Другие налоги

Налоговые споры

04.04.2017 / 16:33

В случае если плательщик налога не согласен с результатами проведенной проверки, он может воспользоваться правом на обжалование. Выясним, в чем заключается основное различие между возражением самозанятого лица к акту проверки и жалобой на налоговое уведомление-решение, а также какие сроки предоставления этих документов в контролирующий орган.

Возражения к акту проверки

Порядок рассмотрения возражений самозанятого лица к акту проверки определен Налоговым кодексом и Порядком № 395.

В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в контролирующий орган, проводивший проверку налогоплательщика, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки).

Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение семи рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику отправляется ответ в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса, для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем такой плательщик указывает в возражениях (п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса).

Если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, отметив об этом в возражении, контролирующий орган обязан сообщить такому налогоплательщику о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление отправляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня с дня получения от него возражений, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения в порядке, определенном ст. 42 Налогового кодекса.

По результатам рассмотрения возражений составляется заключение произвольной формы, в котором указываются приведенные в акте проверки выводы, факты и данные, относительно которых предоставлено возражение налогоплательщиком, краткое содержание возражений, приводится обоснование позиции контролирующего органа по каждому вопросу, поднятому в возражениях, и подводится итог относительно обоснованности возражений.

На основании заключения составляется обоснованный письменный ответ о результатах рассмотрения возражений, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и отправляется самозанятому лицу в порядке, установленном ст. 58 Налогового кодекса для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Указанный вывод является составной частью (приложением) материалов проверки, остается в контролирующем органе и учитывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа при их рассмотрении и принятии налогового уведомления-решения.

Вместе с тем в случае установления при рассмотрении возражений фактов, свидетельствующих о необходимости проведения полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки, или в случае, если налогоплательщик в своих возражениях ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки, руководитель контролирующего органа может принять решение о проведении документальной внеплановой проверки согласно пп. 78.1.5 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса.

Указанная проверка осуществляется в порядке, установленном этой статьей, и с соблюдением сроков, определенных ст. 82 Кодекса.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия).

Жалоба на налоговое уведомление-решение

Налоговые уведомления-решения, принятые контролирующим органом по результатам проверки, могут быть обжалованы налогоплательщиком в административном или судебном порядке.

Статьей 56 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных этим Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в вышестоящий контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости – с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые самозанятое лицо считает необходимым предоставить с учетом требований п. 44.6 ст. 44 Налогового кодекса) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения или другого обжалуемого решения контролирующего органа.

Срок рассмотрения жалоб налогоплательщиков определен п. 56.8 ст. 56 Налогового кодекса, а именно: контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и отправить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.

При этом руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы самозанятого лица больше, чем 20-дневный срок, определенный в вышеупомянутом пункте, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом самозанятое лицо до истечения срока, определенного в п. 56.8 ст. 56 Налогового кодекса.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 78.1.5 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса, может быть инициировано проведение документальной внеплановой проверки. Указанная проверка проводится исключительно относительно вопросов, ставших предметом обжалования.

Таким образом, основное различие между возражением самозанятого лица к акту проверки и жалобой на налоговое уведомление-решение заключается в том, что возражение подается до момента принятия налогового уведомления-решения, а жалоба – после принятия налогового уведомления-решения.

Кроме того, установлено, что:

  • возражение подается в контролирующий орган, проводивший проверку самозанятого лица, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки);
  • жалоба на налоговое уведомление-решение подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения самозанятым лицом налогового уведомления-решения.

Следует также отметить, что выводы акта проверки и собственно сам акт проверки не является решением органа властных полномочий, а следовательно – не связаны для налогоплательщика с наступлением каких-либо юридических последствий и не влияют на его права, обязанности и законные интересы, что, в свою очередь, исключает возможность такого налогоплательщика на их обжалование.

Обратите внимание!
В случае если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не отправляется ему в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу такого плательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Использованная литература
Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Порядок № 395 – Порядок оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, налогоплательщиками – физическими лицами, утвержденный приказом Минфина Украины от 14.03.2013 г. № 395

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42