Новости

Искать компромисс и выстраивать баланс интересов — просто необходимо

Сергей КрюковКрупнейшие финансово-промышленные группы АР Крым готовы открыть налоговикам информацию о своих финансовых операциях в обмен на предоставление полного сервиса по надзору и предотвращению рисков. Уплатив налоги в полном объеме, они подтвердили искренность своих намерений, демонстрируя положительный опыт по введению системы горизонтального мониторинга. В течение текущего года АР Крым обеспечивает стабильный рост уплаты налоговых платежей ежемесячно. Однако не все субъекты бизнеса готовы прозрачно выстраивать отношения с государством. Подробнее о начальных итогах работы системы раннего выявления, противодействия и ликвидации теневого сектора экономики рассказывает первый заместитель председателя ГНА в АР Крым, руководитель рабочей группы Сергей КРЮКОВ.


— Сергей Георгиевич, руководство ГНС Украины определило одной из приоритетных задач борьбу с теневой экономикой. Бизнес считает проводимую ныне политику излишне фискальной.

— Давайте сразу четко расставим акценты и определим понятия. Налоговая служба не ставит перед собой цель фискализировать уплату налогов. Следует смотреть шире. ГНС, во-первых, обслуживает и помогает добросовестным плательщикам, а во-вторых, противодействует теневой экономике.

В первом случае разрабатываются и вводятся наиболее удобные сервисы — предоставление налогоплательщику консультаций в любой приемлемой для него форме, в том числе в режиме онлайн; предоставление информации о рисках с объяснением, как их избежать; принятие отчетности через Интернет; возмещение налога на добавленную стоимость в автоматическом режиме; открытие сервисных центров по обслуживанию налогоплательщиков с продленным рабочим днем и т. д.

Во втором — отрабатывается и вводится целостная и эффективная система противо-действия теневой экономике, а также выявления и разрушения уже созданных теневых схем. Это прекращение деятельности предприятий, задействованных в транзитных конвертационных схемах, выявление фиктивной предпринимательской деятельности как механизма, с помощью которого реально действующие предприятия минимизируют налоговые обязательства, в частности по НДС.

— Как на практике функционирует система раннего выявления элементов теневого сектора, и каков эффект от уже проведенных в ее рамках мероприятий в АР Крым?

— Разработана и введена система раннего выявления и ликвидации конвертационно-транзитных групп (КТГ), параллельно ведется работа по уменьшению количества рисковых предприятий, а также по уменьшению сумм так называемого схемного кредита по НДС. По всем этим направлениям проводятся контрольно-проверочные мероприятия. Причем отбираются исключительно рискоориентированные субъекты хозяйствования.

В настоящее время в поле зрения налоговиков находятся предприятия, условно разделенные на три группы — «налоговые ямы», транзитеры и выгодополучатели. Показательно, что многие участники КТГ с момента введения системы откорректировали налоговые обязательства и представили уточненные расчеты по НДС и по прибыли.

Положительный эффект дала работа, проведенная относительно категории выгодополучателей — предприятий реальной экономики, пользующихся для минимизации налоговых платежей услугами теневых структур — «налоговых ям» и транзитеров.

Уровень начислений налоговых платежей у предприятий-выгодополучателей увеличился с 70 млн. грн. в I квартале до 123 млн. грн. во II квартале текущего года. Очевидно, что показатель роста составляет 53 млн. грн.

Об эффективности введения этой системы свидетельствует и тот факт, что Крым в течение всего года обеспечивает стабильное увеличение объемов налоговых платежей ежемесячно. Так, сумма начислений по налогу на прибыль, подлежащая  уплате в бюджет по предоставленным налогоплательщиками декларациям за II квартал 2011 года, составила около 213 млн. грн. Плательщики этого налога направили в сводный бюджет сумму на 66,5 млн. грн., или на 46% больше, нежели за аналогичный период прошлого года.

Налога на добавленную стоимость в госбюджет поступило более 1 млрд. грн., что значительно превышает аналогичный прошлогодний показатель. В представленных декларациях налогоплательщики отразили положительные начисления на сумму 973,2 млн. грн., или на треть больше, нежели в прошлом году.

— Какие направления деятельности требуют сейчас особых подходов?

— С группой предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов, в частности пользующихся так называемым схемным налоговым кредитом, следует работать более настойчиво, оперативно и жестко. Только в таком случае можно ожидать повышения уровня добровольного декларирования и уплаты налогов.

Для того чтобы на раннем этапе предотвратить и не допустить появления новых КТГ, проводится тщательный анализ «спящих» новосозданных фирм, а также не отчитывающихся о результатах хозяйствования.

— Повлиял ли на психологию руководителей предприятий автономии процесс автоматического возмещения НДС и приведет ли он в конечном итоге к прекращению использования теневых схем?

— Поскольку введен Единый реестр налоговых накладных в режиме онлайн, наши специалисты осуществляют отработку предприятий, имеющих значительные расхождения по налоговому кредиту и налоговым обязательствам. И тщательные проверки при выявлении расхождений проводятся именно для того, чтобы разграничить факты неумышленных ошибок от сознательного уклонения от налогообложения.

Анализ представленных за январь — август деклараций свидетельствует о том, что с начала текущего года в Реестре должны быть зарегистрированы 1092 налоговые накладные на сумму 816,6 млн. грн. Однако из них плательщики зарегистрировали 712 налоговых накладных, или всего 65% количества подлежащих регистрации накладных на общую сумму 581,1 млн. грн. Условные расхождения, которые теперь проверяются, составили более 235 млн. грн.

С учетом того, что процесс автоматического возмещения НДС ежемесячно набирает обороты, в стратегии налогового поведения бизнеса, безусловно, наблюдаются положительные тенденции. Автоматическое возмещение предприятиям НДС при условии соответствия определенным в Налоговом кодексе критериям существенно повлияло на психологию руководителей, ориентируя бизнес на изменение стратегии налогового поведения в направлении добровольной уплаты налогов. Однако, к сожалению, это не является залогом того, что использование преступных схем прекратится. Они становятся все более изощренными, поэтому кропотливая работа по предотвращению и недопущению их использования продолжается.

— Налоговики проверяют только предприятия с рисками неуплаты налогов. В связи с этим изменились ли требования к качеству допроверочного анализа?

— Безусловно. Усовершенствованию качества допроверочного анализа способствует введение рискоориентированной системы отбора плательщиков, что позволяет минимизировать вмешательство в деятельность ориентированного на добровольную уплату налогов легального бизнеса. В настоящее время уменьшено и количество проверок. В прошлом году было проведено 460 документальных проверок, в текущем году их количество сократилось до 262, или более чем на 40%.

Проверка по результатам качественно проведенного допроверочного анализа стала своего рода инструментом выведения из «тени». Проверки таких теневиков имеют высокую результативность. Определенный по рисковым операциям схемный кредит на сумму более 170 млн. грн. уже отработан специалистами на 87%.

— Схемные цепочки чаще всего охватывают несколько регионов страны. Как их оперативно отследить и одновременно разрушить все преступные звенья?

— Одной из новаций является, к примеру, создание карты теневой экономики, позволяющей сконцентрировать предварительные наработки и опыт, визуализируя экономическую ситуацию в каждом регионе и районе.

Карта формируется в разрезе регионов и содержит информацию о наличии предприятий — «инструментов» минимизации налогов на их территории. В целом определено три уровня территорий — с низким, средним и высоким количеством рисковых предприятий. В настоящее время АР Крым имеет статус территории со средним количеством субъектов хозяйствования рисковой категории. Карта способствует оперативному достижению триединой цели — разрушению действующих схем, взысканию в бюджет НДС, проведению предупредительной работы.

И все-таки самой важной составляющей, способствующей детенизации, является представление отчетности в электронном виде. Налогоплательщик формирует собственную налоговую историю, поощряя формировать налоговые истории своих контрагентов. Эти данные накапливаются в базе налоговой службы и позволяют избежать проверок добросовестным плательщикам, одновременно выявляя уклоняющихся от налогообложения субъектов хозяйствования.

В Крыму представляют отчетность в электронном виде более 6,8 тыс. налогоплательщиков, или 81% общего количества плательщиков НДС. В том числе около 6 тыс. предприятий — юридических лиц.

— Парламент наконец принял изменения к Налоговому кодексу относительно  упрощенной системы налогообложения. Решена судьба малого и среднего бизнеса. Всегда ли налоговикам удается находить компромиссы и удерживать баланс интересов, способствуя процессу легализации предпринимательской деятельности?

— С конца 90-х годов прошлого столетия прошло уже достаточно времени для периода становления малого и среднего бизнеса. В развитых странах доля налоговых поступлений от бизнесменов этой категории составляет около 40 — 50%, а в Крыму не дотягивает и до 20%.

Налоговым кодексом Украины малому и среднему бизнесу дана возможность легализоваться. Налоговики при этом ставят перед собой только одну цель — способствовать этому процессу. Но не путем усиления фискального давления, иначе он еще больше уйдет в «тень». В свою очередь, нельзя отягощать крупный капитал — он просто покинет страну. Поэтому искать компромисс и выстраивать баланс интересов — необходимо, так же, как и предпринимательству — учиться брать на себя обязательства перед государством по уплате налогов.

В настоящее время специалисты налоговой службы проводят разъяснительную работу, направленную на легализацию и привлечение к уплате налогов граждан, не получавших доходы в течение 2008 — 2010 годов. Одновременно часть этих граждан, осуществлявших инвестиционную деятельность, приобрели в этот период движимое и недвижимое имущество. В их собственности также находятся большие земельные участки, в том числе и в курортных регионах.

Сейчас после проведенных бесед более тысячи граждан уже задекларировали доход на сумму более 20 млн. грн. и уплатили 1,3 млн. грн. налога на доходы физических лиц.

Мы — за доверие в отношениях. Налоговая служба должна выполнять функции надежного партнера и помощника бизнеса. А роль инструмента в руках государства по выявлению и разрушению преступных схем должна стать второстепенной.


Беседовала Елена НИЗОВАЯ,
главный налоговый инспектор отдела массово-
разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в АР Крым