик указал о желании встать на учет по неосновному месту учета в контролирующем органе по местонахождению рабочего места.

При этом в случае если налогоплательщик определил контролирующий орган, в котором желает стать на учет по неосновному месту учета, в уведомлении по форме № 20-ОПП или заявлении по форме № 5-ОПП, такой плательщик освобождается от обязанности подачи в контролирующий орган заявления по форме № 17-ОПП.

Уведомление о постановке на учет по неосновному месту учета по форме № 16-ОПП отменено приказом № 1125.

Данные об объектах налогообложения и перечень контролирующих органов, в которых налогоплательщик состоит на учете по неосновному месту учета, можно просмотреть в «Электронном кабинете плательщика».

Снятие с учета по неосновному месту учета

Пунктами 7.5 и 7.6 раздела VII Порядка № 1588 предусмотрено, что налогоплательщики, у которых отсутствуют объекты, закрытые обособленные подразделения, в связи с чем такой налогоплательщик был взят на учет по неосновному месту учета, снимаются с учета по неосновному месту учета в случае поступления (наличия) соответствующих подтверждающих документов или в связи с окончанием бюджетного периода при условии уплаты налогов, сборов в бюджет на основании служебных документов контролирующего органа. Информация о снятии с учета по неосновному месту учета вносится в Единый банк данных о налогоплательщиках – юридических лиц или Реестр самозанятых лиц.

В случае снятия с учета по основному месту учета налогоплательщика и перевода его на обслуживание в другой контролирующий орган в связи с изменением местонахождения (местожительства), связанного с изменением административно-территориальной единицы или внесением/невнесением налогоплательщика в Реестр крупных плательщиков налогов и т.д., при наличии по предыдущему месту учета объектов, обособленных подразделений или обязанностей налогового агента, такой налогоплательщик одновременно со снятием с учета по основному месту учета согласно Порядку № 1588 ставится на учет по неосновному месту учета контролирующим органом по предыдущему месту учета.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон о госрегистрации – Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». Приказ № 759/5/371 – приказ Минюста Украины и Минфина Украины от 18.03.2016 г. № 759/5/371 «Об информационном взаимодействии между Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований и информационными системами Государственной фискальной службы Украины». Приказ № 1125 – приказ Минфина Украины от 21.12.2016 г. № 1125 «Об утверждении Изменений в Порядок учета плательщиков налогов и сборов и Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость». Порядок № 1588 – Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588

«Горячие линии»

Дата: 14 декабря, пятница
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42