Юридическая практика

Косвенные расходы

18.04.2017 / 15:26

Суть дела

ГНИ проведена плановая документальная выездная проверка ФЛП «Б» по соблюдению требований налогового и другого законодательства за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., по результатам которой составлен акт проверки.

В акте указано, что в период проверки ФЛП «Б», находясь на общей системе налогообложения, учета и отчетности, осуществляло такие виды деятельности, как: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно продуктами питания, напитками и табачными изделиями; предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества.

Проверкой правильности определения расходов, отраженных в налоговых декларациях об имущественном состоянии и доходах, по сравнению с данными документально подтвержденных расходов, установлено завышение расходов предпринимателем на сумму 28 000 грн.

Как установлено из материалов проверки, в состав прочих расходов ФЛП «Б» включены денежные средства, уплаченные контрагентам-поставщикам за охрану и пожарную сигнализацию помещений, используемых в хозяйственной деятельности предпринимателя, но непосредственно не связанных с получением физическим лицом – предпринимателем дохода от осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно материалам проверки и приложенным к жалобе документам между ФЛП «Б» и УГСО при ГУ МВД Украины заключен договор от 01.01.2014 г. № 1 и № 2 централизованного наблюдения за состоянием системы тревожной сигнализации и реагирования ГЗ ПЦС на соответствующие сигналы и централизованной охраны имущества на объекте. Кроме того, между ФЛП «Б» и ООО «СПГ Ф» заключен договор от 01.01.2014 г. № 6-НО о предоставлении услуг по пожарной безопасности объектов.

В соответствии с представленными предпринимателем к проверке первичными документами (актами выполненных работ, предоставленных услуг, платежными документами) в течение 2015 г. ФЛП «Б» уплачены денежные средства контрагентам-поставщикам за охрану и пожарную сигнализацию в общем размере 28 000 грн, в том числе: 20 000 грн – УГСО при ГУ МВД Украины; 8 000 грн – ООО «СПГ Ф». Актом констатировано, что указанные услуги непосредственно не связаны с получением физическим лицом – предпринимателем дохода от осуществления хозяйственной деятельности.

Учитывая указанное, проверкой установлено нарушение ФЛП «Б» пунктов 177.1, 177.2, 177.4 ст. 177 Налогового кодекса и доначислен налог на доходы физических лиц в размере 4 200 грн.

Кроме того, в связи с занижением чистого налогооблагаемого дохода за 2015 г. в размере 28 000 грн ФЛП «Б» занижена сумма военного сбора, подлежащего уплате, на 420 грн, чем нарушены подпункты 1.2, 1.3 п. 16¹ подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса.

На основании акта проверки ГНИ вынесены ФЛП «Б» налоговые уведомления-решения об увеличении денежного обязательства по налогу на доходы физических лиц по основному платежу в сумме 4 200 грн и начисленных штрафных санкций – 2 100 грн и об увеличении денежного обязательства по военному сбору по основному платежу в размере 420 грн и начисленных штрафных санкций – 105 грн.

Позиция плательщика

В представленной жалобе ФЛП «Б» не соглашается с выводами акта проверки, считает их безосновательными и неправомерными и просит отменить обжалуемые налоговые уведомления-решения. Налогоплательщик настаивает, что согласно пп. 177.4.4 п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса имел все основания включить в состав расходов на эксплуатацию имущества расходы, связанные с его хозяйственной деятельностью, а именно: расходы на охрану и пожарную сигнализацию.

Извлечение из решения

Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 Хозяйственного кодекса).

Пунктом 177.1 ст. 177 Налогового кодекса предусмотрено, что доходы физических лиц – предпринимателей, полученные в течение календарного года от осуществления хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным в п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица – предпринимателя (п. 177.2 ст. 177 Налогового кодекса).

В перечень расходов, непосредственно касающихся получения доходов, относятся также другие расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности, не указанные в пп. 177.4.1 – 177.4.3 п. 177.4 этой статьи, в которые зачисляются расходы на наемных работников, услуги связи, рекламу, плату за расчетно-кассовое обслуживание, оплату аренды, ремонт и эксплуатацию имущества, используемого в хозяйственной деятельности, транспортировку готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров), стоимость приобретенных услуг, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (пп. 177.4.4 п. 177.4 ст. 177 Кодекса).

С 03.08.2014 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 1621, которыми подраздел 10 раздела ХХ этого Кодекса дополнен п. 16¹, в соответствии с которым временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.

Плательщиками военного сбора являются лица, определенные п. 162.1 ст. 162 Кодекса, в частности физическое лицо – резидент (нерезидент), получающее доходы из источника их происхождения в Украине; налоговый агент (пп. 1.1 п. 16¹ подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

Объектом налогообложения сбором являются доходы, определенные ст. 163 этого Кодекса (пп. 1.2 п. 16¹ подраздела 10 раздела ХХ Кодекса).

Подпунктом 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса определено, что объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В соответствии с пп. 1.4 п. 16¹ подраздела 10 раздела ХХ этого Кодекса начисление, удержание и уплата (перечисление) сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Кодекса, по ставке, определенной п. 1.3 этого пункта.

Ответственными за удержание (начисление) и уплату (перечисление) сбора в бюджет являются лица, указанные в ст. 171 этого Кодекса (пп. 1.5 п. 16¹ подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

Подпунктом «б» п. 171.2 ст. 171 указанного Кодекса предусмотрено, что лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с других доходов, является плательщик налога, в частности, для доходов, источник выплаты которых принадлежит лицам, освобожденным от обязанностей начисления, удержания или уплаты (перечисления) налога в бюджет.

В случае если контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4 – 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 этого Кодекса, влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения. При повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом суммы налогового обязательства с этого налога уменьшение суммы бюджетного возмещения влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 50 % суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса).

В соответствии с п. 56.4 ст. 56 указанного Кодекса во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных этим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

!Важно
Налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом высшего уровня во время проведения процедуры его административного обжалования и в других случаях в случае установления несоответствия таких решений актам законодательства (п. 55.1 ст. 55 Налогового кодекса).

При рассмотрении повторной жалобы ФЛП «Б» установлено, что в соответствии с п. 4 Правил № 854 субъект хозяйствования обязан обеспечить состояние помещений для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другими нормами, а также возможность использования электронных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары в соответствии с законодательством. Субъект хозяйствования должен иметь торговое помещение (здание) площадью не менее 20 м2, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оборудованием, охранной и пожарной сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить условия для применения регистраторов расчетных операций, хранения материальных ценностей. Следовательно, расходы ФЛП «Б» на охрану и пожарную сигнализацию помещений, используемых в хозяйственной деятельности предпринимателя, непосредственно связаны с получением физическим лицом – предпринимателем дохода от осуществления хозяйственной деятельности.

Учитывая вышесказанное, решением, принятым по рассмотрению повторной жалобы, налоговое уведомление-решение о начислении налога с доходов физических лиц и военного сбора отменено, а жалоба ФЛП «Б» – удовлетворена.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Хозяйственный кодекс – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. 436-IV. Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон № 1621 – Закон Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины». Правила № 854 – Правила розничной торговли алкогольными напитками, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 30.07.96 г. № 854

«Горячие линии»

Дата: 28 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42