Налог на имущество

Плата за землю

Освобождаются ли от представления налоговых деклараций по плате за землю юридические лица, имеющие право на льготы по уплате земельного налога или земельные участки, не подлежащие налогообложению на основании ст. 283 Налогового кодекса?

В соответствии с п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 этого Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право представлять ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, освобождающую его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным (п. 286.3 ст. 286 Кодекса).

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются, в частности, собственники земельных участков и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

В соответствии с п. 30.1 ст. 30 вышеуказанного Кодекса налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Статьей 282 этого Кодекса определены категории юридических лиц, освобождающиеся от уплаты земельного налога, а ст. 283 Налогового кодекса — виды земельных участков, не подлежащие налогообложению.

Нормами этого Кодекса не предусмотрено освобождение от обязанности представления налоговых деклараций за земельные участки, с которых земельный налог не взимается из-за применения налоговых льгот.

Таким образом, юридические лица, имеющие право на льготы по уплате земельного налога или земельные участки, не подлежащие налогообложению, не освобождаются от обязанности представления налоговых деклараций за земельные участки, с которых земельный налог не взимается из-за применения налоговых льгот.

Является ли плательщиком земельного налога юридическое лицо — плательщик единого налога, являющееся собственником земельного участка, при передаче его в аренду?

Статьями 269 и 270 Налогового кодекса определено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Подпунктом 4 п. 297.1 ст. 297 Кодекса определено, что плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не использующиеся ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и осуществляющаяся таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через какое-либо другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Таким образом, юридическое лицо — собственник земельного участка, являющееся плательщиком единого налога, при передаче в аренду этого земельного участка другому субъекту хозяйствования не является плательщиком земельного налога, поскольку земельный участок используется плательщиком единого налога в хозяйственной деятельности с целью получения дохода.

Какой коэффициент индексации нормативной денежной оценки земли применяется в 2012 г. при исчислении платы за землю?

Пунктом 289.3 ст. 289 Налогового кодекса определено, что центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации не позднее 15 января текущего года обеспечивают информирование центрального органа ГНС и собственников земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель.

Во исполнение вышеуказанного пункта Кодекса Госземагентство Украины письмом № 355/22/6-12 сообщило ГНС Украины об индексации нормативной денежной оценки земель в 2012 г., в частности:

нормативную денежную оценку земель за 2011 г. по состоянию на 01.01.2012 г. следует индексировать на коэффициент индексации, равной 1,0, рассчитанный в соответствии с п. 289.2 ст. 289 Налогового кодекса исходя из индекса потребительских цен за 2011 г., — 104,6%.

В 2012 г. нормативная денежная оценка земель населенных пунктов, проведенная по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., земель сельскохозяйственного назначения, проведенная по состоянию на 01.07.95 г., и земель несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов (кроме земель под торфяниками, предоставленными предприятиям торфодобывающей промышленности, земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и лесных земель), проведенная по состоянию на 01.01.97 г., подлежит индексации по состоянию на 01.01.2012 г. на коэффициент 3,2, определяющийся исходя из произведения коэффициентов индексации за: 1996 г. — 1,703, 1997 г. — 1,059, 1998 г. — 1,006, 1999 г. — 1,127, 2000 г. — 1,182, 2001 г. — 1,02, 2005 г. — 1,035, 2007 г. — 1,028, 2008 г. — 1,152, 2009 г. — 1,059, 2010 г. — 1,0, 2011 г. — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель под торфяниками, предоставленными предприятиям торфодобывающей промышленности, земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и лесных земель за пределами населенных пунктов, проведенная по состоянию на 01.01.97 г., индексируется по состоянию на 01.01.2012 г. на коэффициент 1,879, определяющийся исходя из произведения коэффициентов индексации за: 1997 г. — 1,059, 1998 г. — 1,006, 1999 г. — 1,127, 2000 г. — 1,182, 2001 г. — 1,02, 2005 г. — 1,035, 2007 г. — 1,028, 2008 г. — 1,152, 2009 г. — 1,059, 2010 г. — 1,0, 2011 г. — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения, проведенная в 2006 г. в соответствии с Порядком № 19/16/22/11/17/12, подлежит индексации по состоянию на 01.01.2012 г. на коэффициент 1,254, определяемый исходя из произведения коэффициентов индексации за: 2007 г. — 1,028, 2008 г. — 1,152, 2009 г. — 1,059, 2010 г. — 1,0, 2011 г. — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель за 2002 — 2004 гг. и 2006 г. не индексировалась.