Другие налоги
Тема: Налоговый долг

Основания для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга налогоплательщиков: как определить и доказать

Во исполнение пунктов 100.4 и 100.5 ст. 100 Налогового кодекса постановлением № 1235 был утвержден Перечень обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств.

Следовательно, начиная с 2011 г. в отличие от прошедших лет четко регламентированы конкретные ситуации в финансово-хозяйственной деятельности, наступление которых дает право налогоплательщику обращаться в орган ГНС за рассрочкой (отсрочкой) денежных обязательств или налогового долга.

Определены следующие обстоятельства для обращения плательщика за рассрочкой денежных обязательств (налогового долга).

1. Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований или бюджетных обязательств заявителю и/или недоведение (несвоевременное доведение) финансирования расходов до заявителя — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного выполнения им денежных обязательств и/или погашения налогового долга, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заявителю из бюджета средств в объеме, достаточном для своевременного выполнения им денежных обязательств и/или погашения налогового долга, в том числе в счет оплаты предоставленных заявителем услуг (выполненных работ, поставленных товаров).

То есть налогоплательщик имеет право обратиться в орган ГНС за рассрочкой при наличии задолженности бюджетов перед налогоплательщиком в сумме, достаточной для погашения его денежного обязательства и/или налогового долга.

Указанное обстоятельство может подтверждаться следующими документами:

  • справка установленного образца, выданная финансовым органом и/или главным распорядителем бюджетных средств, о сумме бюджетных ассигнований и/или бюджетных обязательств, не предоставленных (несвоевременно предоставленных) заявителю, или сумме финансирования расходов, не доведенного (несвоевременно доведенного) до заявителя в объеме, достаточном для своевременного выполнения им денежных обязательств;
  • заявление (в произвольной форме) получателя бюджетных средств о неперечислении (несвоевременном перечислении) ему суммы денежных средств в объеме, достаточном для своевременного выполнения им денежных обязательств;
  • справка установленного образца, выданная распорядителем бюджетных средств, о сумме денежных средств, не перечисленной (несвоевременно перечисленной) заявителю в объеме, достаточном для своевременного выполнения им денежных обязательств, в том числе в счет оплаты предоставленных заявителем услуг (выполненных работ, поставленных товаров).

При этом документ, предлагаемый налогоплательщиком в качестве доказательства недофинансирования, должен быть составлен и подписан органом, имеющим надлежащие полномочия на подтверждение сведений о наличии задолженности бюджета перед этим налогоплательщиком.

2. Угроза возникновения неплатежеспособности (банкротства) заявителя при своевременной и в полном объеме уплате им денежного обязательства или погашении налогового долга в полном объеме.

Это обстоятельство подтверждается заключением о результатах анализа финансового положения заявителя, который проводится органом ГНС по данным его бухгалтерского учета.

При этом определение наличия или отсутствия угрозы банкротства может быть осуществлено, в частности, путем сравнения суммы денежных обязательств (налогового долга), которые предлагается рассрочить, с основными показателями налогоплательщика по его бухгалтерской отчетности (как валовыми, так и средними за отчетный период) с учетом конкретной ситуации, возникшей в период уплаты или непосредственно перед ним и имеющей отрицательное влияние на прогнозируемую платежеспособность налогоплательщика в данном периоде. Если сумма обязательств и/или долга значительно меньше достигнутых финансовых результатов, она не может вызвать для плательщика ситуацию, обусловливающую угрозу устойчивой неплатежеспособности (банкротства). Соответственно в таком случае плательщик не может получить рассрочку денежных обязательств или налогового долга.

3. Недостаточность имущества заявителя — физического лица (без учета имущества, на которое согласно законодательству не может быть обращено взыскание) для своевременной и в полном объеме уплаты денежного обязательства или погашения налогового долга в полном объеме или отсутствие у заявителя — физического лица имущества.

Указанное обстоятельство подтверждается результатами проведенного органом ГНС анализа представленных заявителем документов о наличии собственного движимого и недвижимого имущества, а также собственных доходов.

Необходимо при этом учитывать состав семьи заявителя и наличие общей или долевой собственности на имущество. Например, наличие у заявителя права собственности на недвижимое имущество стоимостью 500 тыс. грн. не позволяет ему получить рассрочку налогового долга на сумму 300 тыс. грн., однако с учетом равных общих прав на это имущество с его женой такая возможность есть, поскольку собственная доля заявителя в этом имуществе составляет 250 тыс. грн., что меньше суммы его налогового долга.

4. Сезонный характер производства и/или реализации товаров (работ, услуг) заявителем.

Указанное обстоятельство подтверждается составленным заявителем документом, удостоверяющим, что в общем объеме дохода от реализации товаров (работ, услуг) часть дохода заявителя получена в результате осуществления видов деятельности, включенных в Список сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденный постановлением № 278.

К этому Списку относятся субъекты, осуществляющие хозяйствование в следующих отраслях экономики:

  • лесная промышленность и лесное хозяйство;
  • торфяная промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • перерабатывающие отрасли промышленности;
  • санаторно-курортные заведения и заведения отдыха;
  • транспортно-дорожный комплекс.

Предприятие-заявитель должно подтвердить получение дохода от сезонных видов деятельности путем предоставления соответствующего расчета как относительно суммы доходов, так и относительно суммы денежных обязательств (налогового долга).

5. Выполнение заявителем плана реорганизации собственного производства и/или изменение его организационной структуры, что приводит (может привести) к значительному спаду производства в течение определенного периода.

Указанное обстоятельство подтверждается документами, удостоверяющими осуществление заявителем реорганизации собственного производства и/или изменение его организационной структуры с расчетами их влияния на эффективность производства и уровень его прибыльности.

Обязательным является также обоснование прогнозной продолжительности периода, в течение которого предполагается спад производства, поскольку именно этот период определяет период рассрочки.

6. Проведение заявителем научно-исследовательских, конструкторских, а также социально ориентированных работ, предусматривающих создание рабочих мест для инвалидов, защиту окружающей природной среды, повышение энергетической эффективности производства, или технического переоснащения собственного производства, осуществление инновационной деятельности, выполнение заявителем особо важного заказа в рамках социально-экономического развития региона или предоставление им особо важных (в том числе исключительных) услуг населению, выполнение государственного оборонного заказа, осуществление заявителем инвестиций в создание объектов, имеющих наивысшую энергетическую эффективность, социальное значение, стратегическое значение для обороны и безопасности государства.

Осуществление всех этих видов деятельности может быть документально подтверждено не только со стороны налогоплательщика, а и со стороны заинтересованных в их реализации органов с предоставлением необходимой информации о факте и степени участия заявителя. Кроме того, поскольку в большинстве случаев вышеуказанные работы осуществляются в рамках государственных программ, материалы должны содержать как ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты (при их наличии), так и документальные подтверждения того, что заявитель принимает фактическое участие в их реализации (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется путем реализации собственных инновационных мероприятий заявителя для оптимизации индивидуальной модели развития и согласно основным направлениям собственного менеджмента).

Что касается оснований для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, то это исключительно обстоятельства непреодолимой силы, действие которых может быть вызвано исключительными погодными условиями и стихийным бедствием (ураган, буря, наводнение, накопление снега, гололедица, землетрясение, пожар, проседание и сдвиг почвы, замерзание моря, закрытие морских проливов, которые встречаются на обычном морском пути между портами отгрузки и разгрузки, другое стихийное бедствие и т. п.) или непредвиденными ситуациями, происходящими независимо от воли и желания заявителя (война, блокада, забастовка, авария).

Доказательствами, подтверждающими факт наступления (существования) указанных обстоятельств, являются:

заключение Торгово-промышленной палаты о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или стихийного бедствия на территории Украины;

решения Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденные Верховной Радой Украины.

В случае подтверждения наличия обстоятельств непреодолимой силы решениями Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденными Верховной Радой Украины, заявитель дополнительно подает справку, выданную соответствующим местным органом, имеющим право подтверждать наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, любые ситуации, имеющие признаки форс-мажорных и отрицательно влияющие на осуществление обычной хозяйственной деятельности налогоплательщика, могут быть основанием для обращения за отсрочкой только при их надлежащем подтверждении. Вместе с тем наличие таких оснований, не подтвержденных соответствующими документами, может быть дополнительным аргументом для обращения и оформления рассрочки на других основаниях (например, угроза банкротства).

Нередко встречаются ситуации, когда у плательщика есть несколько оснований для рассрочки (отсрочки). Например, на предприятии сезонного производства начата инновационная программа, или предприятие, предоставляющее исключительные в данном районе услуги населению, в результате неудачного менеджмента оказалось на грани банкротства. Может сложиться и симбиоз причин для рассрочки и отсрочки одновременно — например, сельскохозяйственное предприятие (сезонное) потеряло часть урожая вследствие засухи (форс-мажор).

В таких случаях плательщик должен указать в заявлении все имеющиеся основания и надлежащим образом подтвердить их документами.

Вышеуказанный Перечень является исключительным. Если предприятие не имеет определенных этим Перечнем оснований, оно не может получить рассрочку (отсрочку) денежных обязательств (налогового долга). Если заявитель, не имея надлежащих оснований, указывает в форме заявления свободно выбранное основание и не прилагает к нему подтверждающих документов, орган ГНС может не осуществлять анализ финансовой деятельности плательщика, а отказать ему в рассрочке (отсрочке).

Целесообразно также подчеркнуть то, что наличие у налогоплательщика права на обращение за рассрочкой (отсрочкой) денежных обязательств (налогового долга) не дает ему автоматически права такую рассрочку (отсрочку) получить. Решение о рассрочке (отсрочке) принимается по результатам комплексного анализа наличия угрозы образования или накопления налогового долга, платежеспособности плательщика и уровня обеспеченности налогового кредита.

Следовательно, если налогоплательщик намерен получить рассрочку (отсрочку) денежных обязательств или налогового долга, он прежде всего должен убедиться в наличии надлежащих обстоятельств для обращения и возможности их подтверждения. В свою очередь, работники органа ГНС после получения соответствующего обращения налогоплательщика должны прежде всего оценить достаточность доказательной базы относительно указанной плательщиком в заявлении причины для обращения, и только после этого осуществлять анализ финансовой деятельности заявителя и другие предусмотренные законодательством действия в рамках процедуры рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков.