Юридическая практика

Определение таможенной стоимости

20.03.2017 / 17:32

Суть дела

По результатам документальной проверки ГУ ГФС установлено нарушение правильности определения таможенной стоимости товаров, оформленных за 1 065 шт. таможенными декларациями, заключавшееся в невключении в состав таможенной стоимости транспортных услуг на всем пути следования импортного товара, не распределенных отдельно на до и после границы Украины, что привело к вынесению трех налоговых уведомлений-решений о доначислении ООО «А» денежных обязательств по платежам «таможенная пошлина», «дополнительный импортный сбор» и «НДС» с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров.

Как следует из материалов дела, при исследовании счетов и актов выполненных работ (оказанных услуг), выставленных к оплате за предоставленные услуги по транспортировке товаров, общая стоимость выполненных работ (оказанных услуг) не разделена на такие составляющие, как стоимость транспортировки за пределами таможенной территории Украины и стоимость транспортировки по территории Украины. Учитывая указанное, по результатам проверки в соответствии с требованиями ст. 58 Таможенного кодекса принято решение об определении таможенной стоимости товаров по отдельным таможенным декларациям, которое поддержано ГФС во время административного обжалования.

Однако в ходе исследования расчета о доначислении денежных обязательств по платежам «таможенная пошлина», «дополнительный импортный сбор» и «НДС» с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров обнаружено, что налоговые уведомления-решения вынесены ГУ ГФС с нарушением части третьей ст. 303 Таможенного кодекса, а сами денежные обязательства ООО «А» по налоговым уведомлениям-решениям определены по отдельным таможенным декларациям, где размер неуплаченных сумм таможенных платежей с товаров, указанных в одной таможенной декларации, составляет менее 20 грн.

Позиция плательщика

В жалобе ООО «А» просит отменить вышеуказанные налоговые уведомления-решения и указывает, что не соглашается с начислением платежей, поскольку считает налоговые уведомления-решения незаконными, а выводы акта проверки такими, которые не соответствуют действующему законодательству Украины. Жалобщик считает, что вопрос контроля правильности заявления таможенной стоимости относится к компетенции таможни, а не ГУ ГФС.

Выписка из решения

Согласно части второй ст. 52 Таможенного кодекса декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны предоставлять таможенному органу достоверные сведения об определении таможенной стоимости, которые должны базироваться на объективных, документально подтвержденных данных, поддающихся исчислению.

Частью первой ст. 55 Таможенного кодекса предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины с помещением в таможенный режим импорта, принимается таможней ГФС при осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости этих товаров как до, так и после их выпуска, если таможней ГФС в случаях, предусмотренных частью шестой ст. 54 Таможенного кодекса, выявлено, что заявлены неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров.

Таможня ГФС имеет право проводить в порядке, определенном статьями 345 – 354 этого Кодекса, проверки правильности определения таможенной стоимости товаров после их выпуска (п. 4 части пятой ст. 54 Кодекса).

Пунктом 41.3 ст. 41 Налогового кодекса предусмотрено, что полномочия и функции контролирующих органов определяются этим Кодексом, Таможенным кодексом и законами Украины. Разграничение полномочий и функциональных обязанностей контролирующих органов определяется законодательством Украины.

В соответствии с п. 41.1 этой статьи контролирующими органами является ГФС и ее территориальные органы, следовательно, и таможни, и главные управления ГФС в областях.

Функция осуществления контроля за соблюдением законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела в части своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей путем организации и проведения документальных проверок налогоплательщиков в соответствии с Перечнем и содержанием функций, осуществляемых подразделениями главных управлений в областях, городе Киеве, межрегионального главного управления ГФС – Центрального офиса по обслуживанию крупных плательщиков, утвержденного приказом № 484 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), закреплена за главными управлениями ГФС в областях.

Частью четвертой ст. 58 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров по цене договора (контракта) в отношении импортируемых товаров является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, если они продаются на экспорт в Украину, скорректированная в случае необходимости с учетом положений части 10 этой статьи.

В перечень расходов, которые должны включаться в таможенную стоимость, если они не включались в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате согласно п. 5 части 10 этой статьи, входят расходы на транспортировку оцениваемых товаров в аэропорт, порт или иное место ввоза на таможенную территорию Украины.

Расходы на транспортировку товара после его ввоза не включаются в таможенную стоимость при условии выделения их из цены, фактически уплаченной за оцениваемые товары, которые документально подтверждены и подлежат исчислению (часть третья, п. 2 части 11 ст. 58 Таможенного кодекса).

В соответствии с положениями раздела III Правил № 599 к документам, подтверждающим транспортные расходы, могут относиться:

счет-фактура (акт выполненных работ (оказанных услуг)) от исполнителя договора (контракта) о предоставлении транспортно-экспедиционных услуг, содержащий реквизиты сторон, сумму и условия платежа, другие сведения, в соответствии с которыми устанавливается принадлежность услуг к товарам;

банковские и платежные документы, подтверждающие факт оплаты транспортно-экспедиционных услуг согласно выставленному счету-фактуре;

калькуляция транспортных расходов (если перевозка товаров осуществляется с использованием собственного транспортного средства), содержащая сведения о маршруте перевозки, его протяженность в километрах до места ввоза на таможенную территорию Украины и по территории Украины, размер тарифной ставки на перевозку за единицу измерения (вес) товара за 1 километр маршрута.

Следовательно, во время документальной внеплановой выездной проверки при сопоставлении задекларированных расходов на транспортировку и расходов, указанных в актах выполненных работ, ГУ ГФС обнаружено, что составляющие таможенной стоимости задекларированы не в полном объеме, что привело к занижению таможенной стоимости и, как следствие, занижению налоговых обязательств ООО «А» по таможенным платежам.

Однако в соответствии с частью третьей ст. 303 Таможенного кодекса взыскание таможенных платежей не осуществляется и налоговое уведомление-решение плательщику налогов не направляется, если размер неуплаченных сумм таможенных платежей по товарам, указанным в одной таможенной декларации, или по товарам, отправленным в течение дня одним отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 грн, и в других случаях, установленных Налоговым кодексом.

Учитывая изложенное, налоговые уведомления-решения подлежат уменьшению с учетом части третьей ст. 303 Таможенного кодекса и будут считаться отозванными со дня поступления к налогоплательщику новых налоговых уведомлений-решений, содержащих уменьшенную сумму денежных обязательств.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Таможенный кодекс – Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI. Приказ № 484 – приказ ГФС Украины от 09.07.2015 г. № 484 «О функциональных полномочиях структурных подразделений территориальных органов ГФС» (утратил силу). Правила № 599 – Правила заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденные приказом Минфина Украины от 24.05.2012 г. № 599 «Об утверждении формы декларации таможенной стоимости и Правил ее заполнения»