Аналитика

От «Волынянки» до «гармошки»

В десятке лучших в Европе

Отправившись на ОАО «Луцький автомобіль-ный завод», вспомнил армейские годы: неподалеку от нашего инженерно-саперного батальона (ИСБ) находилась воинская часть десантников. Тогда, в семидесятые, каждый мальчишка мечтал стать «ВДВшником», потому что кроме специальной физической подготовки десантники имели самое современное вооружение, технику, в том числе автомобильную. Мы, воины ИСБ, призванные в армию из Украины, с завистью смотрели на учения «голубых беретов», но каждого из нас переполняла гордость, когда видели, как «ВДВшники» выезжали на полигон на мобильных, маневренных, легких и надежных внедорожниках, произведенных на Луцком автомобильном заводе.

Еще до серийного выпуска «Волынянка», как в народе называли луцкий автомобиль, получила высокую оценку на Выставке достижений народного хозяйства СССР. В 1978 г. на Международном автосалоне в г. Турине украинская малолитражка вошла в десятку лучших автомобилей мира, а в июле 1979 г. ее наградили золотой медалью на международной выставке в Чехословакии. ЛуАЗ-969М стал своеобразной визитной карточкой советского автомобилестроения, сполна оправдав возложенные на него надежды, получал положительные оценки на выставках в Бельгии, Греции, Польше, Болгарии, Венгрии. Поэтому не удивительно, что легкий плавающий внедорожник с высокой подвеской, подходящий для десантирования из самолетов, перевозки раненых, прижился в армии.

Потом наступили сложные восьмидесятые и особенно девяностые годы, когда все начало приходить в упадок. Но автомобиль ЛуАЗ уцелел, о чем свидетельствует хотя бы его сегодняшняя популярность среди внедорожников этого класса. Также уцелел и даже увеличил производство Луцкий автомобильный завод. Известная марка «ЛуАЗ» стала платформой для дальнейшего развития нового автомобильного бренда «Богдан».

Лидер коммунального транспорта

В настоящее время ОАО «Луцький автомобільный завод» (ГП «Автоскладальний завод № 1», ПАО «Автомобільна компанія «Богдан Моторс») является одним из самых больших в Украине производителей автобусов и троллейбусов. Название предприятие изменило в декабре 2006 г. в целях популяризации нового бренда, а в июне 2005 г. руководство приняло решение о перенесении автомобильного производства из г. Луцка в г. Черкассы, автобусного — из г. Черкассы в г. Луцк.

Презентация новой автобусной программы не случайно проходила на Волыни. ОАО «Луцький автомобільный завод» имел стабильно положительную репутацию и авторитет в мире, хороших рабочих и опытных конструкторов, поэтому дальнейшее развитие программы на Волыни принесло корпорации «Богдан» и признание, и прибыль. С июня 2005 г. по апрель 2006 г. на производственных площадях луцкого промучастка были созданы производственные мощности, которые позволяли выпускать за год до 1,5 тыс. средних, больших, сверхбольших автобусов и троллейбусов разных модификаций. Инвестиции на внедрение первого этапа автобусной программы превысили 40 млн. грн. Ее реализация способствовала дальнейшему созданию около 300 рабочих мест, расширению номенклатуры производства.

«Нам удалось успешно освоить выпуск городских 10-метровых автобуса А-601.10 и троллейбуса Т-601.11, — рассказывает директор ГП «Автоскладальний завод № 1» Виктор Мойсеенко. — Оба транспортных средства имеют современный дизайн, комфортабельны, надежны в эксплуатации. Низкий пол и установленная система «книлинг» — наклон транспортного средства в сторону посадочных мест — существенно отличают луцкий транспорт от автобусов и троллейбусов других фирм, в том числе и зарубежных. Кроме того, лучане первыми в Украине освоили производство 15-метровых автобуса А-801.10 и троллейбуса Т-801.10, туристического автобуса «Богдан» A-401.62, который соответствует стандарту Евро-4. Качество транспортных средств, произведенных в Луцке, обеспечивается использованием высокотехнологического японского и немецкого оборудования, высококачественных комплектующих как отечественных, так и иностранных фирм».

Кстати, на ГП «Автоскладальний завод № 1» действует сертифицированная система менеджмента качества, соответствующая всем требованиям международных стандартов ISO 9001-2000, ISO 1400 и национального сертификата УкрСЕПРО.

И в горах, и в городе

Луцкие автобусы и троллейбусы создают большую конкуренцию общественному транспорту других производителей, перевозят пассажиров во многих городах нашего государства. Корпорация принимает активное участие в тендерах на поставку подвижного состава для коммунальных и частных перевозчиков во всех регионах Украины. КГПП «Кримтролейбус», например, лучане уже передали 61 троллейбус (31 — для эксплуатации в городе и 30 — для горных трасс), производство которых предусмотрено контрактом от 02.09.2010 г. между корпорацией «Богдан» и Министерством ЖКХ АР Крым. Большая часть этих машин нынче ежедневно курсирует по маршрутам автономии. Новый транспорт, как сообщили местные СМИ, так понравился крымчанам, что они начали отдавать предпочтение луцким «гармошкам». Ежесуточные поступления от кассовой выручки увеличились в два раза. Выиграла корпорация «Богдан» тендер и на поставку 10 троллейбусов Т701.10 для г. Полтавы. Сумма контракта превышает 18 млн. грн. В сентябре 2011 г. завод отправил в этот город 10 машин.

У коммунальных и частных перевозчиков особенно большим спросом пользуются 12- и 18-метровые троллейбусы. Они значительно разгружают маршруты и очень надежны в эксплуатации. В соответствии с двумя другими контрактами лучане должны поставить 10 автобусов в г. Винницу и 15 — в АР Крым. Последний заказ входит в общегосударственную программу «Школьный автобус», победителем тендера которой была признана компания «Хюндай Мотор Україна», которая входит в состав корпорации «Богдан». Автобусы А-06905, изготовляемые корпорацией с использованием комплектующих лучших мировых производителей для перевозки школьников,  — единственные в Украине, имеющие сертификат соответствия транспортного средства «Специализированный школьный автобус».

Привлекательный столичный рынок

КП «Київпастранс» планирует закупить у корпорации «Богдан» 202 троллейбуса. Первую 18-метровую «гармошку» из Волыни отправили в столицу в конце августа 2011 г. «Финансирование контракта, — рассказывает Виктор Мойсеенко, — осуществляется за деньги «Европейского банка реконструкции и развития». Согласно контракту коммунальный перевозчик столицы получит 105 троллейбусов Т901 (18-метровых) и 97 троллейбусов Т701 (12-метровых). Сумма контракта составляет около 46 млн. евро. Модельный ряд наших автобусов и троллейбусов — самый богатый среди отечественных производителей и представлен абсолютно во всех классах: от особо маленького до сверхбольшого. Кроме того, корпорация «Богдан» — единственная компания в стране, согласовавшая условия и методику эксплуатации троллейбусов на горной трассе в профильном институте Министерства ЖКХ Украины. Мы также являемся единственной компанией транспортного машиностроения Украины, которая сертифицировала свои троллейбусы на рынке Европейского Союза, а также начала совместное производство троллейбусов в Чехии».

Не хватает рабочих рук

На предприятии трудятся 912 работников, но рабочих рук все равно не хватает. Поэтому приходится приглашать специалистов из других регионов. Вахтенным методом работают, например, 40 сварщиков из г. Львова. Они выручают не только лучан, но и машиностроителей городов Ильичевска, Борисполя, Львова. «Вахтует» и участок покраски. «Маляры у нас также в большом почете, — отметил Виктор Мойсеенко. — Два участка покраски способны пропустить за год до 3 тыс. единиц техники. От четкой и стабильной работы этих производственных подразделений в большой степени зависит работа коллектива завода в целом, в частности сборочного цеха. Здесь работает наша, так сказать, элита, которую завод сберег в самые тяжелые кризисные годы. Поэтому высококвалифицированные сборщики готовят себе замену: на предприятии работает учебный центр, где под руководством наставников проходят основательную подготовку пневматики, гидравлики, специалисты других профессий. Убежден, что в скором времени наше предприятие сможет полностью решить кадровый вопрос за счет этого центра».

Виктор Мойсеенко, который руководит заводом с августа 2011 г., задался целью до конца этого года преодолеть убыточность предприятия, а в І квартале 2012 г. — выйти на прибыль. «Лучане должны вернуться на справедливые лидирующие позиции на рынке перевозчиков Украины. И я как руководитель сделаю все возможное, чтобы приблизить это время».


Александр КРЮЧКОВ,
krolmi@ukr.net

«Горячие линии»

Дата: 9 апреля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42