Юридическая практика

Налоговые консультации: новые правила

03.04.2017 / 09:00

С 01.04.2017 г. вступили в силу положения Налогового кодекса в части порядка предоставления индивидуальных налоговых консультаций.

В какие сроки можно получить консультацию

Согласно изменениям, внесенным Законом № 1797 в статьи 52 и 53 Налогового кодекса, существенно изменены сроки и порядок предоставления индивидуальных налоговых консультаций (далее – консультации), установлены требования как к форме запроса на получение консультации, так и к самой консультации, введен Единый реестр консультаций.

Письменный запрос на получение консультации должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование для юридического лица или фамилия, имя, отчество для физического лица, налоговый адрес, а также номер средства связи и адрес электронной почты, если таковые имеются
  • код согласно ЕГРПОУ (для юридических лиц) или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (для физических лиц) или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте)
  • указание, в чем заключается практическая необходимость получения налоговой консультации
  • подпись налогоплательщика
  • дату подписания обращения

В случае если обращение налогоплательщика не соответствует указанным требованиям, консультация не предоставляется, а отправляется ответ в порядке и сроки, предусмотренные Законом об обращениях граждан.

Пунктом 52.1 ст. 52 Налогового кодекса определено, что срок предоставления консультации составляет 25 календарных дней с возможностью продления такого срока, но не более чем на 10 календарных дней с обязательным уведомлением об этом налогоплательщика.

Пунктом 52.3 этой статьи предусмотрено, что консультация, предоставленная в письменной форме, обязательно должна содержать:

  • название – налоговая консультация;
  • регистрационный номер в единой базе индивидуальных налоговых консультаций;
  • описание поднимаемых налогоплательщиком вопросов с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика;
  • обоснование применения норм законодательства и заключение по вопросам практического использования таких норм законодательства.

Введение единой базы консультаций

Консультация, предоставленная в письменной форме, подлежит регистрации в единой базе консультаций и размещению на официальном веб-сайте ГФС, без указания наименования (фамилии, имени, отчества) налогоплательщика, кода согласно ЕГРПОУ (регистрационного номера учетной карточки) и его налогового адреса.

Порядок ведения и форма единой базы консультаций определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

На сегодня соответствующий проект приказа находится на согласовании в Минфине Украины.

Указанный проект предусматривает, в частности, порядок регистрации консультаций и создания на сайте ГФС соответствующего реестра с возможностью поиска консультаций по номеру, дате, ключевым словам, органу, выдавшему такую консультацию, и номеру судебного решения при наличии.

В какие сроки рассматриваются обращения

Территориальный орган ГФС в течение 15 календарных дней, следующих за днем получения обращения налогоплательщика, отправляет такую консультацию в ГФС для рассмотрения вопроса о внесении сведений о такой консультации в единый реестр консультаций, о чем уведомляет налогоплательщика в порядке, определенном ст. 42 Налогового кодекса

ГФС, получив консультацию от контролирующего органа, который ему подчиняется, в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения такой консультации, но не более 35 календарных дней, следующих за днем получения контролирующим органом соответствующего обращения налогоплательщиков, принимает одно из следующих решений:

о внесении сведений о консультации в единый реестр консультаций, о чем сообщает в течение одного рабочего дня с момента принятия решения контролирующий орган, который ему подчиняется;

об отказе о внесении сведений в единый реестр консультаций с одновременным предоставлением налогоплательщику от своего имени консультации и внесением сведений о такой консультации в указанный реестр, о чем уведомляет в течение одного рабочего дня с момента принятия решения контролирующий орган, который ему подчиняется, и налогоплательщика в порядке, определенном ст. 42 этого Кодекса.

Как применяются консультации, предоставленные до 31.03.2017 г.

Подпунктом 5 п. 135 Закона № 1797 подраздел X Переходных положений Налогового кодекса дополнен п. 39, в соответствии с которым консультация, предоставленная контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31.03.2017 г. (включительно), освобождает налогоплательщика (налогового агента и/или его должностное лицо) от ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеню), за деяния, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31.12.2017 г. (включительно).

С 01.01.2018 г. консультация, предоставленная контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31.03.2017 г. (включительно), не подлежит применению.

При этом в соответствии с п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 1797 в случае отмены/изменения в будущем обобщающей налоговой консультации или индивидуальной налоговой консультации, предоставленной до 01.04.2017 г., налогоплательщик не несет ответственности, включая финансовую (штрафные санкции и/или пеню).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон об обращениях граждан – Закон Украины от 26.10.99 г. № 393/96-ВР «Об обращениях граждан». Закон № 1797 – Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата»

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42