Другие налоги
Тема: НДС, Проверки и ответственность

Камеральные проверки деклараций по НДС

Общие положения

Положениями Налогового кодекса с 01.01.2011 г. упорядочен перечень видов и процедур проведения проверок налогоплательщиков органами ГНС, имеющими право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки (п. 75.1 ст. 75 этого Кодекса).

В соответствии с пп. 75.1.1 указанного пункта камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.

Согласно требованию п. 76.1 ст. 76 этого Кодекса камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие при проведении камеральной проверки не обязательно.

В соответствии с п. 86.2 ст. 86 Налогового кодекса по результатам камеральной проверки при установлении нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 этого Кодекса.

Особенности проведения камеральных проверок деклараций по НДС

Камеральные проверки налоговой отчетности по НДС налогоплательщиков проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления отчетной налоговой декларации в орган ГНС (п. 200.10 ст. 200 Налогового кодекса).

Отличием от проверок отчетности по другим налогам камеральных проверок налоговой отчетности по НДС является то, что данные деклараций сопоставляются с другой информацией, полученной из других источников, а именно: анализируются расхождения, выявленные по результатам электронной обработки (сверки) налоговой отчетности по НДС и обработки данных Единого реестра налоговых накладных, реестров выданных и полученных налоговых накладных, баз таможни по ГТД, в частности:

  • расхождения при заполнении налоговой декларации по НДС: арифметико-логические ошибки при заполнении налоговой декларации по НДС (приложений), данных налоговой декларации по НДС и приложений к ней;
  • расхождения между данными налоговой декларации по НДС и реестром выданных и полученных налоговых накладных;
  • расхождения между данными реестров выданных и полученных налоговых накладных и данными таможенных органов об экспортных и импортных ГТД;
  • расхождения между данными реестра выданных и полученных налоговых накладных и Единого реестра налоговых накладных;
  • расхождения между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом контрагентов (по занижению налоговых обязательств, по завышению налогового кредита) по данным расшифровок;
  • расхождения по результатам сопоставления данных реестров выданных и полученных налоговых накладных контрагентов (в выданных налоговых накладных, в полученных налоговых накладных);
  • расхождения по результатам обработки данных Единого реестра налоговых накладных.

На основании этой информации для налогоплательщиков, которые отчитываются в органы ГНС в электронном виде средствами е-mail, вводится электронный сервис, предусматривающий информирование средствами е-mail о выявленных при электронной сверке налоговых деклараций ошибках, допущенных плательщиками, что позволяет их самостоятельно исправить.

Электронный сервис:

  • позволяет минимизировать субъективное влияние на плательщика и контакты налогового инспектора с налогоплательщиком;
  • создает дополнительный стимул для привлечения плательщиков к представлению отчетности в электронном виде;
  • при выявлении расхождений между данными реестров налоговых накладных плательщику предоставляется 10 дней для исправления ошибок без штрафов (п. 201.6 ст. 201 Налогового кодекса);
  • при установлении других ошибок плательщик имеет право самостоятельно их исправить, уточнить свои налоговые обязательства, что исключит необходимость проведения документальных проверок.

По результатам проведенных камеральных проверок налоговики осуществляют:

  • составление актов, подготовку и направление плательщикам налоговых уведомлений-решений в целях применения согласно п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса штрафных санкций к налогоплательщикам, не представившим в установленные сроки в налоговый орган налоговую отчетность по НДС;
  • составление актов в случае если результаты камеральной проверки налоговой отчетности плательщика свидетельствуют о наличии в такой отчетности ошибок (нарушений);
  • подготовку и направление налоговых уведомлений-решений в случае, если результаты камеральной проверки налоговой отчетности плательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, завышении суммы бюджетного возмещения отрицательного значения суммы НДС (согласно п. 123.1 ст. 123 этого Кодекса);
  • выявление и розыск субъектов хозяйствования, которых необходимо разыскивать, в случае, если плательщику налога невозможно вручить документ (письмо, акт камеральной проверки, налоговое уведомление-решение и т. п.);
  • выявление предприятий группы риска, требующих документальной проверки, то есть формирование заключений о необходимости проведения документальной проверки плательщика по результатам камеральных проверок налоговой отчетности и обработки другой имеющейся в базах данных и отчетной части учетного дела плательщика налоговой информации (обработка результатов Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов, расхождений в реестрах выданных и полученных налоговых накладных контрагентов, данных таможенных органов, информации Единого реестра налоговых накладных и т. п.).