Другие налоги

Проверки Гоструда: что нужно знать

24.04.2017 / 12:43

После увеличения размера штрафов и введения новых за нарушение законодательства о труде весьма актуальной стала тема проверок, которые осуществляются Государственной службой Украины по вопросам труда. Предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями таких проверок.

Правовые аспекты

Правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля ) определены Законом № 877.

В соответствии со ст. 2 этого Закона мероприятия контроля осуществляются органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в установленном им порядке с учетом особенностей, определенных законами в соответствующих сферах и международными договорами.

Полномочия государственных инспекторов труда в Украине определены конвенциями № 81 и № 129, ратифицированными законами Украины, ст. 259 КЗоТ, ст. 35 Закона об оплате труда, Положением № 96.

Указанные конвенции и являются теми международными договорами, которые определяют особенности осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. В соответствии с ними система инспекции труда применяется ко всем предприятиям, относительно которых инспекторы обязаны обеспечить применение правовых норм по условиям труда и охраны работников во время их работы.

Функции инспекции труда в Украине Положением № 96 возложены на Государственную службу Украины по вопросам труда (далее – Гоструда).

Полномочия и задачи

Гоструда реализует государственную политику в сферах промышленной безопасности, охраны труда, гигиены труда, осуществления государственного горного надзора, а также по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности, в связи с временной потерей трудоспособности, на случай безработицы в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.

Гоструда для выполнения возложенных на нее задач имеет право беспрепятственно проводить в соответствии с требованиями закона без предварительного уведомления в любое рабочее время суток проверки производственных, служебных, административных помещений и объектов производства физических и юридических лиц, которые используют наемный труд и труд физических лиц, эксплуатируют машины, механизмы, оборудование повышенной опасности, и в случае выявления фиксировать факты нарушения норм законодательства, осуществление надзора и контроля за соблюдением которых отнесено к полномочиям Гоструда.

Виды проверок

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, определяемой в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования (приложение к постановлению № 1059) (табл. 1).

Таблица 1

Степень
риска

Высокая

Средняя

Незначительная

Критерии оценки

Наличие задолженности по выплате заработной платы

задолженность по выплате заработной платы более 60 календарных дней

нарушение сроков выплаты заработной платы от 30 до 60 календарных дней включительно

нарушение сроков выплаты заработной платы до 30 календарных дней включительно

Выплата работникам заработной платы на уровне или ниже ее минимального размера

с численностью до 50 человек включительно

более 60 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

от 45 до 60 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

до 45 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

с численностью от 51 до 250 человек включительно

более 45 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

от 30 до 45 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

до 30 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

с численностью 251 и более человек

более 30 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

от 15 до 30 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

до 15 % работников получают заработную плату на уровне или ниже ее минимального размера

Несоответствие количества работников субъекта хозяйствования объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг)

количество наемных работников которых недостаточно для существующего объема производства (выполнения работ, оказания услуг)

Нарушение требований законодательства о труде

по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса

по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения требований законодательства о труде, по которым должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности

Наличие расхождений между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти

расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют более 10 %

расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют от 4 до 10 %

расхождения между фактическими показателями численности работающих и заработной платы и показателями отчетности, представленной в органы государственной власти, составляют до 4 %

Периодичность плановых проверок:

  • с высокой степенью риска – не чаще одного раза в год;
  • со средней степенью риска – не чаще одного раза в два года;
  • с незначительной степенью риска – не чаще одного раза в пять лет.

Внеплановые проверки проводятся независимо от количества ранее проведенных проверок при наличии информации о фактах нарушения законодательства о труде.

Направление на проверку

Для осуществления плановой или внеплановой проверки Гоструда или ее территориальный орган издает приказ, который должен содержать наименование работодателя, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется направление на проведение проверки, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа (с указанием фамилии, имени и отчества) и заверяется печатью.

В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:

  • наименование органа, осуществляющего проверку;
  • наименование работодателя, в отношении деятельности которого осуществляется проверка;
  • местонахождение работодателя, в отношении деятельности которого осуществляется проверка;
  • номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется проверка;
  • перечень должностных лиц, участвующих в проведении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания проверки;
  • тип проверки (плановый или внеплановый)
  • основания для осуществления проверки;
  • предмет осуществления проверки;
  • информация об осуществлении предыдущей проверки (тип проверки и срок ее проведения).

Направление на проверку является действительным только в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

Перед началом проверки государственный инспектор по вопросам труда обязан предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу направление и служебное удостоверение, удостоверяющее государственного инспектора труда, и предоставить работодателю копию направления.

В случае возникновения сомнений относительно наличия у лица, которое представляется инспектором труда, соответствующих полномочий, работодатель может проверить служебное удостоверение, направление на проверку, а также позвонить в соответствующее территориальное управление Гоструда для подтверждения факта проведения у него проверки.

Кто и где осуществляет проверку

Проверки по вопросам труда проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности работодателя или в помещении Гоструда, или ее территориального органа с согласия работодателя.

Правом проведения проверок соблюдения законодательства о труде наделены должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, имеющие полномочия государственных инспекторов труда.

Кроме того, ст. 34 Закона № 280 исполнительным органам городских советов городов областного значения и объединенным территориальным громадам делегировано осуществление на соответствующих территориях полномочий Гоструда в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

Также государственные инспекторы труда органов местного самоуправления имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы за нарушение законодательства о труде.

Нарушения и ответственность

Таблица 2

Вид нарушения

Размер штрафа

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта);

оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса и налогов

30 минимальных заработных плат (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение)

96 000 грн

Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

Три минимальные заработные платы

9 600 грн

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда;

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных законами № 1975, № 2232 и № 3543

10 минимальных заработных плат (за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение)

32 000 грн

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении или непредоставление необходимых для проведения проверки документов

Три минимальные заработные платы

9 600 грн

Недопуск к проведению проверки, связанной с выявлением таких фактов:

допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта);

оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса и налогов

100 минимальных заработных плат (за каждый факт недопущения к проведению проверки)

320 000 грн

Другие нарушения требований законодательства о труде

Одна минимальная заработная плата

3 200 грн

Проверки на 2017 год

Законом № 1728 установлен до 31.12.2017 г. мораторий на осуществление плановых проверок органами государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности.

Однако действие моратория не распространяется на проверки, которые осуществляются Гоструда и ее территориальными органами. Она и далее будет пристально следить за соблюдением норм трудового законодательства на всех предприятиях.

Обратите внимание, планы проведения проверок работодателей на 2017 г. практически любой области (кроме Донецкой и Луганской областей) можно посмотреть на сайте их регионального управления Гоструда.

Порядок наложения и уплаты штрафов

Указанные выше штрафы налагаются Гоструда и ее территориальными органами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины и могут быть наложены без осуществления мероприятия государственного надзора (контроля) на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, в учреждении, организации.

Исполнение постановления Гоструда о наложении штрафа возлагается на Государственную исполнительную службу.

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Механизм наложения на субъектов хозяйствования и работодателей штрафов за нарушение законодательства о труде, предусмотренных частью второй ст. 265 КЗоТ, определен Порядком № 509.

Штрафы налагаются председателем Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями (далее – уполномоченные должностные лица).

Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение относительно рассмотрения дела о наложении штрафа (далее – дело).

Дело рассматривается в 15-дневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении.

В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен председателем Гоструда, его заместителями, но не более чем на 10 дней.

О рассмотрении дела Гоструда и ее территориальные органы письменно уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается в Гоструда или ее территориальном органе, делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Дело рассматривается с участием представителя субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого оно возбуждено. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда его проинформировали в соответствии с п. 6 Порядка № 509 и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении его рассмотрения.

Рассмотрение дела начинается с представления уполномоченного должностного лица, которое его рассматривает. Указанное лицо разъясняет лицам, принимающим участие в рассмотрении дела, их права и обязанности. Во время рассмотрения дела заслушиваются лица, принимающие участие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и решается вопрос об удовлетворении ходатайства.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо принимает соответствующее решение.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом № 67, один из которых остается в Гоструда или ее территориальном органе, второй – направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель уведомляют Гоструда или ее территориальный орган.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взыскиваются органами Государственной исполнительной службы.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

КЗоТ – Кодекс законов о труде от 10.12.71 г. Уголовный кодекс – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III. Закон об оплате труда – Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда». Закон № 280 – Закон Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине». Закон № 877 – Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Закон № 1728 – Закон Украины от 03.11.2016 г. № 1728-VIII «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Закон № 1975 – Закон Украины от 12.12.91 г. № 1975-XII «Об альтернативной (невоенной) службе». Закон № 2232 – Закон Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе». Закон № 3543 – Закон Украины от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Конвенция № 81 – Конвенция Международной организации труда от 11.07.47 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Конвенция № 129 – Конвенция от 25.06.69 г. № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве». Постановление № 1059 – постановление Кабинета Министров Украины от 17.11.2010 г. № 1059 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)». Положение № 96 – Положение о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2015 г. № 96. Порядок № 509 – Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 г. № 509. Приказ № 67 – приказ Министерства социальной политики Украины от 02.02.2016 г. № 67 «Об утверждении формы постановления о наложении штрафа уполномоченными должностными лицами Государственной службы Украины по вопросам труда»

«Горячие линии»

Дата: 21 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42