Новости
Тема: Прочее

Особенности обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Плательщики сбора

Статьей 1 Закона № 587 установлено, что плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчинения, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво.

При этом производители алкогольных напитков и пива являются плательщиками сбора только при условии реализации ими этой продукции в розничной торговле непосредственно потребителям. При поставке ими такой продукции собственного производства субъектам оптовой и розничной торговли они не являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

При реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации) плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства являются субъекты предпринимательской деятельности (кроме производителей-комитентов при осуществлении ими оптовой торговли алкогольных напитков и пива собственного производства), получающие на свой счет денежные средства или другие виды компенсации за продажу этой продукции (ст. 1 Закона № 587).

 В соответствии со ст. 15 Закона № 481 субъекты хозяйствования осуществляют реализацию алкогольных напитков при условии обязательного получения лицензии на право оптовой или розничной торговли, то есть являются субъектами оптово-розничной торговой сети и плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Реализация пива осуществляется без выдачи лицензии.

Объекты налогообложения

Статьей 2 Закона № 587 определено, что объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплату в денежной форме.

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является налогом с оборота реализованного товара, начисляется и уплачивается плательщиками сбора на всех этапах реализации алкогольных напитков и пива, исходя из такого оборота (ст. 2 Закона № 587).

Учитывая то, что производители алкогольных напитков и пива являются плательщиками сбора только при условии реализации ими этой продукции в розничной торговле непосредственно потребителям, то сбором облагается выручка, полученная производителями только от реализации в розничной торговле. Выручка, полученная производителями от реализации изготовленных ими алкогольных напитков и пива субъектам оптовой и розничной торговли, не является объектом обложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (ст. 1 Закона № 587).

Налоговое обязательство

У субъекта хозяйствования, реализующего алкогольные напитки и пиво в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания, возникает налоговое обязательство по уплате сбора при реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, осуществлении торгового оборота и получении выручки или других видов компенсации за продажу алкогольных напитков и пива на всех этапах реализации (статьи 1, 2 Закона № 587).

При этом у производителя алкогольных напитков и пива не возникает налоговое обязательство при реализации им продукции собственного производства субъектам, осуществляющим деятельность по оптовой и розничной торговле (ст. 1 Закона № 587).

У субъекта хозяйствования, реализующего алкогольные напитки и пиво в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания по договору комиссии (кроме производителей-комитентов при осуществлении ими оптовой торговли алкогольными напитками и пивом собственного производства), налоговое обязательство возникает при осуществлении оборота от реализации и получении денежных средств на свой счет или других видов компенсации за продажу этой продукции (статьи 1, 2 Закона № 587).

В соответствии с п. 1 Порядка взимания сбора и использования денежных средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденного постановлением № 587, при возникновении налогового обязательства плательщики сбора в расчете суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, предсставляемом в орган ГНС, указывают сумму налогового обязательства, подлежащую уплате в бюджет в течение десяти календарных дней, следующих за последним днем предельного срока после представления такого расчета.

Ставка сбора

Законом № 3609 (вступил в силу 06.08.2011 г.) внесены изменения, в частности, в ст. 3 Закона № 587, которыми установлена ставка сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в размере 1,5%.

При этом п. 1 раздела ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 3609 установлено, что нормы п. 8 раздела I Закона № 3609 об изменениях в ст. 3 Закона № 587 вступают в силу 01.08.2011 г.

Несмотря на определенную Законом № 3609 дату вступления в силу ставки сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в размере 1,5%, фактически эта ставка начала действовать только с 06.08.2011 г., то есть с момента вступления в силу Закона № 3609.

Следовательно, плательщики исчисляют сумму налоговых обязательств по уплате сбора в Расчете суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, форма которого утверждена приказом № 671, с учетом нового размера ставки сбора и срока вступления его в действие.

При этом плательщики сбора, осуществлявшие обороты по реализации алкогольных напитков и пива в период с 1 августа до 6 августа 2011 г., исчисляют сумму налоговых обязательств по ставке сбора в размере 1%.