Другие налоги
Тема: Проверки и ответственность

Особенности применения регистраторов расчетных операций

Статьей 75 Налогового кодекса установлено, что органы ГНС имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки.

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка проводится органом ГНС относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения денежной наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с законом, лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства, касающегося заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

До введения в действие положений, касающихся упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, не проводится фактическая проверка физического лица — предпринимателя, не зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость, и юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, что предусматривает включение НДС в состав единого налога.

Статьей 80 Налогового кодекса определен порядок проведения фактической проверки.

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица). Она может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • в случае если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о производстве и обороте подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей согласно закону, патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, и возникает необходимость проверки таких фактов;
  •  в случае получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на органы ГНС, в частности относительно осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей согласно закону, патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на органы ГНС, производства и оборота подакцизных товаров;
  • в случае письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • в случае непредставления субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО, РК и КУРО, представление их с нулевыми показателями;
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и целевого использования спирта налогоплательщиками, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • в случае выявления по результатам предварительной проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса, а именно: регулирования обращения денежной наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей согласно закону, лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства, касающегося заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами);
  • в случае получения в установленном законодательством порядке информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Фактическая проверка, проводимая при выявлении по результатам предварительной проверки нарушения законодательства по вопросам, определенным в пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса, для контроля относительно прекращения такого нарушения может быть проведена одноразово в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предварительной проверки.

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами органов ГНС на основании пп. 20.1.9 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса может быть проведена контрольная расчетная операция.

Во время проведения фактической проверки в части соблюдения работодателем законодательства, касающегося заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами), в том числе теми, которым установлен испытательный срок, проверяется наличие надлежащего оформления трудовых отношений, выясняются вопросы по ведению учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, сведения об оплате труда работника. Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, осуществляющим трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие личность, или другие документы, позволяющие его идентифицировать (служебное удостоверение, водительское удостоверение, санитарная книжка и т. п.).

Фактическая проверка проводится двумя и больше должностными лицами органа ГНС в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции.

Во время проведения проверки должностными лицами, осуществляющими такую проверку, может проводиться хронометраж хозяйственных операций. По результатам хронометража составляется справка, которая подписывается должностными лицами органа ГНС и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими хозяйственные операции.

Сроки проведения фактической проверки установлены ст. 82 Налогового кодекса, п. 82.3 которой определено, что продолжительность проверок не должна превышать 10 суток.

Продление срока таких проверок осуществляется по решению руководителя органа ГНС не более чем на 5 суток.

Основаниями для продления срока проверки являются:

  • заявление субъекта хозяйствования (при необходимости представление им документов, касающихся вопросов проверки);
  • посменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Условия и порядок допуска должностных лиц органов ГНС к проведению документальных выездных и фактических проверок предусмотрены ст. 81 Налогового кодекса.

Должностные лица органа ГНС имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных Налоговым кодексом, и при условии предъявления или направления в случаях, установленных этим Кодексом, следующих документов:

  • направление на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование органа ГНС, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (Ф. И. О. проверяемого физического лица — налогоплательщика), цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае является действительным при наличии подписи руководителя органа ГНС или его заместителя, скрепленной печатью органа ГНС;
  • копии приказа о проведении проверки;
  • служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Непредъявление или ненаправление в случаях, определенных Налоговым кодексом, налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, фактически проводящим расчетные операции) этих документов либо предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных п. 81.1 ст. 81 этого Кодекса, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки.

Отказ налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей либо лиц, фактически осуществляющих расчетные операции) от допуска к проверке по другим основаниям, нежели определены выше, не разрешается.

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (служебным) лицам налогоплательщика (его представителям либо лицам, фактически осуществляющим расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием Ф. И. О., должности, даты и времени ознакомления.

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей либо лиц, фактически осуществляющих расчетные операции) расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами органа ГНС составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей либо лиц, фактически осуществляющих расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц органа ГНС к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа.

Во время проведения проверок должностные (служебные) лица органов государственной службы должны действовать в рамках полномочий, определенных Налоговым кодексом.

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц и физические лица — налогоплательщики во время проверки, проводимой органами ГНС, обязаны выполнять требования органов ГНС относительно устранения выявленных нарушений законов о налогообложении и подписать акт (справку) о проведении проверки и имеют право предоставить возражение на этот акт (справку).

Порядок оформления результатов фактической проверки установлен ст. 86 этого Кодекса, согласно п. 86.5 которой акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органов ГНС, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня по окончании проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии).

Подписание акта (справки) таких проверок лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (при наличии) и должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, осуществляется по месту проведения проверки или в помещении органа ГНС.

В случае отказа налогоплательщика, его законных представителей либо лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта (справки), должностными лицами органа ГНС составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов налогового органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или отправляется налогоплательщику, его законному представителю либо лицу, осуществлявшему расчетные операции.

 В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) проверки или невозможности его вручения по любым причинам налогоплательщику или его законным представителям либо лицу, осуществлявшему расчетные операции, такой акт или справка отправляется налогоплательщику в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений. В этом случае органом ГНС составляется соответствующий акт или делается отметка в акте либо справке о результатах проверки.

Отказ налогоплательщика, его законных представителей либо лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства.

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки либо фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в течение 5 рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются органом ГНС в течение 5 рабочих дней, следующих за днем их получения (днем окончания проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику отправляется ответ в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях.

В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, орган ГНС обязан уведомить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление отправляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Участие руководителя соответствующего органа ГНС (или уполномоченного им представителя) в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем органа ГНС (или его заместителем) с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (при их наличии). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать во время принятия такого решения.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном ст. 58 Налогового кодекса, для отправления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки принимается с учетом вывода о результатах рассмотрения возражений к акту проверки — в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (отправления) письменного ответа налогоплательщику.