Другие налоги

Исчисляем и отчитываемся правильно

24.04.2017 / 16:01

Приближается предельный срок представления декларации экологического налога и его уплаты за I квартал 2017 г.
Как правильно рассчитать такой налог и заполнить налоговую отчетность, рассмотрим в этой статье.

Кто является плательщиком налога

Напомним, что к плательщикам экологического налога в соответствии со ст. 240 Налогового кодекса отнесены субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при ведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

При этом субъекты хозяйствования, которые размещают на собственных территориях (объектах) исключительно отходы в качестве вторичного сырья, не являются плательщиками налога за размещение отходов.

Ставки налога

Ставки экологического налога установлены статьями 243 – 248 Налогового кодекса.

Следует отметить, что Законом № 1791 внесены изменения в Налоговый кодекс. В частности, пунктами 12 – 16 раздела I данного Закона установлены новые размеры ставок экологического налога:

  • за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
  • за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в п. 243.1 ст. 243 Кодекса и на которые установлен класс опасности;
  • для загрязняющих веществ (соединений), которые не вошли в п. 243.1 вышеуказанной статьи и на которые не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно безопасных уровней воздействия таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов;
  • за выбросы двуокиси углерода (пункты 243.1 – 243.4 ст. 243 Кодекса);
  • за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты (пункты 245.1 и 245.2 ст. 245 Кодекса);
  • за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (пункты 246.1 и 246.2 ст. 246 Кодекса);
  • за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) (п. 247.1 ст. 247 Кодекса);
  • за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (п. 248.1 ст. 248 Кодекса).

Таким образом, увеличенные ставки должны применяться плательщиками налога при исчислении налоговых обязательств за вышеуказанные объекты налогообложения, которые возникли с 01.01.2017 г., то есть в декларации экологического налога за I квартал 2017 г. и последующие налоговые периоды.

За сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога увеличились в 1,5 раза.

За размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах увеличились в 3 раза.

Также предусмотрено применение коэффициента к ставкам налога, который устанавливается в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей среде:

  • в пределах населенного пункта или на расстоянии меньше 3 км от таких границ – 3;
  • на расстоянии от 3 км и больше от границ населенного пункта – 1.

Порядок исчисления налога определен ст. 249 Налогового кодекса.

Исчисление сумм налога для наглядности приведем в табличном виде.

Исчисление сумм налога

Вид загрязнения

Объект и база налогообложения

Формула

Определение

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками

          п
Пвс = ∑ (Мі × Нпі)
           і = 1

Мі – фактический объем выброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi – ставки налога в текущем году за тонну i-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками

Сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты

         п
Пс = ∑ (Млі × Нпі × Кос)
       і = 1

 

Млi – объем сброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi – ставки налога в текущем году за тонну i-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;

Кос – коэффициент, равный 1,5 и применяемый в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в другом случае коэффициент равен 1)

Размещение отходов

Объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования

          п
Прв = ∑ (Нпі × Млі × Кт × Ко)
         і = 1

 

Нпi – ставки налога в текущем году за тонну i-того вида отходов в гривнях с копейками;

Млi – объем отходов i-того вида в тоннах (т);

Кт – корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещения отходов и который приведен в п. 246.5 ст. 246 Налогового кодекса;

Ко – корректирующий коэффициент, равный 3 и применяемый в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

Образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Суммы налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), исчисляются плательщиками налога – эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, включая эксплуатирующие организации (операторы) исследовательских реакторов, самостоятельно ежеквартально на основании показателей производства электрической энергии, ставки налога, а также пропорционально объему и активности радиоактивных отходов, исходя из фактического объема радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, и из фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 01.04.2009 г., и корректирующего коэффициента.

Суммы налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, исчисляются плательщиками налога – производителями радиоактивных отходов самостоятельно ежеквартально на основании ставок налога, и пропорционально сроку хранения таких отходов сверх установленного срока

Объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций)

Плательщики налога – субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии исчисляют суммы налога, который взимается за образование радиоактивных отходов их производителями пропорционально объему и активности радиоактивных материалов ежеквартально и уплачивается в общем размере 10 % стоимости (без учета НДС) каждого источника ионизирующего излучения, определяемой с даты приобретения (купли-продажи) этого источника. Стоимость сдачи накопленных до 01.04.2009 г. радиоактивных отходов для таких субъектов определяется по договорам между производителями радиоактивных отходов и специализированными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами

В случае если плательщиком налога при ведении хозяйственной деятельности осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, то он должен определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества.

Фактические объемы по каждому виду загрязняющего вещества определяются самостоятельно плательщиками налога в тоннах.

Представление отчетности и уплата

Порядок представления налоговой отчетности и уплаты налога определен ст. 250 Налогового кодекса, в соответствии с которой базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

Плательщики налога составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом № 715, и представляют их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (п. 250.2 ст. 250 Налогового кодекса):

За что уплачивается

Куда представлять

За выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

По месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов

За образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока

По месту пребывания плательщика на налоговом учете в контролирующих органах

В случае когда место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете плательщика налога, которому в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в контролирующий орган, в котором такой плательщик состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Приложения к декларации

К декларации экологического налога прилагаются шесть приложений, которые являются ее неотъемлемой частью.

Приложение № 1

Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Приложение № 2

Расчет за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Приложение № 3

Расчет за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

Приложение № 4

Расчет за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

Приложение № 5

Расчет за образование радиоактивных отходов, уплачивается за приобретение источника(ов) ионизирующего излучения

Приложение № 6

Расчет за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Если у плательщика отсутствуют отдельные объекты налогообложения, то соответствующие приложения не прилагаются, а строки декларации прочеркиваются.

Также приказом № 715 утверждены три приложения – кодификаторы загрязняющих веществ и отходов:

Приложение № 7

Кодификатор загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Приложение № 8

Кодификатор загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты

Приложение № 9

Кодификатор отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах

Следует обратить внимание, что приказом № 1177 изложено в новой редакции приложение 4 «Расчет за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)» к декларации экологического налога.

Так, ранее действующее приложение дополнено строками 4.2.1.2.4, 4.2.2.2.4, 4.3.1.2.4, 4.3.2.2.4, которые называются «корректирующий коэффициент», поскольку налоговые обязательства по экологическому налогу в части экологического налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) относительно накопленных до 01.04.2009 г. отходов исчисляются с применением корректирующего коэффициента.

Согласно п. 46.6 ст. 46 Налогового кодекса до определения новых форм деклараций (расчетов), которые вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование, действуют формы деклараций (расчетов), действовавшие до такого определения.

Таким образом, приложение 4 к декларации экологического налога за I квартал 2017 г. представляется по старой форме, а за II квартал и последующие налоговые периоды – по новой форме, утвержденной приказом № 1177.

Перечисление суммы налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, осуществляется одним платежным поручением на счета, открытые в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, которые обеспечивают распределение этих средств в соотношении, определенном законом.

Распределение зачисления в бюджет

Бюджетным кодексом установлены такие пропорции зачисления экологического налога в фонды и бюджеты:

➤ в общий фонд Госбюджета Украины зачисляется 20 % экологического налога (кроме экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, который зачисляется в общий фонд госбюджета в полном объеме)

➤ в специальный фонд местных бюджетов – 80 % экологического налога (кроме экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока)

Радиоактивные отходы

Плательщики налога, который взимается за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляют суммы налога в госбюджет, которые используются в соответствии с законом о Госбюджете на соответствующий год. По решению плательщика налога сумма налога может уплачиваться ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, календарный квартал (включая уже накопленные до 01.04.2009 г.), и фактических объемах радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, согласовывается органом государственной санитарно-эпидемиологической службы и органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Требования относительно сроков представления и содержания указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии. Копии отчетности представляются налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией.

Суммы налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), исчисляются плательщиками налога – эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций, включая эксплуатирующие организации (операторы) исследовательских реакторов, самостоятельно ежеквартально на основании показателей производства электрической энергии, ставки налога, а также пропорционально объему и активности радиоактивных отходов исходя из фактического объема радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, и из фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 01.04.2009 г., и корректирующего коэффициента.

Суммы налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, исчисляются плательщиками налога – производителями радиоактивных отходов самостоятельно ежеквартально на основании ставок налога и пропорционально сроку хранения таких отходов сверх установленного срока.

Если объект налогообложения отсутствует

Субъекты хозяйствования, которые являются плательщиками экологического налога, но с начала отчетного года не планируют осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, должны составить заявление произвольной формы об отсутствии у них в отчетном году объекта исчисления экологического налога и уведомить об этом соответствующие контролирующие органы по месту расположения источников загрязнения не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года.

В ином случае такие плательщики налога обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

Также плательщик экологического налога, который в отчетных периодах текущего года не имел объекта налогообложения (не осуществлял выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов), обязан за эти отчетные периоды (кварталы) представлять налоговую декларацию, к которой соответствующие приложения не прилагаются, а строки налоговой декларации прочеркиваются.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ:

1 Плательщиками при заполнении приложений к декларации не учитывается, что с 01.01.2017 г. увеличены на 12 % ставки экологического налога, действовавшие в 2016 г.

2 В колонке 3 приложений 1 – 3 к декларации фактический объем выбросов или объект налогообложения плательщиками указывается в килограммах, а не в тоннах.

3 В случаях когда коэффициент равен «1», в колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к декларации плательщиками вместо «1» указывается «0» или совсем ничего не указывается.

4 В колонке 5 приложения 2, колонках 5 и 6 приложения 3 к декларации коэффициент плательщиками указывается иной, нежели предусмотрено Налоговым кодексом, или вместо коэффициента указывается ставка налога или его код.

5 В приложениях к декларации плательщиками указывается не непосредственный код загрязняющего вещества (отходов), а общий – код группы загрязняющего вещества (отходов).

6 В приложениях к декларации плательщиками указывается код одного загрязняющего вещества (отходов), а ставка – другого.

7 Плательщиками заполняется вместо одного приложения к декларации другое приложение.

Приведем условный пример и рассмотрим порядок заполнения декларации и приложений к ней за I квартал 2017 г.

Пример 1

Для отопления помещения предприятие использует газовый котел. При сгорании топлива осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. За отчетный квартал объем выбросов составлял:

  • 0,071 т оксидов азота;
  • 0,007 т окиси углерода;
  • 46,163 т углекислого газа (двуокись углерода).

Суммы налога, который взимается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Пвс), исчисляются плательщиками налога самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле, приведенной в п. 249.3 ст. 249 Налогового кодекса.

Приложение 1 к Налоговой декларации экологического налога

Расчет № 1
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения


п/п

Код загрязняющего вещества

Фактический объем выбросов, т

Ставка налога

Величина
(к. 3 × к. 4)

1

2

3

4

5

4

налоговое обязательство за отчетный (налоговый) период (с. 4.1 + с. 4.2 + ...)

174,21

4.1

243.1.001

0,071

2204,89

156,55

4.2

243.1.009

0,007

83,07

0,58

4.3

243.4.001

46,163

0,37

17,08

где: 243.1.001 – азота оксиды; 243.1.009 – углерода окись; 243.4.001 – двуокись углерода, выбрасываемые в атмосферу стационарными источниками загрязнения.

Стационарный источник загрязнения – это предприятие, цех, агрегат, установка или другой неподвижный объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (пп. 14.1. 230 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

К стационарным источникам загрязнения можно также отнести генераторы, мини-электростанции, газосварочное оборудование (установки), которые работают на топливе, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, являющиеся объектом и базой налогообложения экологическим налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками.

Пример 2

Предприятие осуществило сбросы в пруд загрязняющих веществ: нитратов – 1,260 т и хлоридов – 2,565 т.

Приложение 2 к Налоговой декларации экологического налога

Расчет № 1
за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты


п/п

Код загрязняющего вещества

Объект налогообложения

Ставка налога

Коэффициент

Величина,
(к. 3 × к. 4 × к. 5)

1

2

3

4

5

6

4

налоговое обязательство за отчетный (налоговый) период (с. 4.1 + с. 4.2 + ...)

395,34

4.1

245.1.005

1,260

124,61

1,5

235,51

4.2

245.1.009

2,565

41,54

1,5

159,83

где: 245.1.005 – нитраты; 245.1.009 – хлориды.

Коэффициент 1,5 – за сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога, указанные в пунктах 245.1 и 245.2 ст. 245, увеличиваются в 1,5 раза.

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

В соответствии со ст. 4 Закона № 187 особенности регулирования отношений относительно обращения, в частности с веществами, сбрасываемыми со сточными водами в водные объекты (кроме тех, которые аккумулируются и подлежат вывозу в специально отведенные места складирования), определяются соответствующими законами.

В соответствии со ст. 2 Водного кодекса водные отношения в Украине регулируются Водным кодексом, Законом № 1264 и другими актами законодательства.

Водное законодательство регулирует правовые отношения с целью обеспечения охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предотвращения вредных воздействий вод и ликвидации их последствий, улучшения состояния водных объектов.

Статьей 49 Водного кодекса определено, что спецводопользование осуществляется на основании разрешения, в котором установлен лимит сброса загрязняющих веществ.

Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утвержден постановлением № 321.

Пример 3

Предприятие осуществило размещение отходов в пределах населенного пункта.

Приложение 3 к налоговой декларации экологического налога

Расчет № 1
за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах


п/п

Код отходов

Объект налогообложения

Ставка налога

Коэффициенты

Величина
(к. 3 × к. 4 × к. 5 × к. 6)

1

2

3

4

5

6

7

4

налоговое обязательство за отчетный (налоговый) период (с. 4.1 + с. 4.2 + ...)

281,25

4.1

246.2.003

5,000

11,55

3

1

173,25

4.2

246.2.004

8,000

4,5

3

1

108,00

где: 246.2.003 – умеренно опасные отходы; 246.2.004 – малоопасные отходы.

Коэффициент 3 – за место размещения отходов в окружающей природной среде в пределах населенного пункта или на расстоянии меньше 3 км от таких границ (п. 246.5 ст. 246 Налогового кодекса).

Первичный учет отходов

Согласно п. 4 Порядка № 2034 первичный учет отходов осуществляется в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации (карточки, журналы, анкеты) с использованием технологической, нормативно-технической, планово-экономической, бухгалтерской и другой документации. Сведения для первичного учета отходов, которые заносятся в указанные документы, обусловливаются системой показателей, необходимых для заполнения форм государственной статистической отчетности и ведения паспорта отходов.

Паспортизация отходов предусматривает составление и ведение паспортов отходов, паспортов мест удаления отходов, реестровых карт объектов образования, обработки и утилизации отходов в соответствии с государственным классификатором ДК 005-96 «Классификатор отходов» и номенклатурой отходов (п. 9 Порядка № 2034).

Всем субъектам хозяйствования рекомендовано вести первичный учет отходов по форме № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары». Эта форма и Инструкция относительно ее заполнения утверждены приказом № 342 (далее – Инструкция № 342). Введение на предприятии типовой формы № 1-ВТ осуществляется по приказу руководителя предприятия или руководителя соответствующей службы предприятия (образец такого приказа приведен в приложении к Инструкции № 342). В эту форму не включаются данные о веществах (продуктах, соединениях), являющихся готовой продукцией, которая подлежит дальнейшему использованию, полуфабрикатах, предназначенных по технологии производства для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, которые поступают в водные объекты со сточными водами и выбрасываются в атмосферный воздух (п. 1.2 этой Инструкции).

Информация, приведенная в типовой форме № 1-ВТ, может использоваться для ведения государственного учета и паспортизации отходов, составления административных данных, проведения контроля, экспертизы проектов и объектов, подготовки технической документации, регистрационных карточек для реестров мест образования, переработки и удаления отходов , проведения инвентаризации, утверждения лимитов и получения разрешений на образование и размещение отходов, получения лицензий и разрешений на обращение с отходами и упаковкой, оперативного решения вопросов обращения с некачественной и опасной продукцией, идентификации и паспортизации потенциально опасных объектов и составления деклараций безопасности, заполнения документов для трансграничных перевозок отходов и т. п.

Нарушение требований обращения с отходами

Согласно ст. 82 КоАП нарушение требований относительно обращения с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения влечет за собой наложение штрафа на граждан от 20 до 80 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц, граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Загрязнение или порча земель веществами, отходами или другими материалами, вредными для жизни, здоровья людей или окружающей среды, вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или окружающей среды, наказываются штрафом до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 239 Уголовного кодекса).

Те же деяния, повлекшие гибель людей, их массовое заболевание или другие тяжкие последствия, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как получить разрешение

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться на основании разрешения, выданного субъекту хозяйствования, объект которого относится к первой группе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

К первой группе относятся объекты, которые взяты на государственный учет и имеют производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления. Ко второй группе относятся объекты, которые взяты на государственный учет и не имеют производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления. К третьей группе относятся объекты, которые не относятся к первой и второй группам.

Срок действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, выданного субъекту хозяйствования, объект которого относится к первой группе, – семь лет, объект которого принадлежит ко второй группе – десять лет, объект которого принадлежит к третьей группе – неограничен.

Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержден Порядком № 302.

Субъект хозяйствования для разработки документов, в которых обосновываются объемы выбросов, может привлекать учреждения, организации и заведения, которым Минприроды Украины предоставляет право на разработку этих документов.

Субъект хозяйствования, объект которого относится к первой группе, для получения разрешения представляет Минприроды Украины, а субъект хозяйствования, объект которого относится ко второй или третьей группе, – разрешительному центру в письменной и электронной форме документы, подготовленные в соответствии с утвержденной этим министерством Инструкции об общих требованиях к оформлению документов. В этих документах обосновываются объемы выбросов для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей. Кроме того, размещает в местных печатных средствах массовой информации сообщение о намерении получить разрешение с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут направляться замечания общественных организаций и отдельных граждан.

Минприроды Украины и разрешительные центры передают Госсанэпидслужбе, ее территориальным органам соответственно заявление и документы на получение разрешения.

Госсанэпидслужба, ее территориальные органы в течение 15 календарных дней с даты поступления документов принимают решение относительно возможности/невозможности выдачи разрешения, которое направляется Минприроды Украины и разрешительным центрам соответственно.

В случае принятия решения о невозможности выдачи разрешения в нем указывается содержание замечаний.

Местные госадминистрации рассматривают замечания общественных организаций, в случае необходимости организуют проведение их публичного обсуждения и в течение 30 календарных дней с даты опубликования информации о намерении субъекта хозяйствования получить разрешение уведомляют об этом орган, выдавший разрешение.

Органы, выдавшие разрешение, анализируют замечания и в случае необходимости предлагают субъекту хозяйствования учесть их при подготовке разрешения к выдаче.

Орган, выдавший разрешение, в течение 30 календарных дней рассматривает заявление и документы на получение разрешения и при отсутствии замечаний выдает разрешение.

В случае наличия замечаний документы возвращаются субъекту хозяйствования с изложением их содержания и указанием срока повторного представления.

Решение о выдаче разрешения направляется органом, выдавшим разрешение, субъекту хозяйствования и Госсанэпидслужбе или ее территориальным органам.

Ответственность за выбросы без разрешения

В соответствии со ст. 33 Закона № 2707 лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти несут ответственность согласно закону.

Согласно ст. 78 КоАП выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение технологических нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников при эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Превышение предельно допустимых уровней воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух или воздействие физических и биологических факторов на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрена законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Согласно ст. 241 Уголовного кодекса загрязнение или другое изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей или для окружающей среды веществами, отходами или другими материалами промышленного или другого производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды, наказываются штрафом от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового. Те же деяния, если они повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Единую систему ведения в области охраны атмосферного воздуха государственного учета объектов (предприятий, учреждений, организаций и граждан – субъектов предпринимательской деятельности), которые оказывают или могут оказать вредное воздействие на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, видов и степеней воздействия на его состояние физических и биологических факторов, определяет Порядок ведения государственного учета в области охраны атмосферного воздуха (далее – Порядок № 1655).

Также в соответствии с законами № 1264 и № 2707, пп. 121 п. 4 Положения № 1524 утверждена Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Методика № 639).

На основании п. 4.1 ст. 4 этой Методики размер возмещения убытков за сверхнормативный выброс одной тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух рассчитывается на основании размера минимальной заработной платы, установленной на дату выявления нарушения, умноженной на коэффициент 1,1, с учетом регулирующих коэффициентов и показателя относительной опасности каждого загрязняющего вещества.

Учетная документация

Типовая форма первичной учетной документации для предприятий, организаций, учреждений и граждан – субъектов предпринимательской деятельности, которые имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и взяты на государственный учет территориальными органами Минприроды Украины по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу № ПОД- 2 «Журнал учета выполнения мероприятий с целью охраны атмосферного воздуха», утверждена приказом № 439.

Инструкция относительно заполнения типовой формы первичной учетной документации № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий с целью охраны атмосферного воздуха» утверждена приказом № 252.

Приказом № 396 утверждена Инструкция относительно заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовая) и № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (квартальная) (далее – Инструкция № 396).

Инструкция устанавливает порядок заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовая) (далее – форма № 2-ТП (воздух) (годовая) и № 2-ТП (воздух ) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (квартальная) (далее – форма № 2-ТП (воздух) (квартальная)).

Формы № 2-ТП (воздух) (годовая) и № 2-ТП (воздух) (квартальная) представляются респондентами, взятыми на государственный учет по объемам потенциальных выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу, органу государственной статистики по месту осуществления экономической деятельности.

Структурными подразделениями предприятий, взятых на государственный учет, представляется отчетность по формам № 2-ТП (воздух) (годовая) и № 2-ТП (воздух) (квартальная) независимо от головного предприятия. В таком случае головным предприятием представляются отчеты без учета данных по этим структурным подразделениям.

В формах № 2-ТП (воздух) (годовая) и № 2-ТП (воздух) (квартальная) отражаются данные о выбросах загрязняющих веществ и парниковых газов от стационарных источников загрязнения. Данные о выбросах от передвижных источников загрязнения, включая производственную, сельскохозяйственную и другую технику, а также автомобильный и другие виды транспорта, в этих формах не учитываются.

В отчетности по форме № 2-ТП (воздух) (квартальная) информация отражается за каждый квартал отдельно без учета данных о выбросах в предыдущем квартале.

Кто выдает разрешение

Разрешение на специальное водопользование выдается:

Советом министров АР Крым, областными, Киевской, Севастопольской горгосадминистрациями – в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;

органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской горсоветами по согласованию с Советом министров АР Крым, областными, Киевской, Севастопольской горгосадминистрациями – в случае использования воды водных объектов местного значения.

Разрешения выдаются на основании заявки юридического или физического лица с обоснованием потребности в воде.

Выдача разрешений на специспользование воды согласовывается:

➤ в случае использования поверхностных вод – с Госводагентством

➤ в случае использования подземных вод – с Госгеонедрами

➤ в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных, – с Минздравом Украины

Срок выдачи разрешения

Разрешения выдаются в течение 30 календарных дней со дня представления в установленном порядке заявки.

Органы, выдающие разрешение на специальное водопользование, в течение пяти календарных дней со дня поступления заявки на получение разрешения на специальное водопользование направляют заверенные ими копии соответствующих документов в Госводагентство, в случае использования подземных вод – в Госгеонедра, в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных, – в Минздрав Украины.

Указанные центральные органы исполнительной власти в течение 15 календарных дней со дня получения копий документов предоставляют бесплатно органам, принимающим решение о выдаче разрешения на специальное водопользование, свои выводы относительно возможности его выдачи.

При принятии решения о выдаче разрешения на специальное водопользование или отказе в его выдаче органы, выдающие разрешение, учитывают соответствующие выводы Госводагентства, Госгеонедр, Минздрава Украины.

В случае отказа в выдаче разрешения водопользователю предоставляется ответ с обоснованием причин отказа.

Спецводопользование может быть:

➤ краткосрочным (до 3 лет) – в случае сброса водопользователем загрязняющих веществ в водные объекты в объемах, превышающих предельно допустимые, которые устанавливаются органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областными, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациями

➤ долгосрочным (от 3 до 25 лет) – во всех остальных случаях

В случае когда условия специального водопользования остаются неизменными, по ходатайству водопользователя срок специального водопользования может быть продлен, но не более чем на период соответственно кратко- или долгосрочного водопользования органом, выдавшим разрешение, о чем в разрешении делается соответствующая отметка.

Выдача разрешений и согласование ходатайств осуществляются бесплатно.

Учитывая указанное, плательщиками экологического налога за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и получили разрешение на специальное водопользование, в котором установлен лимит сброса загрязняющих веществ.

Ответственность за загрязнение вод

Согласно ст. 59 КоАП загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое вызывает их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления, влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Статьей 242 Уголовного кодекса определено, что нарушение правил охраны вод (водных объектов), если это повлекло загрязнение поверхностных или подземных вод и водоносных горизонтов, источников питьевых, лечебных вод или изменение их природных свойств, или истощение водных источников и создало опасность для жизни, здоровья людей или для окружающей среды, наказывается штрафом от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или ограничением свободы на тот же срок.

Те же деяния, если они повлекли гибель или заболевание людей, массовую гибель объектов животного и растительного мира или другие тяжкие последствия, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Загрязнение моря в пределах внутренних морских или территориальных вод Украины или в пределах вод исключительной (морской) экономической зоны Украины материалами или веществами, вредными для жизни или здоровья людей, или отходами вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность для жизни или здоровья людей или живых ресурсов моря или могло воспрепятствовать законным видам использования моря, а также незаконный сброс или захоронение в пределах внутренних морских или территориальных вод Украины или в открытом море указанных материалов, веществ и отходов наказываются штрафом от 300 до 800 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же деяния, если они повлекли гибель или заболевание людей, массовую гибель объектов животного и растительного мира или другие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 243 Уголовного кодекса).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бюджетный кодекс – Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Водный кодекс – Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Уголовный кодекс – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III. Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Закон об обращении с радиоактивными отходами – Закон Украины от 30.06.95 г. № 225/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами». Закон № 187 – Закон Украины от 05.03.98 г. № 187/98-ВР «Об отходах». Закон № 1264 – Закон Украины от 25.06.91 г. № 1264-ХII «Об охране окружающей природной среды». Закон № 1791 – Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году». Закон № 2707 – Закон Украины от 16.10.92 г. № 2707-XII «Об охране атмосферного воздуха». Постановление № 321 – постановление Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на специальное водопользование и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 № 459». Порядок № 302 – Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 302. Порядок № 1655 – Порядок ведения государственного учета в области охраны атмосферного воздуха, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2001 г. № 1655. Порядок № 2034 – Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный постановлением Кабмина Украины от 01.11.99 г. № 2034. Положение № 1524 – Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, утвержденное постановлением Кабинета министров Украины от 02.11.2006 г. № 1524. Приказ № 252 – приказ Госкомстата Украины от 30.04.2004 г. № 252 «Об утверждении Инструкции по заполнению типовой формы первичной учетной документации № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий с целью охраны атмосферного воздуха». Приказ № 396 – приказ Госкомстата Украины от 20.10.2008 г. № 396 «Об утверждении Инструкции по заполнению форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовая) и № 2 ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (квартальная). Инструкция № 342 – Инструкция об утверждении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» и Инструкция по ее заполнению, утвержденная приказом Минприроды Украины от 07.07.2008 г. № 342. Инструкция № 396 – Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовая) и № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (квартальная), утвержденная приказом Госкомстата Украины от 20.10.2008 г. № 396. Приказ № 439 – приказ Госкомстата Украины от 09.12.2003 г. № 439 «Об утверждении типовой формы первичной учетной документации по учету мероприятий по охране атмосферного воздуха № ПОД-2». Приказ № 715 – приказ Минфина Украины от 17.08.2015 г. № 715 «Об утверждении формы Налоговой декларации экологического налога». Приказ № 1177 – приказ Минфина Украины от 28.12.2016 г. № 1177 «Об утверждении Изменений к форме Налоговой декларации экологического налога». Методика № 639 – Методика расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная приказом Минприроды Украины от 10.12.2008 г. № 639