Бухучет

Публичные закупки: как принять участие

18.04.2017 / 14:30

Принять участие в публичных тендерах через электронную систему «ProZorro» сегодня может любой субъект хозяйствования. Прозрачные закупки товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и предотвращение проявлений коррупции в этой сфере регулируются законодательством и могут осуществляться при условии соблюдения определенных требований.
Рассмотрим, как правильно оформить документы для участия в публичных закупках.

Правовые основы

Закупка товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств осуществляется с соблюдением требований Закона № 922.

Согласно п. 1 ст. 2 этого Закона требования относительно публичных закупок распространяются:

  • на заказчиков, если стоимость товаров, услуг равна или превышает 200 тыс. грн, а работ – 1,5 млн грн;
  • на заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, если стоимость товаров, услуг равна или превышает 1 млн грн, а работ – 5 млн грн.

Участниками процедур закупок могут быть физические (в том числе предприниматели) и юридические лица, которые представили тендерное предложение или приняли участие в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки (часть 35 п. 1 ст. 1 Закона № 922). Поэтому от тщательного и правильного заполнения и представления тендерной документации полностью зависит, выберет ли заказчик это или другое предложение.

Требования к участникам закупок

Прежде всего заказчик требует от участников представление документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям (п. 1 ст. 16 Закона № 922). Эти критерии согласно п. 2 этой статьи устанавливает заказчик, он может устанавливать один или несколько из них, а именно наличие:

  • оборудования и материально-технической базы;
  • работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;
  • документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

Вышеприведенные критерии и перечень документов, которые должны подтверждать соответствие участников, указываются в тендерном предложении и требуются заказчиком при проведении переговоров в случае применения переговорной процедуры закупки (п. 3 ст. 16 Закона № 922).

Это означает, что заказчик самостоятельно определяет форму и содержание этих документов. Такими документами могут быть, в частности, справки, составленные в произвольной форме, а могут быть и копии документации (или заверенные выдержки из нее), которые действуют на предприятии (например, выдержки из штатного расписания, оборотно-сальдовая ведомость по счету учета основных средств, копии документов специалистов о наличии соответствующих образования и квалификации и др.).

Процедура установления квалификационных критериев и перечня документов не совершается, если речь идет о закупке нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованного снабжения тепловой энергией, централизованного снабжения горячей водой, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования. Документы, не предусмотренные законодательством для участников, не представляются ими в составе тендерного предложения и не требуются при переговорах. Отсутствие таких документов не может быть основанием для отклонения тендерного предложения (п. 4 ст. 16 Закона № 922).

Условия, при которых заказчик принимает относительно участника решение об отказе в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение, определены частью первой ст. 17 вышеуказанного Закона. Кроме того, в части второй ст. 17 Закона № 922 указано, что заказчик имеет право отказать участнику в участии в процедуре закупки и отклонить тендерное предложение участника в случае, если участник имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) (схема).

Особенности предоставления документов победителями

Следует обратить внимание на то, что все документы предоставляются для участия в торгах в произвольной форме. Только победитель предоставляет документы, удостоверяющие отсутствие оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 6, 8 части первой и частью второй ст. 17 Закона № 922, в форме, определенной заказчиком. Такие документы должны быть предоставлены заказчику в срок, не превышающий пяти дней с даты обнародования на веб-портале уполномоченного органа по вопросам закупок сообщения о намерении заключить договор (часть третья ст. 17 этого Закона).

Справка об отсутствии или наличии судимости физического лица – участника или должностного лица – участника, подписавшего тендерную документацию, выдается по запросу участника-победителя в МВД Украины (или территориальных органах).

Справку об отсутствии данных в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, предоставляет Минюст Украины (территориальные органы) также по запросу участника-победителя.

Справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам (далее – Справка) выдается налогоплательщику по его обращению по основному месту учета (п. 2 Порядка № 567).

Рассмотрим подробнее документальное подтверждение отсутствия задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам). Справка выдается бесплатно на основании заявления. В заявлении обязательной является ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт, предусматривающий предоставление справки. Также обязательно необходимо указать наименование учреждения (предприятия, организации), в которое следует предоставить справку (п. 3 Порядка № 567). То есть в нашем случае, это, во-первых, – ссылка на Закон № 922 (целесообразно указывать полное название). Во-вторых – необходимо указать полное наименование заказчика, который выбрал победителя, например, «Управление капитального строительства Черниговской областной государственной администрации». Также целесообразно указывать идентификатор, согласно которому можно определить, для чего конкретно нужна справка. В нашем случае – это идентификатор закупки в системе «ProZorro» с указанием полного названия предмета закупки, например (данные для примера взяты непосредственно на сайте «Prozorro»): UA-2017-03-27-002440-b ДСТУ Б Д.1.1-1-2013, ДК 021:2015 (45453000-7, капитальный ремонт и реставрация) – капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения С141212, Давидов – Толщев – Бобрка, на участках км 10+000 – км 11+900, км 14+000 – км 16+000, Пустомытовского района Львовской области. Такое тщательное заполнение заявления поможет избежать недоразумений как при получении справки, так и при предоставлении ее заказчику. Тем более что срок рассмотрения заявления и выдачи справки ограничен пятью рабочими днями со дня получения заявления налоговым органом (п. 4 Порядка № 567). Также следует иметь в виду, что срок действия справки составляет 10 календарных дней, это предусмотрено в самом бланке. Поэтому справку необходимо получить в течение этого срока, ибо потом она, если плательщик не обратился, подшивается в его дело (п. 6 указанного Порядка). Справка выдается в бумажном или электронном виде (п. 7 этого Порядка).

Как показывает практика, заказчики чаще всего требуют справку в бумажном виде. Налогоплательщик или его представитель (при наличии доверенности) получает справку непосредственно в налоговом органе, в который было подано заявление о ее получении. Если плательщик имеет налоговый долг, справка не предоставляется, такому плательщику направляется соответствующее письмо с мотивированным отказом относительно ее выдачи (п. 8 Порядка № 567).

В случае изменения налогоплательщиком в течение года своего местонахождения и юридического адреса предусмотрено изменение основного места учета такого плательщика. Вместе с тем согласно пп. 10.13 п. 10 Порядка № 1588 до окончания года такой плательщик учитывается в контролирующем органе по предыдущему местонахождению (неосновное место учета) с признаком того, что он является плательщиком налогов до окончания года. Такая уплата налогов и сборов осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода. Вот почему справку до конца текущего года при необходимости можно получить в таком случае по месту предыдущей регистрации, поскольку пока что только там можно увидеть состояние расчетов с бюджетом.

Условия, при которых заказчик принимает относительно участника решение об отказе в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение:

  • заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник предлагает, дает или соглашается дать прямо или косвенно какому-либо должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение относительно найма на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) с целью повлиять на принятие решения относительно определения победителя процедуры закупки или применения заказчиком определенной процедуры закупки
  • сведения о юридическом лице – участнике внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения
  • служебное (должностное) лицо, уполномоченное участником представлять его интересы при проведении процедуры закупки, физическое лицо, являющееся участником, было привлечено согласно закону к ответственности за совершение в сфере закупок коррупционного правонарушения
  • участник в течение последних трех лет совершал антиконкурентные согласованные действия относительно искажения результатов торгов (тендеров), то есть осуществлял нарушения, предусмотренные п. 4 части второй ст. 6 и п. 1 ст. 50 Закона № 2210
  • физическое лицо – участник было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, и судимость не снята или не погашена
  • должностное лицо участника, подписавшее тендерное предложение, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с него не снята или не погашена
  • тендерное предложение подано участником, который является связанным лицом с другими участниками и/или с членом (членами) тендерного комитета, уполномоченным лицом (лицами) заказчика
  • участник признан банкротом и в отношении него открыта ликвидационная процедура
  • в ЕГРПОУ отсутствует информация, предусмотренная п. 9 части второй ст. 9 Закона о госрегистрации (т. е. отсутствует информация о конечном бенефициарном собственнике (контроллере) юридического лица)
  • юридическое лицо – участник не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки равна или превышает 20 млн грн
  • заказчик имеет право отказать участнику в участии в процедуре закупки и отклонить тендерное предложение участника в случае, если участник имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон о госрегистрации – Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований». Закон № 922 – Закон Украины от 25.12.2015 г. № 922-VIII «О публичных закупках». Закон № 2210 – Закон Украины от 11.01.2001 г. № 2210-III «О защите экономической конкуренции». Порядок № 567 – Порядок выдачи справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам, платежам, контролируемым органами доходов и сборов, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 10.10.2013 г. № 1567. Порядок № 1588 – Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. № 1588

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42