Интервью

Добросовестный налогоплательщик со временем станет надежным союзником государства

И политики, и должностные лица единодушны во мнении, что нынешний бюджетный год будет нелегким. Плановые прогнозы обретут реальные очертания лишь тогда, когда механизмы, обеспечивающие финансовые поступления в государственную казну, бесперебойно и слаженно будут работать во всех областях, городах и районах.

Своими соображениями о рациональных путях достижения поставленной цели, которые будут базироваться на прошлогоднем опыте работы, когда существенно возросли объемы налоговых поступлений, и сохранения этой положительной динамики в дальнейшем поделился Председатель ГНС во Львовской области Виталий ПЕКАРЧУК.


— Виталий Семенович, чем запомнился лично Вам прошедший год, с какими мыслями и настроением начали новый 2012 год?

— Откровенно говоря, прежде всего важной юбилейной датой моей жизни. Вспомнил, какими тропами и дорогами пришлось идти, перебрал в мыслях дела, имевшие положительный результат, проанализировал все, что сделал не так, как хотелось бы, взвесил собственные силы и возможности. Более всего я удовлетворен тем, что избранная еще в юности специальность стала смыслом моего повседневного бытия, ведь в финансовой и налоговой сфере работаю более тридцати лет. Отсюда стремление отблагодарить за это общество. Поэтому горжусь полученной возможностью: приказом ГНС Украины от 12 декабря прошлого года я назначен председателем ГНС во Львовской области. Это тоже знаковое и очень приятное для меня событие.

— Органы налоговой службы Львовщины в целом успешно справились с задачами по наполнению бюджетов всех уровней. Означает ли это, что за полтора года, с тех пор, как Вы возглавили ГНА в области, Вам удалось создать надежную и профессиональную команду?

— Не могу однозначно ответить на этот вопрос, поскольку процесс формирования коллектива налоговой службы у нас проходил и проходит несколько нетрадиционным путем. Меня перевели на должность руководителя ГНА во Львовской области из Волыни. Но я хорошо знал, что здесь работают опытные специалисты. Заменять их другими не имело смысла. Поэтому в интересах дела решил налаживать сотрудничество. Сейчас у нас в коллективе нет никаких недоразумений, поэтому работаем одной командой. И результаты, достигнутые в прошлом году, в некоторой степени подтверждают мои слова.

Задания по поступлению платежей в госбюджет выполнены на 102,5%, дополнительно бюджет получил 118,2 млн. грн., прирост доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 1087,1 млн. грн.

В местные бюджеты поступило 3237,5 млн. грн., что на 404,4 млн. грн., или на 14,3%, превышает сумму поступлений 2010 года. {h}В бюджеты всех уровней органами государственной налоговой службы Украины мобилизовано 8105,8 млн. грн.{/h}

Хотел бы акцентировать внимание на том, что в течение года налоговой службой области обеспечено ежемесячное выполнение поставленных задач. Важно, что необходимые усилия для их реализации приложили не отдельные подразделения, а фактически все инспекции в городах и районах.

— Вы работаете в органах налоговой службы Украины с первых дней ее создания и, бесспорно, имеете собственное мнение относительно механизмов, которые могли бы улучшить ситуацию в налоговой сфере?

— Не буду примерять на себя роль ясновидящего, поскольку думаю так же, как и все мои коллеги, умеющие реально оценивать обстоятельства и видеть их в перспективе.

Нынешние изменения в отношениях государства с субъектами хозяйствования назрели уже давно. Но для того, чтобы они стали движущей силой отечественной экономики, мы должны еще многое сделать. В прошлом году в полную силу заработал потенциал Налогового кодекса Украины. Отныне мы не только декларируем партнерство с налогоплательщиками, но и имеем полноценную реальную основу для его развития. Речь идет, конечно, о добросовестном бизнесе, понимании его проблем и ежедневных забот, возможную обоюдную поддержку.

Во время моих встреч с журналистами эта тема возникает часто. Стараюсь убеждать наиболее дотошных из них, что налоговая не осуществляет никакого давления на честный бизнес. Как и в других регионах Украины, в области в два раза уменьшено количество плановых проверок, а малое предпринимательство работает вне рамок контрольных мероприятий. А как же случилось, спрашивают, что производство продукции в области возросло на 15%, а налогов собрано почти на 30% больше? Объясняю, как правило, оперируя конкретными фактами и цифрами. Вот примеры о поступлениях средств за счет основных бюджетоформирующих налогов. После проведения комплекса мероприятий по детенизации экономики поступления по налогу на добавленную стоимость возросли на 412,8 млн. грн. по сравнению с фактическими показателями 2010 года. На кого легло основное бремя этого налога? Внести ясность поможет такой факт — более 40% поступлений НДС пришлось на долю предприятий-минимизаторов, выгодополучателей.

Положительной является также динамика поступлений по налогу на прибыль. За год эта сумма возросла на 295,9 млн. грн., или больше чем на 30%. Рост начисленных сумм этого налога — 12% по области — в два раза опережает рост доходов предприятий. В частности, по результатам ІІІ квартала начисления налога составляют 363 млн. грн., что на 18% больше, чем за ІІ квартал, и на 33% больше, чем за І квартал. Опять-таки больше пришлось уплачивать субъектам хозяйствования, привыкшим скрывать полученные доходы.

Через средства массовой информации, на страницах веб-сайта областной налоговой службы постоянно размещаем публикации, призванные убедить налогоплательщиков отказаться от любых схем уклонения от налогообложения. Объясняем, что налоговики имеют сегодня в своем распоряжении мощную систему дистанционного мониторинга, с помощью которой выявляют не только субъектов теневой экономики, но и тех, чья деятельность имеет признаки риска.

Именно нормы Налогового кодекса Украины стали надежным критерием, разграничившим добросовестный прозрачный бизнес и теневой бизнес. Для первого — преференции и доверие, для второго — санкции согласно действующему законодательству. Убежден, что добросовестный налогоплательщик со временем станет надежным союзником государства по установлению справедливости и наведению порядка в экономике.

— Время от времени не столько налогоплательщики, сколько некоторые политики выражают сомнения относительно целесообразности функционирования налоговой милиции в структуре ГНС Украины. Что Вы думаете по этому поводу, и как в целом оцениваете результаты работы управления налоговой милиции в области?

— На начальном этапе деятельности налоговой службы силовых подразделений в ее составе не было. Преступностью в сфере налогообложения занимались тогда структуры МВД. В 90-х годах прошлого столетия наступление криминалитета на финансовые позиции только что созданного государства имело невероятные масштабы. Разве можно было одно и то же преступление раскрывать, пресекать и доводить до судебной инстанции одновременно силами двух ведомств? Поэтому в 1998 году было принято правильное решение.

Логика здесь проста. Пока в сфере налогообложения будет паразитировать преступность, — подразделения налоговой милиции необходимы. В борьбе с теневой экономикой, разрушении наиболее изощренных схем обогащения за счет государства подразделениям налоговой милиции принадлежит сегодня авангардная роль.

Приведу несколько обобщающих показателей их работы за прошлый год и конкретные факты буквально последних дней. Работниками УНМ ГНА в области раскрыто 179 преступлений, из которых 135 — тяжких и особо тяжких. В суд направлены уголовные дела по 108 преступлениям. При участии налоговой милиции обеспечены поступления денежных средств в бюджет на сумму более 86 млн. грн.

Выявлены 4 конвертационных центра, 5 подпольных цехов по нелегальному производству алкогольной продукции. Так, накануне Нового года пресечена деятельность целой сети по изготовлению и реализации фальсифицированных алкогольных напитков — несколько подпольных цехов на территории Пустомытовского, Перемышлянского и Дрогобычского районов. Изъято более 23 тыс. бутылок фальсификата, 6 т спирта, более 6 тыс. поддельных марок акцизного налога, 19 тыс. этикеток разных торговых марок, а также оборудование. В преступную группу входили работники спиртзаводов, оптовых лицензированных складов и частные предприниматели. Общая стоимость изъятых товарно-материальных ценностей составила около 1,5 млн. грн. Еще один пример свидетельствует о выявлении масштабной схемы уклонения от уплаты налогов, в которой были задействованы два нелегальных обменных пункта. На территории нескольких областей злоумышленники осуществляли продажу товаров широкого потребления без соответствующих документов, переводя денежные средства на фиктивные фирмы через платежную систему и денежную наличность, которая составила около 7 млн. дол. США.

При этом  в бюджет уплачено лишь 4 тыс. грн., поскольку руководитель этой группы находился на упрощенной системе налогообложения. Во время обысков выявлены остатки товарно-материальных ценностей на сумму более 12 млн. грн., а в «обменках» изъяты валютные ценности на сумму, эквивалентную 600 тыс. грн. Как видите, факты — вещь упрямая, и в комментариях они не нуждаются.

— Несмотря на весомые результаты, которых в прошлом году удалось достичь налоговой службе Львовщины, существуют определенные факторы, которые в нынешнем году могут усложнить ситуацию, например уменьшение ставки налогообложения прибыли предприятий с 23 до 21%. Какие контрмеры будете применять в этом случае?

— Недавно проведено расширенное совещание по итогам работы органов государственной налоговой службы области за прошлый год. Без внимания не остались и вопросы, от решения которых зависят будущие результаты. Обеспечить в 2012 году прирост поступлений согласно плановым показателям Минфина Украины и ГНС Украины будет непросто. Не теряя времени, следует детально проанализировать имеющиеся возможности, взвесив все «за» и «против». Действительно, с 1 января уменьшена ставка налогообложения прибыли предприятий с 23 до 21%. Эти два процента влекут за собой ощутимую сумму потерь для бюджета. Поэтому необходимо привлечь резервы. Конечно, они существуют, но не на поверхности. И чтобы их выявить, а главное — использовать, необходимо упорно работать. Ждать, что благоприятная ситуация сложится сама собой, недопустимо. Здесь не может быть мелочей, потому что если на них своевременно не реагировать, то они будут притуплять наше внимание, превратятся поистине в разрушительную силу.

Именно поэтому перед руководителями налоговых инспекций, структурных подразделений поставлены задачи принять необходимые меры, чтобы ликвидировать недостатки в администрировании налогов, создать благоприятные условия для эффективной организации работы в следующем бюджетном году. Например, в прошлом году в области успешно начала работать система возмещения НДС в автоматическом режиме. Начинали мы год с возмещения НДС двум плательщикам на сумму 600 тыс. грн., а завершили с весомым результатом — автоматическое возмещение получили 30 плательщиков на сумму 82,4 млн. грн., то есть их количество возросло в 12,5 раза.

Однако эти успехи не должны нас расхолаживать. Хотя в прошлом году субъектам хозяйственной деятельности возмещено НДС на общую сумму 300,3 млн. грн., что почти в два раза больше, чем в 2010 году, проблем здесь не стало меньше. Речь идет о качественной обработке остатков невозмещенных сумм налога, более оперативном принятии решений по подтверждению сумм или предотвращению безосновательно заявленных сумм НДС, ежемесячной качественной отработке налоговой отчетности по этому налогу. Это, в частности, касается предприятий с иностранными инвестициями, которые осуществляют деятельность прозрачно и имеют законодательные основания для возмещения НДС.

Недопустимым также является то, что некоторые налоговые инспекции не проявляют принципиальности относительно предприятий — минимизаторов налога на прибыль. По данным аналитических подразделений, 4 тыс. таких предприятий задекларировали 72% всех доходов по области, а начислили налога на прибыль лишь 12%. Это и есть те резервы, которые следует привлечь, чтобы выполнить поставленные перед нами задачи.

— Можете поделиться с читателями журнала своими замыслами, пожеланиями, мечтами?

— О производственных делах уже говорил. Выполнение расчетной базы налогообложения и обеспечение определенной суммы поступлений в бюджет — это главные и первоочередные задачи.

А в целом пожелания и мечты достаточно земные. Хотя свободного времени маловато, я все-таки надеюсь, что наконец смогу собрать сразу всю семью. Мы с женой уже стали львовянами, а сын со своим семейством — на другом континенте, поскольку находится на дипломатической службе.

Хотелось бы иметь свободную минутку для своего любимого занятия нумизматикой. Коллекция монет, которую собираю, это как отражение финансовых систем прошедших и нынешних времен, интеллекта людей, создававших их.


Беседовал
Дмитрий ЗЕРНОВ,
заведующий сектором взаимодействия со средствами
массовой информации и общественностью ГНА во Львовской области

 

«Горячии линии»

Дата: 15 декабря, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00