Статьи

Социально-экономический строй и налоги первых рабовладельческих государств (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11/2012)

Одним из выдающихся и известных царей Вавилонии II тыс. до н. э.  был Навуходоносор І. Его дарственная грамота родовому вождю дает четкое представление об общественном укладе Вавилонии. Так, население этой страны должно было уплачивать многочисленные налоги и исполнять повинности. В их число входили натуральные поборы как в пользу царя, так и областного наместника, а также на содержание отрядов конницы во время их постоя, дорожные и мостовые повинности. Существовали налоги и в поддержку оросительной системы. Их взимали специальные сборщики, а также «царские слуги каналов и суши», во главе которых стоял «глашатай» — глава управления налогов.

Царскую землю раздавали большими наделами представителям знати, от которой царь полностью зависел. Некоторым из них иногда удавалось освобождать свои владения от налогов и повинностей.

В целях недопущения недовольства народа вавилонские правители пытались остановить рост ростовщичества и закабаления в рабство свободных людей.
К тому же дальнейшее развитие долгового рабства приводило к уменьшению количества населения, уплачивавшего налоги, и численности ополчения, состоявшего только из свободных земледельцев. Как известно, рабы не имели никаких гражданских прав, поэтому не уплачивали налоги и не несли воинскую службу. Царь Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н. э.) пытался закрепить общественный порядок, при котором ведущую роль должны были играть средние и мелкие рабовладельцы. Второй год его царствования стал годом, когда было «установлено право в стране».

Законы были увековечены на большом черном базальтовом столбе, сверху на котором было изображение царя перед богом Солнца — покровителем суда. Под ним были размещены надписи собственно законов — всего 282 статьи. Они содержали довольно широкий ряд норм, которыми руководствовались граждане Вавилона в своей жизни. Эти нормы получили название «Законы царя Хаммурапи» и считаются одними из самых первых памятников правовой и экономической мысли в древне-восточном обществе.

В V в. до н. э.  известный греческий историк Геродот во время путешествия посетил Египет и Вавилон. В своих научных трудах он писал, что египетские фараоны распределяли между египтянами небольшие «четырехугольные» наделы земли при условии выплаты годового поземельного налога.

Египетские воины за несение воинской службы получали земельные участки площадью 3,28 га и были освобождены от поземельного налога. Кроме воинов определенными льготами в налогообложении пользовались и жрецы, получавшие еще и от населения на храм продукты потребления.

В привилегированном положении были и египетские торговцы. Так, Геродот рассказывает о ввозе в Грецию египетского полотна и в Египет — вина. Торговые пути пролегали как по морю, так и по суше. Египетская власть взимала десятину «с золота, серебра, с дерева, с деревянных изделий, со всякого товара, попадавшего из моря греческого».

В период персидского завоевания заметно возросло денежное обращение внутри страны. Сотни «талантов» (денежная единица) уплачивал Египет в казну Персии в счет общегосударственного налога, а для персидских войск собирали натуральный налог, уплачиваемый хлебом.

Значительные налоги в пользу Персии уплачивал и Вавилон. В это время здесь уже была заложена основа для развития откупной системы для взимания налогов.

Земли Вавилонии были собственностью частных лиц («владения руки») или государства (царя). На царской (государственной) земле выделялись наделы тем держателям, которые должны были поставлять воинов — «земля лука». В частной собственности были земли граждан привилегированных городов и членов царской администрации.

Простые земледельцы жили общинами, уплачивали налоги, отбывали повинности и часто зависели от крупных собственников.

Персидские завоеватели ввели чрезвычайно тяжелые налоги. Вавилонское население, насчитывавшее не более 3 млн. человек, ежегодно уплачивало в персидскую казну около 1000 «талантов» (почти 30 т) серебра, это приблизительно по 10 г серебра на душу. Однако граждане привилегированных городов общегосударственные налоги не уплачивали, что в свою очередь приводило к усилению налогового бремени для сельского населения. А если налоги собирали откупщики, то и размер налогов фактически увеличивался, поскольку часть собранного оседала в их карманах. Принимая во внимание то, что средняя семья состояла из 4 — 6 человек, можно прийти к выводу, что каждая семья ежегодно уплачивала по 50, а то и по 100 г серебра, что было равно половине стоимости раба или стоимости довольно большого надела поля.

Значительные привилегии имели отдельные крупные города, которые содержали собственное войско. Храмы также были экономически независимы от царской власти, которая постепенно начала приходить в упадок.

В конце XII в. до н. э.  страну охватил глубокий экономический и политический кризис, обусловивший бесконечную борьбу за престол различных претендентов. Тогда же отдельные рабовладельческие города закрепили за собой политическую и экономическую независимость от центра.

В начале І тыс. до н. э.  на окраинах Вавилона поселяются племена халдеев, и с этих пор Вавилония становится объектом постоянных внешних вторжений, главным образом со стороны Ассирии.

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00