Новости
Тема: Плата за землю

Изменение размера арендной платы за земельный участок

Вопросы налогообложения регулируются Налоговым кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения о внесении изменений в этот Кодекс и/или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

Положения Налогового кодекса регулируют отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяют исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса плата за землю — это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Как установлено пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. При этом указано, что далее в разделе XIII слова «арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности» определяются как «арендная плата».

Взимание платы за землю осуществляется в соответствии с положениями раздела ХІІІ Налогового кодекса.

Пунктом 288.1 ст. 288 Налогового кодекса определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка, объектом налогообложения — земельный участок, предоставленный в аренду (п. 288.2 ст. 288 Кодекса).

В соответствии с п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХІІІ Кодекса;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХІІІ Кодекса.

Вместе с тем ст. 271 Налогового кодекса определено, что базой налогообложения платы за землю является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разделом ХІІІ Налогового кодекса, а в случае если нормативная денежная оценка не проведена — площадь земельных участков.

Согласно пп. 14.1.125 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса нормативная денежная оценка земельных участков для целей раздела XIII Налогового кодекса — капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Правовые принципы проведения оценки земель в Украине определены Законом об оценке земель, в соответствии с абзацем пятым ст. 5 которого нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Субъектами оценочной деятельности в сфере оценки земель являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере оценки земель, а также юридические и физические лица, заинтересованные в проведении оценки земельных участков (ст. 7 вышеуказанного Закона).

Основанием для проведения оценки земель является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ст. 15 этого Закона).

Согласно ст. 18 Закона об оценке земель нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже одного раза в 5 — 7 лет.

В соответствии со ст. 23 этого Закона техническая документация по нормативной денежной оценке земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым и городским советом. Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается соответствующим органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Решения совета нормативно-правового характера согласно п. 5 ст. 59 Закона о местном самоуправлении вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом об аренде земли, другими законами Украины и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды.

Право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации этих прав и удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом (статьи 125, 126 Земельного кодекса).

Договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства (ст. 13 Закона об аренде земли).

 В соответствии со ст. 14 этого Закона договор аренды земли составляется в письменном виде, и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально.

Статьей 654 Гражданского кодекса установлено, что изменение или расторжение договора осуществляется в такой же форме, что и изменяемый или расторгаемый договор, если иное не установлено договором или законом либо не вытекает из обычаев делового оборота.

Существенные условия договора аренды земли определены ст. 15 Закона об аренде земли, одним из которых является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Порядок изменения арендной платы установлен ст. 23 этого Закона, в соответствии с которой по согласию сторон арендная плата пересматривается за земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц.

Типовой договор аренды земли утвержден постановлением № 220. Формы расчета размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности, денежная оценка которых не проведена, и за земельные участки государственной или коммунальной собственности, денежная оценка которых проведена, утверждены постановлением № 1724.

Пунктом 9 Типового договора аренды земли установлено, что размер арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности вносится в денежной форме и указывается в процентах нормативной денежной оценки земельного участка или размера земельного налога.

Размер арендной платы за землю пересматривается при изменении условий хозяйствования, предусмотренных договором, изменении размеров земельного налога, повышении цен и тарифов, изменении коэффициентов индексации, определенных законодательством, ухудшении состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено документами, в других случаях, предусмотренных законом (п. 13 Типового договора аренды).

Пунктом 286.2 ст. 286 Налогового кодекса определено, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года представляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

Следовательно, при изменении нормативной денежной оценки земли, являющейся базой налогообложения для платы за землю, изменяется годовая сумма налогового обязательства по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Поэтому если в населенном пункте решением совета введена новая нормативная денежная оценка земли и в установленном порядке она обнародована, плательщики самостоятельно должны обратиться в соответствующий орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов для получения справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, пересчитать сумму налогового обязательства по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности и представить указанную справку с налоговой отчетностью в налоговый орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.