Юридическая практика

Мы стремимся оперативно выявлять зоны риска и своевременно обезвреживать их

Анатолий Радченко — директор Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНС УкраиныОб эффективности законодательных инициатив, экспериментальных шагах и нововведениях, направленных на легализацию производства и оборота ликеро-водочной и табачной продукции, рассказывает директор Департамента контроля за производством и оборотом  спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНС Украины Анатолий РАДЧЕНКО.


Эффективность совместных мероприятий

Только в течение этого года налоговиками в ходе проведения проверок субъектов хозяйствования зафиксировано 7094 нарушения действующего законодательства. В частности, выявлены 1781 случай хранения (реализации) алкогольных напитков, не маркированных марками акцизного налога, 142 случая хранения (реализации) табачных изделий, не маркированных марками акцизного налога, 506 фактов розничной торговли алкогольными напитками по ценам ниже минимальных оптово-отпускных или розничных цен и другие нарушения действующего законодательства. Такое положение дел требует усиленного контроля со стороны специалистов Департамента и консолидации усилий различных государственных структур, призванных ликвидировать нелегальный рынок подакцизной продукции. Ведь теневой продукт не только лишает государственную казну надлежащих налоговых поступлений, но и представляет реальную угрозу для здоровья и жизни потребителей.

Например,  сегодня в зоне риска находится винодельческая продукция. Недавно уже в торговой сети была выявлена фальсифицированная продукция одного из винодельческих заводов южного региона Украины с использованием синтетических красителей — так называемое порошковое вино. Сейчас принимаются меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Чтобы обезопасить граждан от подделок, подписан Меморандум о сотрудничестве Департамента с Государственной инспекцией по вопросам защиты прав потребителей, которым предусмотрено проведение совместных мероприятий, направленных на пресечение противоправных действий, созданы рабочие группы на уровне регионов.

Вместе с работниками налоговой милиции, подразделениями администрирования акцизного налога и налогового контроля, местных государственных налоговых инспекций специалисты Департамента выявляют и изымают из оборота фальсификат и продукцию, маркированную поддельными марками акцизного налога, проверяют контрагентов производителей.

Аналитическая составляющая усиливается

Впрочем, статистика свидетельствует о том, что нарушители законодательства не оставляют попыток направить в теневое обращение денежные средства, полученные от производства и реализации алкогольно-табачной продукции. Поэтому в течение текущего года Департаментом и его региональными управлениями применены финансовые санкции на сумму 311,2 млн. грн. По данным Главного управления налоговой милиции ГНС Украины, с начала года налоговыми милиционерами из незаконного оборота изъято 269,4 тыс. дал ликеро-водочных изделий на сумму 101,8 млн. грн., спирта — 73,5 тыс. дал на сумму 33,5 млн. грн., табачных изделий — на сумму 46,5 млн. грн. Совместно с налоговой милицией установлено 305 фактов незаконного производства и реализации алкогольных напитков. Тесное сотрудничество с органами МВД Украины способствовало выявлению 35 фактов незаконного использования марок акцизного налога, 458 фактов незаконного оборота алкоголя.

В сентябре текущего года проведено совместное совещание с МВД Украины и Госпотребстандартом Украины относительно усиления контроля за оборотом алкогольных напитков, по результатам которого готовится проект плана мероприятий по координации совместных действий. Так, совместно с подразделениями налоговой милиции предусмотрен еженедельный внезапный осмотр производственных помещений и территории предприятий, не осуществляющих деятельность или уменьшивших объемы производства спирта, ликеро-водочной и винодельческой продукции, на предмет выявления случаев производства неучтенной продукции, в частности по наличию и расходованию спиртосодержащего сырья, газа, электроэнергии, воды, тары, этикеток и т. п. 

Усиливается аналитическая составляющая в деятельности специалистов Департамента, которые подробно анализируют   объемы уплаченных налогов, произведенной и реализованной продукции с учетом информации из разных источников, в том числе оперативной, о наличии и расходовании предприятиями спиртосодержащего сырья, газа, электроэнергии, воды, тары, этикеток и т. п. Сверяются фактические данные показателей счетчиков с данными первичного бухгалтерского учета и данными журналов на контрольных постах органов государственной налоговой службы. Продолжается работа по введению регистрации брагоректификационных установок и электронного учета спирта в процессе его производства.

Проверка на аутентичность

По мнению экспертов, для того чтобы эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, а также сохранить стабильность бюджетных поступлений, необходимо ввести такую систему налогового контроля, при которой каждый блок или пачка сигарет имели бы специальные марки-идентификаторы, с помощью которых можно отслеживать партии продукции в автоматизированном режиме. Поэтому отрабатывается вопрос создания единой информационной системы учета, в которой будет отслеживаться весь процесс движения акцизных марок (производитель марки — производитель подакцизной продукции — система торговли), и внедрения контрольного устройства, благодаря которому можно было бы оперативно информировать об аутентичности марки как субъекта хозяйствования, получающего маркированную продукцию, так и орган, осуществляющий проверку.

Например, опыт Казахстана свидетельствует, что акцизные марки целесообразно использовать в качестве элемента автоматизированной информационной системы по контролю за оборотом алкогольной продукции. Заслуживает внимания также опыт работы Молдовы, где с помощью номера, нанесенного на марку, можно проверить аутентичность алкогольной продукции, введя номер в специальное поле на сайте.

Сужению зон риска попадания на рынок неучтенного спирта будут способствовать предложения по законодательному урегулированию проблем поставки спирта для производства спиртосодержащей продукции технического назначения, бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции и уксуса, производства и оборота спиртосодержащих технических жидкостей в потоке с введением квот, перечня предприятий и налогового векселя. В рамках совместного приказа ГНС Украины, МВД Украины, Гостаможслужбы и ГлавКРУ № 282 принимаются меры по недопущению контрабанды спирта, прежде всего из России и Молдовы. Усилен контроль за использованием спирта, получаемого по нулевой ставке акцизного налога в первичном виноделии. Продолжается деятельность, направленная на внесение изменений в законодательство, в частности Налоговый кодекс Украины, по установлению ответственности импортеров при выявлении недостачи марок акцизного налога, усилению ответственности субъектов хозяйствования за непредставление отчетности и торговлю фальсифицированной продукцией с применением помимо финансовой санкции аннулирования лицензии без решения суда.

Для упорядочения оборота и совершенствования дизайна марок акцизного налога действующего образца разработан проект постановления Кабинета Министров Украины об изменении реквизитов марок.

Изменения в законодательном поле

В Украине наблюдается тенденция к увеличению потребления табачной продукции более дешевого ценового сегмента. Так, производство табачных изделий уменьшилось на 8% — произведено 71 млрд. штук сигарет. Вместе с тем объемы производства сигарет без фильтра увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошедшего года на 41%.

Налоговый контроль в табачной отрасли пока что сводится только к процедурам лицензирования и внесения мест хранения оптовых партий в Единый государственный реестр, контроля за обращением марок акцизного налога и установленными максимальными розничными ценами в торговой сети, что крайне недостаточно для пресечения теневого оборота табачных изделий. Однако вопрос, бесспорно, требует особого внимания. Ведь, по данным Международной торговой палаты, в поддельной сигарете в 5 раз больше, чем в легальной, кадмия — вещества, отрицательно воздействующего на легкие и почки, в 6 раз — свинца, разрушающего нервную систему, а также повышенное содержание мышьяка. Поэтому решение проблемы предусматривает прежде всего законодательные изменения. Например, отрабатываются такие вопросы, как введение лицензирования производства и оборота табачного сырья, нормирование объемов израсходованного табачного сырья, приложений к лицензиям с указанием перечня наименований выпускаемой табачной продукции, установление налоговых постов ГНИ у производителей табачных изделий, создание Единого государственного реестра технологического оборудования, использующегося в производстве табачных изделий.

Диалог с производителями

С начала года на 19% по сравнению с соответствующим периодом прошедшего года уменьшились и объемы производства ликеро-водочной продукции, составляющие свыше 31 млн. дал, что вызвано снижением потребительского спроса вследствие низкой покупательной способности населения, переориентации населения на пиво, особенно в летний период, потребление которого возросло на 10 млн. дал по сравнению с прошедшим годом. Кроме того, рост цен наблюдается из-за роста себестоимости продукции на 83% (средняя цена бутылки водки за год возросла на 20% (с 21 до 26,10 грн.), а спирт подорожал на 60%, вода — в 5 раз, электроэнергия — на 11%, газ — на 13; акциз — на 24% — с 6,80  до 8,42 грн. с бутылки водки). На оптовых складах в декабре 2010 г. перед повышением ставок акциза были избыточные остатки продукции. На уменьшение объемов продукции отечественного производства повлияло также увеличение импорта ликеро-водочной продукции: за 8 месяцев 2011 г. реализовано 1 млн. 320 тыс. дал. (2,6 млн. бутылок) ликеро-водочной продукции импортного производства, что в 7 раз превышает показатель аналогичного периода прошедшего года. Вследствие законодательных ограничений относительно курения и запрета рекламы уменьшилось и количество курильщиков.

В результате принятых мер по детенизации спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества заказанных и реализованных марок акцизного налога до конца текущего года и выданных нарядов на спирт. Так, только в сентябре было оформлено в 2 раза больше нарядов на производство водки, чем за соответствующий прошлогодний период. Вдвое возросли и объемы производства ликеро-водочной продукции в сентябре 2011 г. по сравнению с объемами произведенной ликеро-водочной продукции в сентябре прошлого года.

В экспериментальном порядке

Руководством Департамента, в свою очередь, были даны необходимые поручения руководителям соответствующих региональных управлений относительно совместных с бизнесом действий, в том числе и по выявлению и недопущению фактов незаконного производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Согласно Налоговому кодексу Украины разработан Порядок работы представителей органов ГНС на акцизных складах и налоговых постах, утвержденный приказом ГНА Украины от 11.01.2011 г. № 14, который определяет механизм постоянного непосредственного контроля за соблюдением установленного порядка производства, хранения, отпуска спирта, водки и ликеро-водочных изделий, уплаты налогов, что является одним из основных рычагов контроля налоговиков за деятельностью предприятий и предотвращения производства и оборота неучтенной продукции.

Всего создано 335 контрольных постов местных государственных налоговых инспекций, в том числе: 106 — на спиртзаводах, 99 — на предприятиях — производителях ликеро-водочной продукции, 67 — на предприятиях — производителях винодельческой продукции, использующих спирт, полученный по нулевой ставке акцизного налога.

Довольно широкие функциональные полномочия работников постов охватывают контроль по всем направлениям деятельности предприятий-производителей — от получения, перемещения сырья до выпуска и отгрузки спирта и готовой продукции, включая контроль за использованием марок акцизного налога, спирта, воды, газа, электроэнергии, этикеток, и т. п. — и требуют высокой ответственности работников государственных налоговых инспекций, привлеченных к работе на контрольных постах.

Пока что в экспериментальном порядке по согласованию с руководством ГП «Імідж Холдінг» в соответствии с распоряжением председателя ГНА в Запорожской области Алексея Тимарцева создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители регионального управления, налоговой милиции, сектора администрирования акцизного налога, управления налогового контроля юридических лиц ГНА в Запорожской области. Непосредственно на предприятии она будет осуществлять фактический анализ объемов производства, расходования сырья — спирта, воды, этикеток, тары, энергоносителей, что позволит разным подразделениям налоговой службы совместно разработать систему комплексных мероприятий по увеличению поступлений, своевременной и полной уплате налогов.

Роль неравнодушного потребителя

Бесспорно, количество нарушений будет уменьшаться и благодаря неравнодушным потребителям. Покупателям, приобретающим подакцизную продукцию, следует интересоваться, имеет ли продавец соответствующую лицензию и документы, удостоверяющие качество продукции. Ведь некоторые бизнесмены торгуют алкогольными напитками и табачными изделиями, производя расчеты между собой наличными, а при передаче товара агенты не предоставляют ни товарно-транспортные накладные установленного образца, ни налоговые накладные, ни документы, удостоверяющие качество продукции, грубо нарушая требования законодательства и правила торговли. Сейчас такие факты проверяются и принимаются предусмотренные законодательством Украины меры по привлечению виновных лиц к ответственности.

Довольно часто продавцы табачных изделий продают сигареты дороже установленной максимальной цены, указанной на пачке, что запрещено законодательством. Поэтому если, покупая или употребляя алкогольные напитки либо табачные изделия, вы усомнились в их качестве и легальности, сразу информируйте о таких фактах Департамент или его региональные управления.


Подготовил Александр ТИТАРЕНКО,
начальник отдела организационно-аналитической работы Департамента контроля
за производством и оборотом спирта,алкогольных напитков и табачных изделий ГНС Украины