Другие налоги

Лицензии: особенности учета

03.04.2017 / 15:36

Осуществление определенных видов деятельности требует наличия лицензии. Как правильно отразить расходы на получение лицензии в бухучете и по какому методу начислить амортизацию, рассмотрим в данной статье.

Документальное оформление

Основным законом, регулирующим отношения в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности, является Закон № 222, в соответствии с которым лицензия – это запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию.

Согласно п. 1.5 Методрекомендаций № 1327 на каждый из объектов НМА составляется акт, в котором указываются, в частности, правовые условия введения этого объекта в хозяйственный оборот, то есть приводится название документов, согласно которым объект вводится в оборот. В частности, в акте необходимо указать все реквизиты и данные относительно лицензии – когда и кем выдана, срок действия (или – бессрочная), стоимость, место осуществления деятельности. Выбытие лицензии должно быть подтверждено актом ликвидации объекта НМА, который составляется на каждый из объектов отдельно (п. 1.7 этих Методрекомендаций).

В случае проведения инвентаризации наличия лицензий необходимо руководствоваться требованиями части третьей п. 2 Положения № 879 и п. 7.1 Методрекомендаций № 1327:

  • наличие НМА устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или дополнительно по документам, которыми оформлены (подтверждаются) соответствующие права. То есть с целью идентификации инвентаризационная комиссия убеждается в наличии и действии лицензии (лицензий);
  • в инвентаризационную опись вносятся данные о названии НМА (в данном случае – номер лицензии и вид деятельности), характеристику, назначение, дату приобретения (ввода в эксплуатацию), первоначальную (переоцененную) стоимость, сумму накопленной амортизации, срок полезного использования и т.д.

Учет НМА

В соответствии с Инструкцией № 291 на субсчете 127 «Прочие нематериальные активы» ведется учет других нематериальных активов, которыми владеет предприятие (права на осуществление деятельности (лицензия), использование экономических и других привилегий и т.п.). Учет лицензий ведется по каждой лицензии отдельно. Расходы, связанные с их приобретением, аккумулируются на счете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов».

Расходы предприятия, связанные с получением права на осуществление деятельности, которое удостоверяется лицензией, учитываются при формировании первоначальной стоимости соответствующего НМА. До введения в хозяйственный оборот права на осуществление деятельности такие расходы отражаются по Дт субсчета 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов» к счету 15 «Капитальные инвестиции».

Введение в хозяйственный оборот права на осуществление деятельности отражается бухгалтерской записью по Дт субсчета 127 в корреспонденции с Кт субсчета 154.

В случае если предприятие в дальнейшем не может получать экономические выгоды от использования НМА, то такой актив списывается с баланса (п. 34 ПБУ 8). Кроме того, с баланса списывается такой НМА, как право на осуществление деятельности, если срок действия соответствующей лицензии истек.

Списать с баланса НМА (право на осуществление деятельности) следует также в случае, когда предприятие прекратило заниматься лицензируемым видом деятельности и в дальнейшем не планирует им заниматься (хотя соответствующая лицензия может быть выдана на неограниченный срок). В этом случае уже не существует вероятности получения будущих экономических выгод, связанных с использованием такого НМА, а следовательно, согласно п.  6 ПБУ 8 такой актив не должен отражаться в балансе.

Списание с баланса НМА (права на осуществление деятельности) отражается по Кт субсчета 127. Уменьшение суммы накопленной амортизации при списании объекта отражается по Дт субсчета 133. Остаточная стоимость списанных необоротных активов, в том числе НМА, и расходы, связанные с их ликвидацией, отражаются по Дт субсчета 976 «Списание необоротных активов» к счету 97 «Прочие расходы» (Инструкция № 291).

Следует отметить, что лицензии бывают срочными или бессрочными. Например, лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками выдается только на один год, а на осуществление туроператорской деятельности – без указания срока, то есть является бессрочной.

Если лицензия бессрочная, то есть нет ограничения срока ее действия, то согласно абзацу второму п. 25 ПБУ 8 такой НМА амортизации не подлежит. Если лицензия имеет определенный срок, то согласно абзацу первому п. 25 этого ПБУ начисление амортизации осуществляется в течение установленного срока ее полезного использования.

Вместе с тем п. 26 ПБУ 8 установлено, что при определении срока полезного использования объекта НМА следует учитывать ряд факторов. Так, для лицензий как объектов НМА таким фактором являются правовые или другие подобные ограничения относительно сроков их использования. То есть в случае если лицензия выдана на год, то срок ее действия и амортизации также составляет один год.

Что касается выбора метода начисления амортизации, то согласно п. 27 ПБУ 8 предприятие самостоятельно определяет такой метод исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если условия определить невозможно, то амортизация начисляется с применением прямолинейного метода. Этот метод амортизации предусматривает, что годовая сумма амортизации рассчитывается путем деления стоимости лицензии на срок ее действия (срок полезного использования).

Расчет амортизации осуществляется согласно требованиям ПБУ 7.

Пример 1

Стоимость лицензии на розничную торговлю табачными изделиями составляет 2 000 грн на каждое место торговли, срок ее действия – один год (ст. 15 Закона № 481). В таком случае сумма 2 000 грн будет годовой суммой амортизации, а месячная сумма составит 166,66 грн (2000 : 12).

Сумма амортизации лицензий как объекта НМА относится к расходам, связанным с обслуживанием и управлением предприятием, поскольку в соответствии с п. 18 ПБУ 16 указанные расходы относятся к административным.

Отражение операций по лицензиям в бухучете регламентируется Инструкцией № 291 и Методрекомендациями № 1327.

Корреспонденция счетов (субсчетов) при осуществлении операций по приобретению и применению лицензий на предприятии приведена в табл. 1.

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Дебет

Кредит

1

Осуществлена оплата за выдачу лицензии

377

311

2

Получена лицензия

154

377

3

Введена лицензия в хозяйственный оборот, то есть начато использование в деятельности предприятия

127

154

4

Начислен износ (амортизация) лицензии как объекта НМА

92

133

5

Списана лицензия после окончания срока ее действия

133

127

6

Списана бессрочная лицензия в случае ее аннулирования или принятия решения о прекращении лицензируемой деятельности или если согласно законодательству отменено лицензирование такой деятельности

976

127

Изменение местонахождения лицензиата

В случае изменения местонахождения лицензиата возникает вопрос, нужно ли переоформлять лицензию.

ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВАНИЙ ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ СОГЛАСНО ЗАКОНУ № 222:

  • изменение наименования юридического лица (если изменение наименования не связано с реорганизацией юридического лица) или фамилии, имени, отчества физического лица – предпринимателя (часть 15 ст. 13);
  • переход права на осуществление вида хозяйственной деятельности, на который получена лицензия, от лицензиата, бывшего физическим лицом – предпринимателем, к другому физическому лицу, являющемуся его наследником (часть седьмая ст. 15).

Следовательно, в случае изменения местонахождения лицензиата лицензия не подлежит переоформлению. Вместе с тем лицензиат обязан уведомить орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в его документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, в срок, установленный лицензионными условиями, но не позднее одного месяца со дня наступления таких изменений.

Рассмотрим на примерах порядок отражения операций с лицензиями.

Пример 2

Предприятие розничной торговли приобрело лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками стоимостью 8 тыс. грн на одну единицу РРО и осуществило поквартальную оплату за лицензию в сумме 2 000 грн. В бухучете эти операции отражаются следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дебет

Кредит

Декабрь 2016 г.

1

Перечислено за лицензию

377

311

2 000,00

Январь 2017 г.

2

Отражена стоимость лицензии

154

377

8 000,00

3

Оприходована как объект НМА полученная лицензия

127

154

8 000,00

4

Начислена амортизация (ежемесячно в размере 1/12 стоимости лицензии начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию)

92

133

666,67

5

Осуществлена ежеквартальная уплата за лицензию (в марте, июне, сентябре 2017 г.)

377

311

2 000,00

Декабрь 2017 г.

6

Списан объект НМА (лицензия), поскольку истек срок ее действия

133

127

8 000,00

Пример 3

Предприятие 01.04.2017 г. приобрело лицензию на туроператорскую деятельность. Размер платы за выдачу лицензии составляет один прожиточный минимум исходя из размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, действующего на день принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии (п. 1 ст. 14 Закона № 222). По состоянию на 01.04.2017 г. прожиточный минимум для трудоспособных лиц составлял 1 600 грн. Срок действия на туроператорскую деятельность не определен, поэтому амортизация не начисляется. В бухгалтерском учете указанная операция отражена следующим образом (табл. 3):

Таблица 3

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Дебет

Кредит

1

Уплачено за лицензию

377

311

1 600,00

2

Отражена стоимость лицензии

154

377

1 600,00

3

Оприходована как объект НМА полученная лицензия

127

154

1 600,00

4

Списан объект НМА (лицензия) в случае принятия решения о прекращении лицензируемой деятельности

976

127

1 600,00

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон № 222 – Закон Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Закон № 481 – Закон Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». ПБУ 7 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92. ПБУ 8 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10. 99 г. № 242. ПБУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. под № 318. Положение № 879 – Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина Украины от 02.09.2014 г. № 879. Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. под № 291. Методрекомендации № 1327 – Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина Украины от 16.11.2009 г. № 1327

«Горячие линии»

Дата: 28 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42