Юридическая практика
Тема: НДС

Заполнение налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с ошибками

Суть дела. При проведении проверки налоговым органом установлено неправомерное определение суммы бюджетного возмещения по НДС, поскольку согласно представленной декларации по НДС сумма, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, имеет положительное значение.

Налогоплательщик считает, что налоговым органом неправомерно уменьшена к возмещению заявленная в налоговой декларации сумма НДС, поскольку им допущены ошибки при заполнении декларации и фактически в декларации имеются другие показатели.

Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее. ООО «Р» была представлена в контролирующий орган налоговая декларация по НДС за апрель, согласно которой сумма, подлежащая бюджетному возмещению, определена в размере 100 000,00 грн. Органом ГНС согласно нормам законодательства проведена документальная невыездная проверка указанной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт, которым установлены нарушения пп. 7.7.2 п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС. На основании акта проверки было принято налоговое уведомление-решение, согласно которому предприятию уменьшена сумма бюджетного возмещения по НДС на 100 000,00 грн.

Не соглашаясь с уменьшением суммы бюджетного возмещения, субъект хозяйствования обратился в суд с иском об отмене налогового уведомления-решения.

Решениями судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказано.

Считая, что решения судов предыдущих инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, ООО «Р» обратилось в ВАСУ с кассационной жалобой, в которой просит указанные решения отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы субъекта хозяйствования ВАСУ поддержал позицию налогового органа и судов предыдущих инстанций с учетом следующего.

Нормами пп. 7.7.2 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС предусмотрено: если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно пп. 7.7.1 этого пункта, имеет отрицательное значение, то бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде поставщикам таких товаров (услуг).

В соответствии с пп. 7.7.1 п. 7.2 вышеуказанной статьи сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разность между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода. При положительном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 этого пункта, такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для соответствующего налогового периода. При отрицательном значении суммы, рассчитанной согласно пп. 7.7.1 этого пункта, такая сумма учитывается в уменьшение суммы налогового долга по этому налогу, возникшего за предыдущие налоговые периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом), а при его отсутствии — засчитывается в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Согласно пунктам 5.11, 5.12 Порядка № 166 если по результатам текущего отчетного (налогового) периода плательщиком налога определено отрицательное значение разности между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита, сумма определенного отрицательного значения учитывается в уменьшение суммы налогового долга за предыдущие отчетные (налоговые) периоды по НДС, в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом (отражается в строке 22.1 налоговой декларации), а остаток засчитывается в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 22.2 налоговой декларации текущего отчетного (налогового) периода и переносится в строку 23.1 налоговой декларации следующего отчетного (налогового) периода).

Если в следующем отчетном налоговом периоде разность между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита с учетом остатка такого отрицательного значения прошедшего отчетного (налогового) периода, включаемого в состав налогового кредита текущего отчетного (налогового) периода, имеет отрицательное значение, то плательщик налога вместе с налоговой декларацией представляет расчет суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к налоговой декларации по НДС).

Как было установлено предыдущими судебными инстанциями, сумма бюджетного возмещения, заявленная ООО «Р», согласно представленной декларации за апрель составляет 100 000,00 грн. Вместе с тем значение строки 23.1 указанной декларации составляет 0,0 грн., соответственно значение строки 22.2 декларации предыдущего периода (марта) также составляет 0,0 грн., а следовательно, согласно представленной декларации сумма, подлежащая уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, имеет положительное значение.

Таким образом, согласно нормам пп. 7.7.2 п. 7.2 ст. 7 Закона об НДС субъектом хозяйствования безосновательно включен в сумму бюджетного возмещения НДС в сумме 100 000,00 грн., ввиду чего суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что исковые требования ООО «Р» не имеют законных оснований, а потому не подлежат удовлетворению.

Доводы налогоплательщика относительно допущения им ошибок в декларации и фактически наличие в ней других показателей не могут приниматься во внимание судом кассационной инстанции, поскольку плательщик не лишен права представлять уточняющие налоговые декларации для корректировки определенных показателей.

Однако такие действия субъектом хозяйствования не осуществлены, тогда как сумма бюджетного возмещения формируется из определения разности между суммой налогового обязательства и налогового кредита отчетного налогового периода, приведенных именно в налоговых декларациях.

С учетом вышеизложенного ВАСУ по результату пересмотра в кассационном порядке дела жалобу субъекта хозяйствования оставил без удовлетворения, а решения судов предыдущих инстанций, которыми в удовлетворении иска отказано полностью, — без изменений.


Владислав КОЧКАРОВ,
директор Департамента правовой работы ГНС Украины

Ольга СИРОТИНА,
заместитель начальника отдела представительства

интересов органов ГНС в судах кассационной инстанции

и обобщения судебной практики Юридического управления