Другие налоги
Тема: Администрирование налогов, РРО. Наличное обращение

Рассмотрение жалоб налогоплательщиков по вопросам соблюдения требований Закона об РРО, норм по регулированию обращения денежной наличности

Пример 1
Субъект хозяйствования — физическое лицопредприниматель просит отменить налоговое уведомление-решение ГНИ о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение требований Закона об РРО, поскольку считает, что налоговое уведомление-решение не соответствует требованиям действующего законодательства.

Суть дела. Фактической проверкой установлено нарушение п. 12 ст. 3 Закона об РРО, а именно: осуществление реализации товаров, не учтенных в установленном порядке (в наличии товары согласно накладным, которые в Книге учета доходов и расходов предпринимателя не учтены). Проверка проведена в присутствии представителя физического лицапредпринимателя, который с актом проверки ознакомлен, один экземпляр акта проверки получил.

Извлечение из решения. Согласно ст. 6 Закона об РРО учет товарных запасов физическим лицом — предпринимателем ведется в порядке, определенном действующим законодательством. В соответствии с п. 12 ст. 3 этого Закона субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только товаров, отраженных в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые согласно законодательству облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг).

К субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров, которые не учтены по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не меньше 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 20 Закона об РРО).

ГНИ налоговым уведомлением-решением применены к предпринимателю штрафные (финансовые) санкции за осуществление реализации товаров, не учтенных в установленном порядке. По результатам рассмотрения жалобы решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалоба — без удовлетворения.

Пример 2
Субъект предпринимательской деятельностифизическое лицо просит отменить налоговое уведомление-решение МГНИ, ссылаясь на неправомерность применения штрафных (финансовых) санкций и незаконность проведения проверки, поскольку считает, что за нарушения, указанные в акте проверки, применяется финансовая санкция согласно Закону об РРО.

Суть дела. Фактической проверкой установлено несоответствие суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете регистратора расчетных операций (п. 13 ст. 3 Закона об РРО); необеспечение ежедневного печатания фискального отчетного чека (п. 9 ст. 3 Закона об РРО); проведение расчетных операций через регистратор расчетных операций без использования режима предварительного программирования цены товара (п. 11 ст. 3 Закона об РРО); осуществление реализации товаров, не учтенных в установленном порядке (п. 12 ст. 3 Закона об РРО). Проверка проведена в присутствии субъекта предпринимательской деятельностифизического лица, который с актом проверки ознакомлен, один экземпляр акта проверки получил.

Извлечение из решения. Согласно п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса органы ГНС имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки. В соответствии с пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 этого Кодекса фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка проводится органом ГНС относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Общие требования к порядку организации и проведения фактических проверок предусмотрены нормами ст. 80 Налогового кодекса. Так, фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 80.2 ст. 80 этого Кодекса. В приказе указываются обязательные реквизиты, предусмотренные для направления на проведение проверки согласно п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса. Такой приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (представлением перечня) его хозяйственных объектов (при наличии), подлежащих проверке, с указанием должностей и фамилий должностных лиц, которые будут проводить проверку. Вместе с тем следует отметить, что в отличие от приказа о проведении проверки, направление с указанием реквизитов, предусмотренных абзацем первым п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса, составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, подлежащему проверке согласно приказу, а также отдельно на каждого проверяющего. Непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам или лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления на проведение проверки или предъявление направления, оформленного с нарушением требований, установленных абзацем первым п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса, является основанием для недопущения должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению документальной выездной или фактической проверки (абзац пятый п. 81.1 ст. 81 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны: согласно п. 9 ст. 3 Закона об РРО — ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций; согласно п. 11 ст. 3 Закона об РРО — проводить расчетные операции через РРО с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества; согласно п. 12 ст. 3 Закона об РРО — вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только товаров, отраженных в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые согласно законодательству облагаются налогом по правилам, не предусматривающим ведения учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг); согласно п. 13 ст. 3 Закона об РРО — обеспечивать соответствие сумм наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете регистратора расчетных операций, а при использовании расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня. В соответствии со ст. 6 Закона об РРО учет товарных запасов физическим лицом — предпринимателем ведется в порядке, определенном действующим законодательством.

Пунктом 177.10 ст. 177 Налогового кодекса установлено, что физические лица — предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО за нарушения требований этого Закона к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС Украины применяются финансовые санкции.

При установлении в течение календарного года в ходе проверки факта: проведения расчетных операций с использованием регистраторов расчетных операций или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); непроведения расчетных операций через регистраторы расчетных операций с фискальным режимом работы; несоответствия суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете, а в случае использования расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня; нераспечатки соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, или проведения ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования, совершенного впервые, — 1 грн.

В случае невыполнения ежедневной распечатки фискального отчетного чека или его несохранения к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС Украины применяются финансовые санкции в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (п. 4 ст. 17 Закона об РРО).

При проведении расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС Украины применяются финансовые санкции в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (п. 6 ст. 17 Закона об РРО).

К субъектам хозяйствования, осуществляющим реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров, которые не учтены по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не меньше 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 20 Закона об РРО).

МГНИ налоговым уведомлением-решением применены к предпринимателю штрафные (финансовые) санкции за: необеспечение соответствия суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете; невыполнение ежедневной распечатки фискального отчетного чека; проведение расчетных операций через регистратор расчетных операций без использования режима предварительного программирования цены товара; осуществление реализации товаров, не учтенных в установленном порядке. По результатам рассмотрения жалобы решение МГНИ было оставлено без изменений, а жалоба — без удовлетворения.

Пример 3
Общество с ограниченной ответственностью просит отменить налоговое уведомление-решение ГНИ о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение норм по регулированию обращения денежной наличности, поскольку считает, что наличные денежные средства оприходованы надлежащим образом и своевременно.

Суть дела. Фактической проверкой установлено несвоевременное оприходование наличных денежных средств (не осуществлен учет наличных денежных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискального отчетного чека РРО). Проверкой установлено нарушение п. 2.6 главы 2 Положения № 637.

Извлечение из решения. В п. 1.2 главы 1 Положения № 637 указано, что оприходованием наличных денежных средств является проведение предприятиями и предпринимателями учета денежной наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций. Согласно п. 2.6 главы 2 Положения № 637 при проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличных денежных средств является ведение учета указанных наличных денежных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК). Оприходуемые суммы денежной наличности должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

Согласно ст. 1 Указа № 436 к субъектам предпринимательской деятельности применяются штрафные (финансовые) санкции, в частности за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах денежной наличности,в пятикратном размере неоприходованной суммы. В соответствии со ст. 2 этого Указа штрафные санкции применяются к лицам, указанным в ст. 1 Указа, органами ГНС Украины на основании материалов проведенных ими проверок и представлений государственной контрольно-ревизионной службы, финансовых органов и органов МВД Украины в установленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения органами ГНС таких представлений. Исходя из ст. 3 Указа № 436 контроль за соблюдением лицами, указанными в ст. 1 этого Указа (кроме банков), норм по регулированию обращения денежной наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, осуществляют органы ГНС.

ГНИ налоговым уведомлением-решением к обществу с ограниченной ответственностью применены штрафные (финансовые) санкции за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассе денежной наличности. По результатам рассмотрения жалобы решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалоба — без удовлетворения.