Налог на имущество

Налог на недвижимое имущество

03.05.2017 / 16:42

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее – налог на недвижимое имущество), является одной из составляющих налога на имущество и относится к местным налогам, определенным ст. 10 Налогового кодекса.
Часто возникает ситуация, когда в течение года у плательщиков этого налога изменяется количество объектов недвижимости, и в таком случае необходимо представить уточняющую декларацию. Рассмотрим особенности заполнения уточнения задекларированных сумм налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество.

Исчисление и уплата

Плательщиками налога на недвижимое имущество являются субъекты хозяйствования, которые являются собственниками объектов жилой и/или нежилой недвижимости. Объектом налогообложения являются такие объекты, в том числе их доли (подпункты 266.1.1, 266.2.1 п. 266.2 ст. 266 Налогового кодекса).

Базой налогообложения является общая площадь объекта жилой и нежилой недвижимости, в том числе его долей (пп. 266.3.1 п. 266.3 вышеупомянутой статьи).

Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, в зависимости от места расположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения (пп. 266.5.1 п. 266.5 ст. 266 Налогового кодекса).

Сумма налоговых обязательств исчисляется по каждому типу объекта недвижимости и декларируется в налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, форма которой утверждена приказом № 408.

Плательщики налога на недвижимое имущество – юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога по состоянию на 1 января отчетного года и до 20 февраля этого же года представляют контролирующему органу по местонахождению объекта/объектов налогообложения декларацию с разбивкой годовой суммы равными долями поквартально.

В случае возникновения новосозданного (нововведенного) объекта жилой и/или нежилой недвижимости декларация плательщиком представляется в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект, а налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект (пп. 266.7.5 п. 266.7 ст. 266 Налогового кодекса).

Налоговое обязательство за отчетный год по налогу на недвижимое имущество юридическими лицами уплачивается авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, которые отражаются в годовой налоговой декларации (пп. 266.10.1 п. 266.10 ст. 266 Кодекса).

Типы объектов недвижимости

Исчисление сумм налоговых обязательств за соответствующий отчетный (налоговый) период осуществляется по каждому типу объекта недвижимости. При этом такие объекты идентифицируются по кодам типов объекта недвижимости, определенных в соответствии с примечаниями к декларации, и указываются в колонке 2 декларации.

Учетные показатели начисленных и уплаченных сумм по налогу на недвижимое имущество в бюджеты отражаются в интегрированной карточке плательщика, которая открывается по коду бюджетной классификации согласно Классификации доходов бюджета, утвержденной приказом № 11, для уплаты налога на недвижимое имущество юридическими лицами, являющимися собственниками объектов:

  • жилой недвижимости (коды типа объекта 1 – 3) на код бюджетной классификации 18010100;
  • нежилой недвижимости (коды типа объекта 4 – 9) код бюджетной классификации 18010400.

Декларирование обязательств

Декларирование налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество за отчетный (налоговый) период формой декларации предусмотрено за жилые и нежилые объекты недвижимости одновременно. При этом программным обеспечением осуществляется автоматическое разнесение сумм налоговых обязательств в интегрированную карточку плательщика по соответствующему коду бюджетной классификации, которые идентифицируются по кодам типов объекта недвижимости, указанных плательщиком в колонке 2 декларации.

Вместе с тем в соответствии с п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса в случае самостоятельного выявления плательщиком налога на недвижимое имущество в будущих налоговых периодах ошибок, содержащихся в ранее представленной им декларации, такой плательщик обязан направить уточняющую декларацию к такой декларации по форме, действующей на момент представления уточняющей декларации.

При этом при составлении плательщиками уточняющей налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период действующей формой декларации не предусмотрено разграничение сумм налоговых обязательств, подлежащих уточнению за объекты жилой и нежилой недвижимости отдельно, что делает невозможным автоматизацию программного обеспечения в части их разнесения в интегрированную карточку плательщика.

Рассмотрим особенности заполнения уточняющих деклараций в случае возникновения необходимости уточнения задекларированных сумм налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество по разным причинам.

Пример 1

Основной деятельностью предприятия является предоставление в аренду собственного недвижимого имущества (КВЭД 68.20), запись о праве собственности на которое внесена в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество в 2011 г. (табл.):

№ 
п
/п

Название
объекта недвижимости

Общая площадь объекта
2)

Код типа объекта

1

Квартира

85,70

1

2

Дом жилой гостиничного типа

350,54

2

3

Дом для коллективного проживания

470,23

3

4

Мотель

495,67

4

5

Административное здание

260,20

5

6

Столовая

120,58

6

7

Подземный гараж

472,35

7

8

Зал многоцелевого назначения

183,44

8

9

Здание сельскохозяйственного назначения

498,52

9

За 2016 г. предприятием при установленных ставках в размере 13,78 грн за 1 м2 общей площади для объектов жилой недвижимости и 16,56 грн за м2 общей площади объектов нежилой недвижимости задекларировано налоговых обязательств на сумму 46 120,54 грн (образец 1).

В мае 2016 г. предприятие продало другому субъекту хозяйствования здание сельскохозяйственного назначения (код типа объекта – 9). Вместе с тем в июне этого же года предприятие приобрело двухквартирный дом повышенной комфортности общей площадью 489,5 м2 (код типа объекта – 2).

С целью корректировки налоговых обязательств на 2016 г. предприятию следует представить две уточняющие декларации, которыми необходимо задекларированную годовую сумму налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество:

уменьшить на сумму налоговых обязательств, начисленных за снятый с учета объект;

увеличить на сумму налоговых обязательств по новосозданному объекту.

Таким образом, в первой уточняющей декларации (образец 2) налоговые обязательства за нежилые объекты недвижимости уменьшаются на задекларированную сумму налоговых обязательств за реализованный объект начиная с месяца, следующего за месяцем продажи, которая составляет 8 255,49 – 3 439,79 = 4 815,70 грн. При этом в строке 10 этой уточняющей декларации указывается сумма налоговых обязательств, подлежащая уменьшению:

  • в I квартале – 8 255,49 : 12 × 3 = 2 063,87 грн;
  • во II квартале – 8 255,49 : 12 × 2 = 1 375,91 грн.

Вместе с тем в строке 11 уточняющей декларации указывается размер завышения (переплата) налогового обязательства по налогу, который соответствует сумме налоговых обязательств, указанной в строке 10 этой декларации.

Во второй уточняющей декларации (образец 3) задекларированная сумма налоговых обязательств за объекты жилой недвижимости, определенная программным обеспечением автоматически в размере 12 491,16 грн, ежеквартальная сумма начислений которой составляет 3 122,79 грн (строка 7 декларации образца 3), увеличивается на сумму налоговых обязательств за приобретенный объект жилой недвижимости начиная с июня текущего года, которая составляет:

489,50 × 13,78 = 6 745,31 : 12 × 7 = 3 934,76 грн.

При этом в строке 8 этой уточняющей декларации указывается доначисленная сумма налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество:

  • за II квартал – 3 934,76 : 7 = 562,11 грн, за III – IV кварталы – (3 934,76 – 562,11) : 2 = 1 686,33 грн и в строке 9 уточняющей декларации указывается размер занижения (недоплата) налогового обязательства по налогу, который соответствует значению строки 8 уточняющей декларации.

Вместе с тем при увеличении налоговых обязательств в случае возникновения новосозданного объекта налогообложения в течение отчетного (налогового) периода обязательства уплаты штрафных санкций и пени у плательщика налога на недвижимое имущество не возникают, поскольку нормы п. 50.1 ст. 50 и п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса таким плательщиком не нарушаются.

Пример 2

В период декларирования сумм налога на недвижимое имущество за 2017 г. до наступления предельного срока представления деклараций размер ставок по этому налогу не был утвержден. В связи с этим при исчислении налоговых обязательств предприятие применило ставки предыдущего периода (образец 4).

В марте 2017 г. решением городского совета утверждены ставки, вступающие в силу с 01.03.2017 г.:

  • за объекты жилой недвижимости в размере 7,5 % от размера минимальной заработной платы, которая при установленном размере такой заработной платы с 01.01.2017 г. 3 200 грн соответствует значению 3 200 × 0,0075 = 24,00 грн;
  • за объекты нежилой недвижимости в размере 8 % от размера минимальной заработной платы – 3 200 × 0,008 = 25,60 грн.

При таких условиях предприятие составляет три уточняющие декларации, которыми необходимо:

  • уменьшить сумму начислений за отчетный (налоговый) период по налогу на всю задекларированную сумму налоговых обязательств;
  • рассчитать и задекларировать сумму налоговых обязательств за объекты жилой недвижимости за период январь – февраль по ставкам, действовавшим до вступления в силу решения городского совета, и за период март – декабрь по ставкам, утвержденным на этот период;
  • рассчитать и задекларировать сумму налоговых обязательств за объекты нежилой недвижимости за период январь – февраль по ставкам налога на недвижимое имущество, действовавшим до вступления в силу решения городского совета, и за период март – декабрь по ставкам, утвержденным на этот период.

Таким образом, в первой уточняющей декларации (образец 5) налоговые обязательства уменьшаются на всю задекларированную сумму:

44 610,36 – 44 610, 36 = 0 грн.

При этом в строке 7 уточняющей декларации указывается сумма налоговых обязательств, начисленная по данным ранее представленной декларации с разбивкой поквартально в размере 11 152,29 грн за каждый квартал.

В строках 10 и 11 уточняющей декларации указываются начисленная до уменьшения сумма налогового обязательства и размер завышения (переплата) налогового обязательства по налогу соответственно, что соответствует значению строки 7 уточняющей декларации.

Во второй уточняющей декларации (образец 6) декларируется сумма налоговых обязательств за объекты жилой недвижимости, которые составляют: за январь – февраль по ставке 13,78 грн:

(85,7 + 350,54 + 489,5 + 470,23) × 13,78 : 12 × 2 = 3 206,08 грн,

за март – декабрь по ставке 24,00 грн:

(85,7 + 350,54 + 489,5 + 470,23) × 24,00 : 12 × 10 = 27 919,4 грн, всего за отчетный период:

3 206,08 + 27 919,4 = 31 125,48 грн.

Вместе с тем в строке 8 уточняющей декларации указывается сумма налоговых обязательств, которая подлежит увеличению за объекты жилой недвижимости начиная с марта месяца текущего года, и составляет:

за I квартал – 5 998,02 грн, за II – IV кварталы – 8 375,82 грн и в строке 9 – размер занижения (недоплата) налогового обязательства по налогу, который соответствует значению строки 8.

В третьей уточняющей декларации (образец 7) декларируются налоговые обязательства за объекты нежилой недвижимости, которые составляют: за январь – февраль по ставке 16,56 грн: (495,67 + 260,20 + 120,58 + 472,35 + 183,44) × 16,56 : 12 × 2 = 4 228,99 грн, за март – декабрь по ставке 25,6 грн: (495,67 + 260,20 + 120,58 + 472,35 + 183, 44) × 25,6 : 12 × 10 = 32 687,79 грн, всего за отчетный период:

4 228,99 + 32 687,79 = 36 916,78 грн.

При этом в строке 8 уточняющей декларации указывается сумма налоговых обязательств, подлежащая увеличению за объекты нежилой недвижимости начиная с марта месяца текущего года, которая составляет:

за I квартал – 7 497,77 грн, за II – IV кварталы – 9 806,33 грн и в строке 9 – размер занижения (недоплата) налогового обязательства по налогу, который соответствует значению строки 8.

При этом штрафные санкции и пеня, предусмотренные п. 50.1 ст. 50 и п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса, не применяются и строки 12 – 13 уточняющих деклараций не заполняются.

 

Пример 3

Предприятие до наступления предельного срока представления декларации представило отчетную декларацию по налогу на недвижимое имущество и задекларировало сумму налоговых обязательств на 2017 г. в размере 60 980,62 грн (образец 8).

Обратите внимание
В случае самостоятельно выявленной предприятием ошибки в ранее представленной им декларации в соответствии с пп. «а» п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса предприятием начисляются штрафные санкции в размере 3 % от суммы недоплаты.

При осуществлении в апреле текущего года проверки правильности ведения бухгалтерского учета и декларирования налоговых обязательств предприятием обнаружено несоответствие в первичных документах, которое заключается в отсутствии декларирования суммы налоговых обязательств за приобретенный в 2016 г. двухквартирный дом повышенной комфортности (код типа объекта – 2).

При таких условиях предприятие представляет уточняющую декларацию (образец 9) за объекты жилой недвижимости, задекларированная сумма налоговых обязательств на 2017 г., определенная автоматически путем суммирования приведенных в колонке 7 отчетной декларации налоговых обязательств по кодам типов объекта недвижимости 1 – 3, указанных в колонке 2 декларации, в размере 21 755,28 грн, ежеквартальная сумма к уплате которой составляет 5 438,82 грн, подлежит увеличению на сумму налога на недвижимое имущество незадекларированного объекта жилой недвижимости.

Сумма налоговых обязательств за незадекларированный объект с общей площадью 489,5 м2 при ставке 24,00 грн составляет:

489,5 × 24 = 11 748,00 грн.

Таким образом, налоговые обязательства за объекты жилой недвижимости на 2016 г. составляют:

21 755,28 + 11 748,00 = 33 503,28 грн.

В строке 8 указывается сумма налоговых обязательств, которая подлежит увеличению в размере 11 748,00 грн, ежеквартальная сумма к уплате которой составляет 2 937,00 грн, и в строке 9 – размер занижения (недоплата) налогового обязательства по налогу, который соответствует значению строки 8.

При этом в случае самостоятельно выявленной предприятием ошибки в ранее представленной им декларации в соответствии с пп. «а» п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса предприятием начисляются штрафные санкции в размере 3 % от суммы недоплаты к суммам занижения налоговых обязательств тех периодов, срок уплаты которых уже истек.

Поскольку в приведенном примере занижение суммы налогового обязательства обнаружено в сроки, не превышающие 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, пеня в соответствии с п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса предприятием не начисляется.

Для справки
Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, в пределах своих полномочий принимают решения об установлении местных налогов и сборов.
Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном Налоговым кодексом (п. 12.3 ст. 12 Кодекса).

При принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные ст. 7 Налогового кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII этого Кодекса для соответствующего местного налога или сбора.
При этом сельским, поселковым, городским советам и советам объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Налоговый кодекс – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Приказ № 11 – приказ Минфина Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации». Приказ № 408 – приказ Минфина Украины от 10.04.2015 г. № 408 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка»

«Горячие линии»

Дата: 28 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42