Інші податки

Налогоплательщик может непосредственно влиять на результаты проверки и их реализацию

Реформирование налоговой службы происходит сегодня в плоскости не только изменения структуры налоговых органов, но и налаживания непредвзятых отношений между ревизорами и налогоплательщиками.

Проведение документальной проверки плательщика по вопросам правильности определения им налоговых обязательств в декларациях и отчетах — одна из сложных процедур, результаты которой зависят от многих объективных и субъективных факторов.

Почему так происходит? Бухгалтерские службы налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством каждый день выписывают, принимают, обрабатывают и группируют первичные документы в регистры бухгалтерского учета, по результатам чего составляют определенную законодательством отчетность, в частности финансовую и налоговую.

Чем больше объем финансово-хозяйственных операций плательщика, тем больше объемы документации и, как следствие, больше количество работников такой службы.

Ревизор, который приходит на проверку плательщика, в короткий срок, определенный законодательством, обязан ознакомиться со спецификой деятельности субъекта хозяйствования, ведения бухгалтерского учета и т. п., и только после этого приступить к исследованию правильности задекларированных показателей налоговой отчетности.

Именно в данной ситуации ревизор нуждается в помощи должностных лиц налогоплательщика, в том числе по вопросам правильного определения фактических видов деятельности налогоплательщика, производственных и других процессов хозяйственной деятельности, получения от плательщика соответствующих бухгалтерских, первичных и других документов и т. п.

Как свидетельствует практика, при проведении проверок иногда возникают спорные ситуации по поводу правильности налогообложения определенных видов хозяйственных операций налогоплательщиком. Причиной этого могут быть как действия, так и бездеятельность должностных лиц налогоплательщика или ревизора налогового органа.

Следует подчеркнуть, что именно при проведении проверки должны быть урегулированы все спорные вопросы путем предоставления плательщиком соответствующих объяснений и их документального подтверждения проводящему проверку ревизору. Это в дальнейшем позволит избежать процедуры представления возражений к акту проверки или прохождения административного или судебного обжалования принятых налоговых уведомлений-решений.

Поэтому налогоплательщик в случае несогласия с определенными выводами ревизора еще до окончания проверки должен уведомить его о спорной ситуации и требовать от налогового органа проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в его пользу.

При этом процедура решения спорных вопросов при проведении проверки предусмотрена Методическими рекомендациями № 213.

Эти вопросы до завершения проверки выносятся ревизором на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах ГНС, в состав которых входят специалисты структурных подразделений, наделенные функциями осуществления налогового контроля, администрирования налогов и сборов, рассмотрения жалоб налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения органов ГНС и сопровождения дел в судах. Выводы комиссии в обязательном порядке учитываются при составлении акта проверки.

Вместе с тем бывают случаи, когда при проведении проверок работники контролирующих органов, по мнению налогоплательщика, не учитывают документы, предоставленные им к проверке. В таком случае Налоговым кодексом предусмотрено право плательщика направить письмом с уведомлением о вручении или предоставить непосредственно в контролирующий орган копии таких документов для их изучения и учета.

Дальнейшая процедура исследования документов зависит от даты поступления не учтенных проверкой документов в орган ГНС, а именно:

если документы предоставлены меньше чем за три дня до дня ее завершения, то проведение проверки продлевается на срок, определенный ст. 82 Налогового кодекса (крупные налогоплательщики — 10 рабочих дней, субъекты малого предпринимательства — не более чем на два рабочих дня, другие налогоплательщики — не более чем на пять рабочих дней);

если документы предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения плательщиком акта проверки, то налоговое уведомление-решение не принимается, а назначается внеплановая документальная проверка.

В соответствии со ст. 86 Налогового кодекса результаты документальных проверок оформляются в форме акта или справки. При установлении по результатам проверки нарушений составляется акт, а если такие нарушения отсутствуют — справка.

Акт (справка) составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, регистрируется в органе государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней после завершения проверки и вручается плательщику с соблюдением процедуры, предусмотренной для документальных выездных проверок п. 86.3 ст. 86 Налогового кодекса и документальных невыездных проверок — п. 86.4 ст. 86 этого Кодекса.

Если налогоплательщик не согласен с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, он имеет право представить свои возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормами Налогового кодекса срок представления возражений продлен с трех до пяти рабочих дней, при этом отсчет начинается именно со дня получения акта проверки, а не со следующего дня.

При представлении возражений к акту проверки необходимо обратить внимание на налоговый орган, работники которого проводили проверку. Если проверку осуществляли работники органа ГНС другого, нежели орган ГНС, где состоит на учете налогоплательщик, то в данном случае возражения должны представляться в орган ГНС по основному месту учета налогоплательщика.

Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия налогоплательщика в рассмотрении возражений, о чем он должен указать в тексте возражений. При этом налоговый орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения их рассмотрения.

Возражения рассматриваются налоговым органом в течение пяти рабочих дней, наступающих за днем их получения, и налогоплательщику направляется ответ.

Дальнейшая реализация материалов проверки предусматривает вынесение налогового уведомления-решения, которое принимается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, а при наличии возражений налогоплательщика — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Кроме того, Налоговым кодексом решена существующая до 1 января 2011 г. проблема дальнейшей реализации материалов проверок в случаях, когда по их результатам установлено завышение убытков или отрицательного значения НДС, а именно предусмотрено направление налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений-решений.

Налоговым кодексом также предусмотрено принятие налоговых уведомлений-решений не только в случае увеличения налоговым органом налоговых обязательств плательщика, но и в случае их уменьшения, что будет способствовать применению одинакового подхода при выявлении ошибок в налоговой отчетности плательщика.

Вместе с тем как при установлении нарушений налогового законодательства, так и при нарушениях другого (неналогового) законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы, действует единый порядок и сроки направления налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений и их обжалования.

Так, приказом № 985 разработаны новые формы налоговых уведомлений-решений и порядок их направления налогоплательщикам.

Предельный срок уплаты сумм, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, приходится на 10 календарный день с даты получения этого налогового уведомления-решения плательщиком.

При этом после вручения налогового уведомления-решения налогоплательщик вправе обжаловать его в административном или судебном порядке.

Административное обжалование осуществляется в порядке, установленном ст. 56 Налогового кодекса и Положением № 1001.

В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за рамки полномочий контролирующего органа, установленных Налоговым кодексом или другими законами Украины, он вправе обратиться в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.

Следует отметить, что порядок административного обжалования не распространяется на приказы о проведении проверки (как решения органа ГНС). Приказ — это правовой акт, который издается на основании и во исполнение действующих законов, указов, правительственных постановлений и распоряжений, приказов, положений и инструкций органов высшего уровня. Приказ является актом внутреннего управления, действие которого не выходит за рамки определенной отрасли конкретного предприятия, объединения, учреждения. То есть приказ руководителя органа ГНС — это управленческое решение, не подпадающее под определение какого-либо другого решения в понимании ст. 56 Налогового кодекса и не подлежащее административному обжалованию в установленном этой статьей Кодекса и Положением № 1001 порядке.

Подытоживая вышеизложенное, предлагаем налогоплательщикам при проведении проверок в полной мере использовать предусмотренные Налоговым кодексом права и вместе с налоговым органом обеспечивать своевременное согласование позиций по вопросам налогообложения тех или иных хозяйственных операций.

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00