Юридическая практика

Горизонтальный мониторинг — новый сервис для добросовестных налогоплательщиков

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 8/2012)

Метод горизонтального мониторинга — это прежде всего новый уровень общения с налогоплательщиками, основной целью которого является не тотальный контроль за деятельностью субъекта хозяйствования и комплексный аудит всех его операций, а предупреждение осуществления налогоплательщиком рисковых операций и определение факторов (причин), предопределяющих их. То есть при согласии плательщика налоговики готовы бесплатно обрабатывать информацию о его финансовых операциях и заранее указывать на возможные риски и сомнительных контрагентов.


Каковы основные преимущества горизонтального мониторинга?

Среди преимуществ взаимовыгодного как для предпринимательства, так и для  налоговиков нового сервиса — минимизация вмешательства в текущую деятельность налогоплательщиков; оперативное реагирование органа государственной налоговой службы на проблемы налогоплательщика; замена существующего постаудита плательщика текущим мониторингом деятельности, то есть возможность проведения независимого аудита; совершенствование рискоориентированной системы администрирования налогов; введение принципа доверия в отношениях органа ГНС и налогоплательщика и, как следствие, — существенное уменьшение количества, а в дальнейшем, возможно, и полное отсутствие плановых и внеплановых проверок.

Кроме того, предполагается создание Интернет-портала для крупных налогоплательщиков, на котором (после идентификации) плательщик сможет ознакомиться с налоговой информацией о себе. Таким образом, участник эксперимента избегает необходимости проводить сверку расчетов.

Внедрение горизонтального мониторинга предусматривает предоставление налогоплательщикам таких услуг и электронных сервисов, как представление отчетов в электронном виде, общая обработка законодательства, внесение изменений и формирование законодательных инициатив, предупреждение проведения сомнительных операций, автоматическое возмещение НДС, сопоставление данных по уровням отраслевых нагрузок и т. п.

Первые «за» и « против» горизонтального мониторинга

Основной проблемой для успешного внедрения горизонтального мониторинга в Украине является отсутствие соответствующего законодательства, которое бы на сегодня предусматривало права налоговых органов на заключение с налогоплательщиками меморандумов относительно осуществления горизонтального мониторинга. Также законодательством не предусмотрена обязанность налогового органа соблюдать обязательства, установленные таким меморандумом, в частности обязательства по сужению объема проверок и предоставлению налоговых консультаций в ускоренном режиме. Впрочем, уже подготовлен проект постановления Кабинета Министров Украины, которое будет регламентировать внедрение горизонтального мониторинга в нашем государстве.

Кроме того, при проведении горизонтального мониторинга налоговый орган получает информацию не о тех хозяйственных операциях плательщика налога, которые состоялись несколько месяцев или даже лет назад, а о только что осуществленных или  планируемых к осуществлению. Поэтому на первый план такого сотрудничества налоговиков и плательщиков выходит ответственность специалистов налоговой службы за неразглашение конфиденциальной информации о своих клиентах.

Достаточно распространенной на сегодня является практика лишения права на бюджетное возмещение НДС плательщика налога со ссылкой на тот факт, что его контрагенты по цепи поставки осуществляют деятельность, направленную на искусственное создание налогового кредита (фиктивные предприятия). Понятно, что при таких условиях налоговые органы могут предлагать плательщику работать или не работать с определенными контрагентами. И снова большая ответственность за предоставление такого предложения возложена на специалистов-налоговиков. Она должна включать только проверенную информацию о деятельности контрагента. Если в таком предложении была заложена коррупционная составляющая, расходы налогоплательщиков на закупку товаров (работ, услуг) могут возрасти.

Подытоживая, заметим, что горизонтальный мониторинг является прогрессивным и благоприятным для налогоплательщиков способом осуществления налогового контроля. При этом, как отметил Премьер-министр Украины Николай Азаров относительно деятельности налоговой службы в целом: «Важно, чтобы работа Государственной налоговой службы Украины была прозрачной, понятной обществу, доступной. И любой предприниматель должен четко видеть в разрезе реального времени все свои платежи, все свои отношения с государством. Как только мы это сделаем, вопрос борьбы с коррупцией будет снят».

Горизонтальный мониторинг можно рассматривать как дополнение к системе вертикального мониторинга, потому что последний будет существовать всегда. Однако горизонтальный мониторинг повышает уровень соблюдения требований со стороны налогоплательщиков, при этом увеличивает эффективность и результативность действий налоговой службы.

Несмотря на общий успех в системе горизонтального мониторинга есть и слабые места. Первое слабое место — то, что компании, нарушающие соглашение о соблюдении требований, не могут быть оштрафованы. Единственное наказание — это отмена соглашения и возвращение компании в систему вертикального контроля. Вторым слабым местом является то, что голландская система — весьма расплывчата. В частности, речь идет о принципе справедливой части уплаты налогов для компаний, работающих по системе горизонтального мониторинга. На практике справедливую часть достаточно сложно определить. Кроме того, не существует формальных условий (требований) для применения горизонтального мониторинга. Единственное требование заключается в том, что компании должны контролировать свои налоги. Устранить эту неопределенность можно путем введения так называемых заявлений о контроле за налогами (которые использует, например, Великобритания). Третьим слабым местом горизонтального мониторинга является неодинаковое отношение к равным по статусу компаниям. Преодоление этих недостатков возможно при условии трех преимуществ: более быстрого получения разъяснений по разным вопросам налогообложения; уменьшения оценки корпоративных налогов; отсутствия штрафов, если из-за случайных обстоятельств компании слишком поздно уплатят налоги. Хотя некоторые эксперты склоняются к мысли, что не существует прямой связи между этими преимуществами и системой горизонтального мониторинга. Недостатки же системы могут быть ликвидированы путем введения контроля за налогами как требования закона при одновременной отмене соглашений о соблюдении требований и обеспечении равного отношения к равным по статусу компаниям.

На чем нужно акцентировать внимание налогоплательщикам, согласившимся на эксперимент?

Право на участие в эксперименте имеют только крупные налогоплательщики, соответствующие критериям, определенным ГНС Украины. Так, конкретный налогоплательщик, соглашаясь на эксперимент, демонстрирует полную прозрачность деятельности и готовность тесно сотрудничать с органами государственной налоговой службы, обеспечивает предоставление исчерпывающей информации относительно своего бизнеса в стране. В свою очередь, ГНС Украины идет навстречу таким субъектам хозяйствования путем совершенствования системы обслуживания крупных налогоплательщиков, минимизирует свое вмешательство в текущую деятельность бизнеса.

При применении горизонтального мониторинга как элемента нового сервиса вводится электронный аудит. Он предусматривает комплекс контрольных мероприятий налогового органа, базирующийся на обработке данных специализированным программным обеспечением с углубленными основами статистики и статистического анализа, бухгалтерского учета налогоплательщика. Предполагается налоговое посредничество — возможность признания налоговыми органами заключений аудиторских компаний, соответствующих определенным критериям и стандартам, а также предоставления ответа на вопрос плательщика в максимально сжатые сроки.

Как правило, для того чтобы создать систему внутреннего контроля, нужно вкладывать средства в обучение персонала. Ведь горизонтальный мониторинг потребует от персонала налоговой службы умений и навыков для совместных и согласованных действий.

Этапы внедрения горизонтального мониторинга

При внедрении этой системы предусмотрена подготовка поэтапного плана действий с перечнем последовательных шагов, которые необходимо сделать, прежде чем привлечь налогоплательщика к горизонтальному мониторингу.

Такой план как минимум должен содержать следующие шаги: актуализацию анкеты клиента; встречу, посвященную обсуждению этой системы; проведение проверки на соответствие требованиям; решение нерешенных проблем, касающихся налогов; составление соглашения о соблюдении требований; анализ и совершенствование системы налогового контроля; корректировка процедуры надзора. Все эти шаги имеют целью обеспечить работникам налоговой службы получение четкого представления о налогоплательщике. Для эффективного управления системой горизонтального мониторинга налоговой службой разрабатываются четкие инструкции для должностных лиц налоговых органов, которые будут работать по программе горизонтального мониторинга.


Сергей ПЕЛЕХ,
начальник отдела усовершенствования процессов контрольно-проверочной
работы Управления усовершенствования процессов операционной и управленческой
деятельности ГНС Департамента развития и модернизации ГНС

Татьяна ДЕМКИВ,
начальник отдела организации внешних связей и массово-разъяснительной
работы по Проекту модернизации ГНС Управления организации реализации
Проекта модернизации ГНС Департамента развития и модернизации ГНС