Аналитика

Звено транспортных магистралей

В грузообороте Украины доля Одесской железной дороги составляет около 20%, в пассажирообороте — более 16%. По итогам первого полугодия 2011 г. коллектив Одесской железной дороги занял второе место в отраслевом соревновании между коллективами железных дорог Украины и их структурных подразделений.


Южные ворота Украины

Главная особенность Одесской железной дороги — это ее расположение вблизи Черного моря и государственной границы. В Одесском регионе расположены крупные морские порты — Одесский, Ильичевский, Николаевский, Херсонский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Ренийский, Южный, Октябрьский, а также три речных — Черкасский, Херсонский, Николаевский. По главным ее магистралям проходят четыре международных транспортных коридора: Критский коридор № 9, ТRАСЕКА Европа — Кавказ — Азия,
Европа — Азия, Черное море — Балтийское море.

Регион обеспечивает внешние транспортно-экономические связи Украины с более чем 80 странами мира. Протяженность Одесской железной дороги составляет около 4200 км. Из них 1708 км — электрифицировано. Магистраль обслуживает территорию в 138 тыс. км2, где расположены 65 городов и 234 поселка. Здесь проживает около 10 млн. человек. Как государственное предприятие железная дорога объединяет 134 структурных подразделения и 272 станции.

Николай Луханин — начальник Одесской железной дороги— Вместе с таможенниками и пограничниками, — рассказывает начальник Одесской железной дороги Николай Луханин, — мы разработали общую технологию прохождения грузов, утвердили жесткие графики курсирования поездов. Со всеми основными морскими и речными портами согласовали ставки на перевозку и переработку основных видов генеральных грузов. Тем самым железная дорога обеспечивает потребности роста промышленного и сельскохозяйственного производства региона. 15 июля 2011 года было открыто движение по второму главному пути перегона Черноморская — Береговая, начало эксплуатации участка которого позволило увеличить грузопоток в направлении транспортно-промышленного узла в районе Малого Аджалыкского лимана на 5 млн. грн., а в перспективе — довести его до 30 млн. грн. в год.

Больше, чем в прошлом году

В І полугодии 2011 г. по магистрали в дальнем следовании перевезено почти 3,5 млн. человек, что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В пригородном сообщении рост пассажиропотока составил 1,6%, или на 2,6 млн. человек больше, чем в 2010 г. Кроме того, за это время Одесская железная дорога перевезла в специализированных вагонах 64  инвалида-колясочника. Ныне на дороге эксплуатируются три специализированных вагона, оснащенных специальными приспособлениями для доступа инвалидов в вагоны, купе, туалеты. Два таких вагона курсируют в составе фирменного поезда «Чорноморець» № 106/105 сообщением Одесса — Киев и один — по назначению в соответствии с заявками инвалидов-колясочников.

Повышению комфортабельности пассажирских перевозок, улучшению безопасности движения поездов и подвижного состава железнодорожного транспорта, увеличению пропускной его способности способствовало и то, что по состоянию на конец сентября 2011 г. путейцы Одесской железной дороги разными видами ремонта восстановили 348,5 км путей и заменили 89 стрелочных переводов. К концу года планируется капитально отремонтировать еще 168 км путей и заменить 116 комплектов стрелочных переводов.

Достигнутые положительные результаты позволили увеличить тарифные ставки и должностные оклады железнодорожникам. За период с мая по август 2011 г. Одесская железная дорога заняла первое место среди других железных дорог Украины по размеру заработной платы. Соответственно, выросли и отчисления в бюджеты всех уровней: в госбюджет, например, поступило с начала года более 540 млн. грн., а в местный — почти 660 тыс. грн.

Мастера своего дела

В настоящее время осуществляется техническое переоснащение объектов инфраструктуры железной дороги, модернизация железнодорожных линий, повышается пропускная способность по направлениям Николаев — Херсон — Джанкой и Користовка — Знаменка — Одесса. В коллективе трудятся настоящие мастера своего дела. Это еще раз подтвердил третий заключительный тур конкурса профессионального мастерства среди осмотрщиков грузовых вагонов, проведенный в вагонном депо Купянск Южной железной дороги. Первое место в нем занял представитель Одесской железной дороги Александр Шендерук. Он получил денежную премию и почетный диплом. В общекомандном рейтинге (655 баллов в сумме) почетное первое место заняла команда Одесской железной дороги.

— И это не удивительно, — с гордостью говорит Николай Иванович. — За почти полуторастолетнюю историю Одесская железная дорога воспитала шесть  Героев Советского Союза, шесть Героев Социалистического Труда, десятки орденоносцев, а также работников, удостоенных звания «Почетный железнодорожник».

Чтобы не стояли поезда «на приколе»

Успехи Одесской железной дороги были бы еще больше, если бы не убытки, которые предприятие несет из-за перевозок льготных пассажиров. За три квартала этого года они составили около 660 млн. грн. Основной причиной убыточности, по мнению руководства, являются высокие эксплуатационные расходы, которые не компенсируются стоимостью проездных документов. Мониторинг пассажиропотока также свидетельствует о том, что количество пассажиров, путешествующих по железной дороге от начальной станции до конечного пункта поездки не превышает 10%. То есть многие пассажиры пользуются услугами поездов дальнего следования как пригородным транспортом. Для того чтобы снизить эксплуатационные расходы и уменьшить убыточность пассажирских перевозок, в IV квартале 2011 г. железнодорожники были вынуждены отменить наиболее убыточные из них: четыре беспересадочных вагона и четыре пассажирских поезда.

— Мы стараемся отменой этих и некоторых других поездов не создавать неудобства для пассажиров, — отметил Николай Луханин. — Надеемся, что пассажиры с пониманием отнесутся к нашим проблемам, а нам легче будет их решать. Было бы неплохо, если бы и руководство областей, по территории которых проходит наша железная дорога, с пониманием относились к нам. Я имею в виду компенсацию железной дороге за перевозки льготников. Тогда бы использовалось больше денежных средств для улучшения работы магистрали, обслуживания пассажиров.

Пополнение парка

Немаловажным фактором в перевозке грузов, пассажиров, обеспечении безопасности движения поездов является состояние подвижного состава — физически изношенных локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов. В настоящее время в этом направлении проделана серьезная работа. По инициативе вице-премьер-министра Украины — министра инфраструктуры Украины Бориса Колесникова Кабинетом Министров Украины утверждено постановление от 01.08.2011 г. № 840 «Об утверждении Программы обновления локомотивного парка железных дорог Украины на 2012 — 2016 годы». Целью Программы является обновление локомотивного парка железных дорог Украины для обеспечения бесперебойных перевозок пассажиров и грузов. В частности, предполагается приобретение 509 единиц новых современных пассажирских и грузовых локомотивов. Активно будет приобретаться тяговый подвижной состав уже с 2012 г., на который запланирована покупка 66 единиц, на 2013 г. — 104 единиц, 2014 г. — 110 единиц, 2015 — 114 и в 2016 г. парк пополнится 115 локомотивами.

— В настоящее время Государственное предприятие «Одесская железная дорога» стоит на пороге коренных реформ, — подводит итог руководитель предприятия. — Правительством Украины утверждены программные документы, реализация которых позволит нам идти вперед. Принята стратегия развития железнодорожного транспорта на период до 2020 года, целевая программа реформирования отрасли, программа электрификации железных дорог Украины на 2011 — 2016 годы. Железная дорога уверенно будет двигаться к намеченным целям.


Александр КРЮЧКОВ,
krolmi@ukr.net

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00