Єдиный налог

Уменьшение базы налогообложения

24.04.2017 / 15:34

С 01.01.2017 г. внесен ряд изменений в ст. 177 Налогового кодекса, определяющую налогообложение доходов частных предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения.

Одна из таких новаций – возможность зачисления в состав расходов частного предпринимателя суммы амортизационных отчислений по основным средствам (далее – ОС) и нематериальных активов (далее – НМА), используемых им в собственной хозяйственной деятельности.

В соответствии с ПБУ 7 амортизация – это систематическое распределение стоимости необоротных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации). Аналогичное определение амортизации приведено в пп. 14.1.3 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса.

Поэтому сразу сделаем несколько важных акцентов:

  • начисление амортизации активов является добровольным решением частного предпринимателя: может амортизировать, а может и нет;
  • амортизации подлежат расходы на приобретение ОС и НМА, а также расходы на их самостоятельное изготовление за вычетом ликвидационной стоимости таких активов;
  • все расходы на приобретение ОС и НМА, их самостоятельное изготовление должны быть подтверждены документально (п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса);
  • по объектам ОС и НМА с целью амортизации частный предприниматель должен осуществлять отдельный учет;
  • амортизация начисляется прямолинейным методом;
  • частный предприниматель самостоятельно устанавливает срок полезного использования объектов ОС и НМА, но не менее минимально допустимого срока, определенного в пп. 177.4.9 п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса, как это показано в таблице:

Группы

Минимально допустимые сроки полезного использования/года

1 – Капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством

15

2 – Здания, сооружения, передаточные устройства

10

3 – Машины, оборудование, животные, многолетние насаждения и т.д.

5

4 – Нематериальные активы

В соответствии с правоустанавливающим документом, но не менее двух лет

  • не подлежат амортизации ОС двойного назначения, в частности: земельные участки, объекты жилой недвижимости, легковые и грузовые автомобили;
  • не подлежат амортизации и полностью включаются в состав расходов отчетного периода расходы на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения ОС, а также сумма остаточной стоимости ОС при их ликвидации.

Вроде ничего сложного, но это на первый взгляд. Ведь все, что, по мнению частного предпринимателя, является расходами, уменьшает базу налогообложения его предпринимательского дохода. Именно поэтому необходимо взвешенно подойти к вопросу документального сопровождения операций с ОС и НМА.

Как известно, Закон о бухучете не распространяется на частных предпринимателей, то есть они не ведут бухгалтерский учет. Вместе с тем по своей сути амортизация, методы амортизации, ликвидационная стоимость, остаточная стоимость являются бухгалтерскими категориями, поэтому нельзя обойтись без некоторых норм законодательства по бухучету.

Рассмотрим практические аспекты начисления амортизации ОС у частного предпринимателя. Согласно пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса ОС – это материальные активы, стоимость которых превышает 6 000 грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию – больше года.

Пример

Физическое лицо – предприниматель И. Иваненко, применяющий общую систему налогообложения, приобрел оборудование стоимостью 23 500,00 грн у ООО «Калина». Транспортные расходы на доставку, установку, монтаж оборудования составили 1 500,00 грн. Срок полезного использования предприниматель определил как 5 лет, ликвидационная стоимость – 200,00 грн (стоимость металлолома).

С целью начисления амортизации оборудование должно быть введено в эксплуатацию. Предприниматель в январе 2017 г. ввел это оборудование в эксплуатацию и принял решение начислять амортизацию прямолинейным методом исходя из минимально допустимого срока для оборудования по пп. 177.4.9 п. 177.4 ст. 177 Налогового кодекса. То есть при сроке полезного использования пять лет амортизацию предприниматель будет начислять в течение пяти лет.

Следует отметить, что ст. 177 Налогового кодекса не содержит регламента документального сопровождения операций с ОС. Однако целесообразно составить акт приема-передачи (ввода в эксплуатацию) ОС типовой формы ОС-1 или использовать другой документ.

В соответствии с ПБУ 7 амортизации подлежит первоначальная стоимость, включающая в себя:

  • суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационные сборы, государственную пошлину и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • суммы ввозной пошлины;
  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию/учреждению);
  • расходы по страхованию рисков доставки основных средств;
  • расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;
  • прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию с запланированной целью.

В соответствии с п. 26 ПБУ 7 годовая сумма амортизации определяется путем деления амортизируемой суммы на ожидаемый период эксплуатации. В приведенном примере, если годовая сумма амортизации составляет 4 960,00 грн ((23 500,00 + 1 500,00 – 200,00) 5 лет)), амортизация за месяц – 4 13,33 грн (4 960,00: 12 мес.). Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода оборудования в эксплуатацию, то есть с февраля 2017 г. Начисление амортизации целесообразно оформить справкой произвольной формы, на основании которой предприниматель будет отражать сумму начисленной амортизации в Книге учета доходов и расходов, как это приведено в таблице:

Период учета (день, месяц, квартал, год)

Сумма дохода, полученного от осуществления хозяйственной деятельности или независимой профессиональной деятельности

Сумма возвращенных денежных средств за товары (работы, услуги)

Общая сумма полученного дохода, подлежащего декларированию
(гр. 2 – гр. 3)

Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью или проведением независимой профессиональной деятельности

Сумма чистого налогооблагаемого дохода
(гр. 4 – гр. 6 – гр. 7 – гр. 8)

 

 

 

 

Реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы

Сумма расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг)

Расходы на оплату труда наемных лиц

Другие расходы, связанные с получением дохода

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Февраль 2017 г.

 

 

 

Справка

 

 

413,33

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон о бухучете – Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». ПБУ 7 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92. Приказ № 352 – приказ Госкомстата от 29.12.95 г. № 352 «Об утверждении типовых форм первичного учета»

«Горячие линии»

Дата: 28 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42