НДС
Тема: Единый налог, НДС, Проверки и ответственность

Отдельные вопросы регистрации и аннулирования регистрации плательщиков НДС

Почти 10 месяцев налоговое законодательство регулируется нормами Налогового кодекса. И хотя нормы, касающиеся НДС, преимущественно повторяют положения Закона об НДС, они имеют и существенные отличия.

Предлагаем вниманию плательщиков подборку вопросов, связанных с регистрацией плательщиков НДС и аннулированием такой регистрации, и ответы на них.


Регистрация плательщиков НДС

Есть ли существенные отличия в регистрации плательщиков НДС по нормам Закона об НДС и Налогового кодекса?

Налоговый кодекс призван усовершенствовать процесс регистрации лиц в качестве плательщиков НДС и привести эту процедуру в соответствие с нормами европейского законодательства. С одной стороны, несколько ограничена добровольная регистрация, а с другой стороны, если плательщик имеет уставный капитал, запасы или активы, то есть он начал осуществлять деятельность, то такой плательщик может зарегистрироваться плательщиком НДС. Так, со вступлением в силу Закона № 3609 можно зарегистрироваться плательщиком налога тем лицам, уставный капитал которых превышает 300 тыс. грн. или стоимость активов и запасов превышает 300 тыс. грн.

 

В каком случае физическое лицо — предприниматель обязано регистрироваться плательщиком НДС? Какие могут быть причины для отказа?

Физическое лицо — предприниматель при наличии оснований может зарегистрироваться плательщиком НДС, а в некоторых случаях даже обязано. В целях обложения НДС Налоговый кодекс не разделяет плательщиков на физических и юридических лиц — плательщиком НДС является лицо, которым могут быть как физические, так и юридические лица. Зарегистрироваться плательщиком НДС физическое лицо — предприниматель может в двух случаях: по добровольному решению (если за последние 12 месяцев, в течение которых оно осуществляло деятельность, поставки плательщикам НДС превышали 50% общего объема поставок) или в обязательном порядке в том случае, если у такого лица объем реализации товаров и услуг превышает 300 тыс. грн. за последние 12 месяцев.

В случае если физическое лицо — предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения, то такое лицо не может быть зарегистрировано плательщиком НДС (пп. 14.1.139 п. 14.1 ст. 14 и пп. «в» п. 1 подраздела 8 раздела XX Налогового кодекса).

Чтобы зарегистрироваться плательщиком НДС, лицу следует представить о себе сведения, предусмотренные в регистрационном заявлении и необходимые налоговому органу для подробного ознакомления. Если же будут указаны недостоверные данные или неточности, это будет отмечено и предложено подать новое заявление.

 

Может ли новосозданное предприятие зарегистрироваться плательщиком НДС согласно нормам Налогового кодекса? Какие требования следует для этого выполнить?

Да, может, но для этого необходимо, чтобы объем реализации у такого новосозданного предприятия превышал 300 тыс. грн. Однако сейчас появилось новое основание для добровольной регистрации, в том числе новосозданных предприятий. Эти изменения в Налоговый кодекс, вступившие в силу 06.08.2011 г., внесены Законом № 3609. Речь идет о том, что в случае если уставный капитал предприятия превышает 300 тыс. грн. или обьем его активов и запасов превышает эту сумму, лицо может подать заявление о регистрации в качестве плательщика НДС, и налоговый орган обязан в течение 10 дней зарегистрировать его и выдать свидетельство.

 

Согласно изменениям к Налоговому кодексу добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС может юридическое лицо, уставный капитал которого превышает 300 тыс. грн. Может ли новосозданное предприятие зарегистрироваться плательщиком НДС, если его уставный капитал составляет 1 млн. грн., но внесено только 250 тыс. грн.? Какие документы следует подать для подтверждения того, что уставный капитал соответствует размеру 300 тыс. грн.?

Нет, плательщиком НДС в данном случае новосозданное предприятие не может быть зарегистрировано, потому что уставный капитал не превышает 300 тыс. грн. Уставный капитал — это сумма взносов, фактически уже внесенных, или имущества.

Следовательно, даже если заявленный уставный фонд предприятия должен составлять 1 млн. грн., но сформирован он только в размере 250 тыс. грн., то регистрация в качестве плательщика НДС не может быть осуществлена до достижения уставным капиталом размера, превышающего 300 тыс. грн.

Что касается подтверждающих документов, то исключительного перечня нет. В данном случае целесообразно подать документ (банковскую выписку со счета или любой другой документ, который свидетельствует о том, что внесено имущество в таком размере), который подтвердит, что в уставный капитал внесена сумма не меньше 300 тыс. грн.

 

Каков порядок регистрации юридических лиц — плательщиков единого налога со ставкой налогообложения 6 и 10%?

Для юридических лиц, которые выбирают упрощенную систему налогообложения, ставка дифференцированная — 6 и 10%. Ставка единого налога в размере 10% применяется субъектом хозяйствования без регистрации в качестве плательщика НДС, а ставка в размере 6% предусматривает уплату НДС, значит, и необходимость регистрации в качестве плательщика НДС.

 

В какие сроки плательщику следует зарегистрироваться плательщиком НДС, если он переходит на упрощенную систему налогообложения по ставке 6%?

Если такое лицо было зарегистрировано плательщиком НДС и перешло на упрощенную систему налогообложения, от него не требуется никаких действий относительно регистрации в качестве плательщика НДС: его регистрируют плательщиком единого налога и выдают свидетельство плательщика единого налога. Такой плательщик в дальнейшем продолжает отчитываться по единому налогу и по НДС. Если же такое лицо не является плательщиком НДС и хочет получить свидетельство плательщика единого налога по ставке 6%, то оно должно подать заявление на регистрацию в качестве плательщика НДС вместе с подачей заявления на получение свидетельства плательщика единого налога.

Если заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается до 15 числа месяца, предшествующего кварталу, с которого лицо хочет перейти на упрощенную систему налогообложения, например, до 15 марта или 15 июня, то в этот же срок плательщику следует подать заявление на регистрацию в качестве плательщика НДС. Налоговый орган при наличии оснований регистрирует такое лицо в качестве плательщика НДС и с первого числа квартала переводит его на упрощенную систему налогообложения.

 

Если объем реализации меньше 300 тыс. грн. и такой плательщик переходит с упрощенной системы налогообложения на общую, какие действия плательщика?

В таком случае лицо действует по собственному усмотрению, ведь обязательной регистрации не подлежит. Вместе с тем если лицо имеет основания и желание зарегистрироваться плательщиком НДС, то оно подает регистрационное заявление о регистрации в качестве плательщика НДС и может быть зарегистрировано плательщиком НДС по добровольному решению в течение 10 рабочих дней.

 

Каков порядок определения первого отчетного периода?

Если плательщик зарегистрировался не с 1, а с любого другого числа (не 1 апреля или 1 июня, а со 2 или любого другого числа), то первым отчетным периодом такого плательщика будет период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем следующего календарного месяца. Например, если лицо зарегистрировалось 2 апреля, то налоговую отчетность будет представлять за период, который начинается с 2 апреля и заканчивается 31 мая, и предельный срок ее представления будет 20  июня.

 

Свидетельство плательщика НДС

Установлен ли для налоговой инспекции срок выдачи свидетельства плательщика НДС?

Если лицом подано заявление и оно принято на рассмотрение, налоговый орган должен выдать свидетельство плательщика НДС в течение 10 рабочих дней или не позднее следующего рабочего дня после желаемого (запланированного) дня регистрации плательщика налога, указанного в его заявлении.

 

Каков порядок хранения плательщиком НДС оригинала свидетельства о регистрации?

Согласно п. 183.11 ст. 183 Налогового кодекса оригинал свидетельства сохраняется у плательщика налога и не может отдаваться или передаваться. Копии свидетельства, достоверность которых удостоверена налоговым органом, находятся в обозримых местах в помещении плательщика налога и во всех его филиалах или отделениях. Указанные документы после аннулирования регистрации плательщика НДС возвращаются плательщиком в налоговый орган.

 

Какие действия плательщика НДС в случае прекращения деятельности или потери либо порчи свидетельства о регистрации?

В случае если плательщик НДС прекращает деятельность, то такое лицо исключается из реестра плательщиков НДС по добровольному решению или по инициативе налогового органа при наличии оснований, определенных ст. 184 Налогового кодекса.

Если же плательщик НДС теряет свидетельство о регистрации плательщика НДС или оно испорчено, то такое лицо подает в налоговый орган, в котором состоит на учете, регистрационное заявление с отметкой «Перереєстрація у зв'язку з утратою свідоцтва», объяснение за подписью плательщика НДС относительно потери свидетельства. После получения указанных документов налоговый орган выдает такому плательщику новое свидетельство в таком же порядке, как и при регистрации.

 

Предусмотрены ли Налоговым кодексом финансовые санкции за потерю свидетельства плательщика НДС?

Налоговым кодексом не предусмотрена ответственность за потерю свидетельства плательщика НДС. Законом об НДС предусмотрена ответственность в размере 170 грн. за то, что плательщик при аннулировании регистрации не сдавал свидетельство плательщика НДС.

 

Аннулирование регистрации плательщика НДС

Каковы действия плательщика НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения по ставке 10%?

Как только плательщик подает в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с применением ставки 10%, не предусматривающей уплату НДС, его регистрация в качестве плательщика НДС аннулируется, и с момента перехода на упрощенную систему налогообложения такое лицо уже не является плательщиком НДС. В данном случае аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется по его заявлению. При этом налоговый орган может аннулировать плательщика по собственной инициативе в случае, если он не подаст своевременно заявление об аннулировании.

 

Как правильно обжаловать решение налогового органа об исключении плательщика НДС из реестра?

В Налоговом кодексе определены два пути обжалования решения налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС: в судебном или административном порядке. То есть если плательщик не согласен с решением налогового органа, он может обратиться в налоговый орган, который его аннулировал, с жалобой. Налоговый орган рассматривает жалобу плательщика и, если установлено, что аннулирование регистрации плательщика НДС было осуществлено неправомерно, принимает решение о восстановлении плательщика в реестре. Затем это решение со всеми необходимыми подтверждающими документами направляется на областной уровень, а оттуда — на центральный.

 

Подлежит ли аннулированию регистрация плательщика НДС при осуществлении им операций, не являющихся объектом налогообложения?

Аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется в случаях, определенных ст. 184 Налогового кодекса. Аннулирование может осуществляться как по заявлению плательщика, так и по инициативе налогового органа. Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, определены ст. 196 вышеуказанного Кодекса. Если у плательщика объем налогооблагаемых операций не достигает размера 300 тыс. грн., то он может по добровольному решению подать заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС. Если плательщик НДС осуществляет исключительно операции, не являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст. 196 Налогового кодекса, и при этом не осуществляет налогооблагаемых операций, то такой плательщик может подать заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС на основании, определенном пп. «а» п. 184.1 ст. 184 Налогового кодекса, или же если налоговый орган по результатам мониторинга и при проведении соответствующего анализа установит, что плательщик осуществляет исключительно операции, не являющиеся объектом налогообложения, и не проводит операции, дающие право на начисление налоговых обязательств и формирование налогового кредита, то имеет право исключить такого плательщика из реестра.

 

Может ли плательщик самостоятельно выбрать порядок восстановления своей регистрации плательщиком НДС — административный или судебный?

Да. После того как плательщику стало известно, что его регистрацию плательщиком НДС аннулировали, он может сразу обратиться в суд или в налоговый орган, осуществивший аннулирование. Плательщик сам выбирает, каким образом ему обжаловать решение налогового органа. Даже если плательщик жаловался по поводу аннулирования регистрации в налоговый орган, а его жалобу не удовлетворили, он может обратиться в суд по этому вопросу. Судебное решение обязательно для исполнения.

 

В каких случаях добровольно зарегистрированный плательщик может быть исключен из реестра плательщиков НДС?

Это нововведение четко выписано в Налоговом кодексе. Исключение происходит в том случае, если объем поставки товаров или услуг плательщиком НДС, который зарегистрировался по добровольному решению, другим плательщикам этого налога за последние 12 месяцев совокупно составлял меньше 50% общего объема поставки.