Другие налоги

Услуги с низкой добавленной стоимостью: особый подход

18.04.2017 / 14:05

Правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦ), которые действуют в Украине, предусматривают возможность применения исключительно пяти методов ТЦ (сопоставимой неконтролируемой цены, цены перепродажи, «расходы плюс», чистой прибыли и метода распределения прибыли), однако они не учитывают рекомендации ОЭСР об особенностях отдельных видов операций, например услуг с низкой добавленной стоимостью.

Установками ОЭСР относительно ТЦ для транснациональных компаний (далее – ТНК) и налоговых служб к услугам с низкой добавленной стоимостью отнесены услуги, которые имеют вспомогательный характер и не являются частью основной хозяйственной деятельности ТНК, в которую входят стороны операции (то есть такие услуги не являются частью деятельности, приносящей доходы такой группе компаний), не требуют применения уникальных или существенных нематериальных активов и не приводят к созданию таких активов и существенным рискам (или контролю за такими рисками) для поставщика услуг.

К услугам, которые соответствуют вышеуказанным критериям, Финальным отчетом BEPS 2015 (Actions 8-10) отнесены, например, внутригрупповые услуги по аудиту, ведению бухучета, поиску персонала, разработке программ вознаграждения персонала, внутригрупповые IT-услуги, услуги в сфере связей с общественностью, внутригрупповые юридические услуги и т. п.

Предоставление таких внутригрупповых услуг является распространенной практикой для ТНК, при этом украинские налогоплательщики постоянно сталкиваются с необходимостью обосновать цены (рентабельность) в таких операциях, используя один из методов ТЦ, предусмотренных действующим законодательством Украины. Вместе с тем установками ОЭСР относительно ТЦ для ТНК и налоговых служб с учетом изменений, внесенных Финальным отчетом BEPS 2015 (Actions 8-10) для указанных операций, предусмотрен особый упрощенный подход.

В частности, в соответствии с подпунктами 7.52 – 7.63 подраздела D.2 раздела «Услуги с низкой добавленной стоимостью» Финального отчета BEPS 2015 (Actions 8-10) вышеуказанных установок цена на такие услуги должна состоять из таких элементов: прямые расходы поставщика услуг в связи с предоставлением услуг, непрямые расходы поставщика услуг в связи с предоставлением услуг (если услуги предоставляются нескольким членам ТНК, непрямые расходы должны быть распределены между получателями услуг в соответствии с обоснованно избранным ключом распределения расходов), сумма вознаграждения поставщика услуг. При этом вознаграждение должно соответствовать принципу «вытянутой руки» и является наценкой в размере 5 % от суммы вышеуказанных расходов (то есть от суммы прямых и непрямых расходов, которые могут быть отнесены к исследуемой контролируемой операции).

Следовательно, анализ операции по упрощенной процедуре не предусматривает проведения бенчмаркинга и сопоставления цен (рентабельности) с рыночным диапазоном.

Для того чтобы продемонстрировать важность такого особенного подхода, рассмотрим примеры, когда именно возникают или не возникают услуги с низкой добавленной стоимостью и почему может быть полезной возможность оценивать соответствие цен в таких операциях принципу «вытянутой руки» по упрощенной процедуре.

Пример 1

Компания «А» в стране «А» и компания «Б» в стране «Б» входят в ТНК, основным видом деятельности которой является предоставление консультационных услуг по аудиту, налоговому консультированию и ведению бухучета. Компания «А» приобретает в связанной с ней компании «Б» услуги по налоговому консультированию для своего клиента, который имеет бизнес-интересы в стране «Б». Такие услуги являются частью основной деятельности компаний «А» и «Б», а также ТНК в целом, и не могут рассматриваться как услуги с низкой добавленной стоимостью. Вероятно, компании «А» и «Б» имеют собственные сопоставимые операции с несвязанными лицами, в противном случае рентабельность их контролируемой операции может быть сопоставлена с рентабельностью компаний, осуществляющих сопоставимую деятельность.

Пример 2

Компания «В» в стране «В» и компания «Г» в стране «Г» входят в ТНК, основным видом деятельности которой является производство и продажа автомобильных запчастей. Компания «Г» играет в ТНК роль дистрибьютора автомобильных запчастей, изготавливаемых другими членами ТНК, а компания «В» является сервисной компанией ТНК и предоставляет как компании «Г», так и другим членам ТНК услуги по консультированию по вопросам внутригрупповой финотчетности и ведения бухучета в соответствии с МСФО, управления персоналом, поддержки в разработке мероприятий для поощрения работников (опционных планов, премий, бонусов и т. п.), размещения рекламы в глобальных СМИ в интересах всех членов ТНК, IT-поддержки работы внутригрупповой системы размещения заказов, поддержки глобального сайта ТНК, на котором размещена информация обо всех компаниях, входящих в ТНК.

Поскольку компания «В» является сервисной компанией, которая предоставляет такие услуги исключительно членам ТНК, не имеет сопоставимых операций с несвязанными лицами, а компания «Г», в свою очередь, может не приобретать сопоставимые услуги у независимых поставщиков таких услуг, обе компании не имеют операций, соответствующих внутренним признакам сопоставимости. Следовательно, по логике действующих правил ТЦ, которые не предусматривают возможности обоснования цен (рентабельности) в контролируемых операциях с применением других подходов и методов, в этом случае следует искать сопоставимые компании, предоставляющие идентичные услуги несвязанным лицам. Однако можно ли найти независимых поставщиков всего спектра услуг, указанного выше? Маловероятно, что сопоставимой возможно признать компанию, которая предоставляет, например, исключительно услуги по ведению бухучета в соответствии с МСФО или исключительно услуги по поддержке интернет-сайтов.

Следует отметить, что вряд ли ОЭСР включило бы в установки относительно ТЦ для ТНК и налоговых служб положение об упрощенном порядке определения соответствия условий таких операций принципу «вытянутой руки», если бы существовали более надежные методы. Поэтому остается надеяться, что в законодательство Украины будут вноситься соответствующие изменения, поскольку наше государство констатировало свое намерение относительно присоединения к плану BEPS.

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42