Другие налоги
Тема: Экологический налог

Экологический налог для сельхозпредприятий, осуществляющих размещение отходов

В соответствии с п. 240.1 ст. 240  Налогового кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, во время проведения деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья (пп. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса).

При этом в условиях п. 240.5 ст. 240 Налогового кодекса не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов в качестве вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, которые размещаются на собственных территориях (объектах), и предоставляющие услуги в этой сфере.

Перечень отдельных видов отходов в качетве вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержден постановлением № 183. В этот перечень входят:

  • отходы полимерные;
  • отходы резиновые, в том числе изношенные шины.

Согласно пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса объектом и базой налогоообложения являются, в частности, объемы и виды (классы) отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов в качестве вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

Пунктами 246.2 и 246.3 ст. 246 Налогового кодекса установлены ставки за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

При размещении отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога увеличиваются втрое.

Кроме того, предусмотрено применение коэффициента к ставкам налога, устанавливаемого в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде:

  • в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от таких границ — 3;
  • на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта — 1.

Согласно налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2011 г. до 31.12.2012 г. включительно, ставки налога составляют 50% ставок, предусмотренных, в частности, ст. 246 Налогового кодекса (п. 2 подраздела 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса).

Суммы налога, взимаемого за размещение отходов, исчисляются плательщиками самостоятельно ежеквартально исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректирующих коэффициентов (п. 249.6 ст. 249 Налогового кодекса) по формуле

           n
Прв = Σ (Нпі х Млі х Кт х Ко),
        і = 1

где Нпі — ставки налога в текущем году за тонну i-го вида отходов (грн. коп.);

Млі — объем отходов i-го вида (т);

Кт — корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов;

Ко — корректирующий коэффициент, равный 3 и применяемый при размещении отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Пунктом 250.1 ст. 250 Налогового кодекса установлено, что базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.

 Согласно пп. 250.2.1 п. 250.2 ст. 250 вышеуказанного Кодекса плательщики налога составляют налоговые декларации по установленной форме в порядке, предусмотренном ст. 46 этого Кодекса, которые в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, представляют в органы государственной налоговой службы, и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, в частности за размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов.

Плательщики налога перечисляют суммы налога, взимаемого за размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства Украины, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом (п. 250.5 ст. 250 Налогового кодекса), а именно Бюджетным кодексом Украины.

 Согласно п. 10 части второй ст. 69 Бюджетного кодекса к поступлениям специального фонда местных бюджетов относятся 35% экологического налога (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока), в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 25%, областные бюджеты и бюджеты Автономной Республики Крым — 10%, бюджеты городов Киева и Севастополя — 35%. Пунктом 51 раздела ІV «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса установлено, что экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется в следующих пропорциях: 1) в специальный фонд государственного бюджета в 20112012 гг.30%; в 2013 г.53%, из них 33 — с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; с 2014 г. — 65%, из них 50 — с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины; 2) в специальный фонд местных бюджетов в 20112012 гг. — 70%, в том числе в сельские, поселковые, городские бюджеты — 50%, областные бюджеты и бюджеты Автономной Республики Крым — 20, бюджеты городов Киева и Севастополя — 70; в 2013 г. — 47%, в том числе в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5, областные бюджеты и бюджеты Автономной Республики Крым — 13,5, бюджеты городов Киева и Севастополя — 47; с 2014 г. — 35% согласно п. 10 части второй ст. 69 этого Кодекса.

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданинасубъекта предпринимательской деятельности, в орган государственной налоговой службы, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, представляются в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление размещения отходов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В другом случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации.

Исследуя термины, перечисленные в пп. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса, отметим, что в соответствии со ст. 1 Закона об отходах отходы — это любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), полностью или частично утратившие свои потребительские свойства и не имеющие дальнейшего использования по месту их образования или выявления и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления.

 При практическом применении термина «размещение отходов» в условиях раздела VIIІ «Экологический налог» Налогового кодекса следует учитывать понятие размещения отходов — это хранение (временное размещение для утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т.п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

ДК 005-96 описывает, в частности, отходы, образованные вследствие выращивания животных и производства продукции животноводства и птицеводства. Навоз и птичий помет включены в группу отходов  01, классификационная группировка  012, коды: 0121.2.6.03 «Экскременты, мочевина и навоз (включая трухлявые сено и солому) от животных» и 0124.2.6.03 «Помет птичий».

Таким образом, сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и другие хозяйства, занимающиеся производством (выращиванием), переработкой и сбытом продукции животноводства и птицеводства и при этом осуществляющие размещение в течение отчетного квартала отходов (навоза и птичьего помета), являются плательщиками экологического налога.

Навоз относится к ІV классу опасности отходов. Поэтому при исчислении налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, для навоза применяется ставка  1,25 грн./т (2,5 грн. х 50%).