Новости
Тема: Прочее

Предоставление налоговых льгот по туристическому сбору

Статьей 10 Налогового кодекса определено, что туристический сбор относится к местным налогам и сборам.

В соответствии с п. 10.4 ст. 10 указанного Кодекса местные советы в рамках полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы о введении сбора.

Согласно пп. 12.3.2 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса при принятии решения об установлении сбора обязательно определяются объект налогообложения, плательщики сбора, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, приведенные в ст. 7 этого Кодекса, с соблюдением критериев, установленных ст. 268 Кодекса. При установлении сбора можно предусматривать налоговые льготы и порядок их применения (п. 7.2 ст. 7 Налогового кодекса).

Следует отметить, что не разрешается сельским, поселковым и городским советам устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов (пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Кодекса).

Статьей 268 Налогового кодекса определено, что плательщиками сбора являются граждане Украины, иностранцы, а также лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового или городского совета об установлении сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством оставить место пребывания в указанный срок.

Взимание сбора может осуществляться (согласно решению сельского, поселкового или городского совета) налоговыми агентами:

  • администрациями гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и другими заведениями гостиничного типа, санаторно-курортными учреждениями;
  • квартирно-посредническими организациями, направляющими неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на правах собственности или на праве пользования по договору найма;
  • юридическими лицами или физическими лицами — предпринимателями, уполномоченными сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Особенностью взимания сбора является указание налоговыми агентами суммы уплаченного сбора отдельной строкой в счете (квитанции) на проживание при предоставлении услуг, связанных с временным проживанием (ночевкой).

Плательщиками сбора не могут быть лица, которые:

  • постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;
  • лица, прибывшие в командировку;
  • инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
  • ветераны войны;
  • участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • лица, прибывшие по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию Минздрава Украины;
  • дети в возрасте до 18 лет;
  • детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные учреждения.

В соответствии с п. 30.1 ст. 30 Налогового кодекса налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налогов и сборов, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Таким образом, поскольку органы местного самоуправления решают вопросы о введении туристического сбора, то при установлении местными советами туристического сбора налоговые льготы и порядок их применения можно предусматривать только для определенной категории плательщиков сбора. При этом не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки по взиманию туристического сбора для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты такого сбора.