Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Конец империи

В середине III тыс. до н. э.  сложились предпосылки для образования огромной древней китайской империи, которая просуществовала с конца III тыс. до н. э.  до начала І тыс. н. э. Этот период характеризуется стремительным ростом производственных отношений, которые сопровождались освоением новых орудий труда, интенсивным развитием земледелия, ирригационных систем, ремесел и торгово-денежных отношений. Изменилась система общинно-родового строя и налоговых отношений. Если раньше налогами облагалась вся община, то теперь единицей налогообложения становилась отдельная семья.


Исторические источники тех времен донесли до наших дней свидетельства китайского сановника об уплате налогов одной крестьянской семьей. «Сегодня, — сообщал он, — семья из пяти человек обрабатывает земельный участок размером 100 му (1 му — 0,019 га). Каждый год с 1 му собирает 1,5 даня зерна (дань — 29,3 кг). После уплаты земельного налога в размере 1/10 доли урожая остается 135 даней зерна. Один человек ежемесячно съедает 1,5 даня, а на проживание пяти человек ежегодно идет 90 даней. Остается 45 даней зерна. Стоимость одного даня 30 цяней (медных монет). После приобретения одежды, религиозных и непредвиденных расходов в семье совсем не остается денег».

Кроме того, крестьянская община выполняла трудную воинскую повинность. Каждая восьмая семья должна была поставлять рекрута, а другие семь — обеспечивать армию провиантом и фуражом, что отрицательно сказывалось на семейном бюджете.

Конечно, социальные и экономические преобразования в обществе приводили к обострению классовых разногласий, что, в свою очередь, способствовало зарождению новых политических групп и идеологических течений.

Наиболее значительными из них были даосизм, конфуциантство и фацзя. Каждое из этих течений отражало интересы определенных политических групп и, что характерно, имело свои взгляды на систему налоговых отношений.

Так, основатели даосизма отстаивали интересы крестьянской общины. Они осуждали роскошь и богатство, знатность и засилие правителей. Социальным идеалом давнего даосизма была древняя первобытная община, в которой не было неравности, угнетения и больших поборов. Человек должен был покорно исповедовать дао — естественный ход жизни, верить во внеземные силы природы и использовать их для достижения земных благ — здоровья, долголетия, богатства.

Конфуцианство возникло на рубеже VI — V вв. до н. э.  и в дальнейшем распространилось на всю страну. Его основателем считается проповедник Кун-цзы (Конфуций). Конфуцианцы оправдывали классовую неравность, однако отрицательно относились к обогащению и вознесению людей незнатных. Согласно учению Конфуция каждый человек в обществе должен четко занимать отведенное ему место. Они настаивали на воссоздании патриархальных отношений и уделяли значительное внимание культу предков.

Представители течения фацзя (легисты, законники) отстаивали интересы новой, разбогатевшей знати. Они были сторонниками частной собственности на землю, проведения новых реформ. Впервые в истории Китая выражалось мнение о юридическом законе как орудии государственного управления. Легисты считали, что государство должно руководствоваться обязательными для всех законами (фа), а это, в свою очередь, должно было бы помочь построить сильное бюрократическое государство.

Самым известным представителем и сторонником течения фацзя был сановник царства Цинь Шан Ян. Он воплотил в жизнь несколько удачных экономических преобразований. Среди них — земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар общинному землевладению. Землю начали свободно продавать и покупать. Кроме того, был введен закон о принудительном дроблении больших семей. Если в семье было двое и больше мужчин, и они не поделили между собой хозяйство, то с каждого взимался двойной налог. В связи с этим произошли изменения и в системе налогообложения. Вместо бывшего земельного налога, который взимался в размере 1/10 части урожая, был введен новый, учитывавший количество обрабатываемой земли. Это обеспечило постоянную годовую прибыль независимо от сбора урожая, природных катаклизмов и т. п. Новая система налогообложения обеспечила поступление в казну значительных денежных средств, которые были крайне необходимы правителям царства Цинь для ведения военных действий.

Фактически это был переход от поденной системы хозяйствования к феодально-помещичьей, от рабовладельческого строя к феодальному. Отныне критерий знатности определялся богатством и государственными заслугами, а не аристократическими титулами, как раньше. На смену старой знати пришла новая — военная и торгово-ростовщическая.

 В результате проведения кардинальных реформ китайское царство превратилось в могущественное централизованное государство. В IV в. до н. э.  началось строительство Большой Китайской стены, которая и в настоящее время является визитной карточкой страны и поражает своей монументальностью. Работы велись в течение десяти лет, не прекращаясь ни днем, ни ночью. На строительстве этого величественного сооружения работало около 2 млн. человек. После окончания работ Большая Китайская стена представляла собой оборонительное укрепление из камня и гранитных плит длиной 4 тыс. км, высотой 10 м, шириной в несколько метров.

По приказу императора в стране сооружались дороги, транспортные каналы, велись интенсивные строительные работы. Только дворцов для императорской семьи было возведено свыше 700. Также были проведены унификация всех мер длины, веса, объема, денежная реформа. Именно на этот период приходится появление единого упрощенного письма, которое стало основой современной китайской письменности. Широко развивалось ткацкое ремесло, ткачеством занималась каждая женщина в семье. Вместе с тем крупные пошивочные мастерские находились в частных руках и при императорском дворе. Китайский шелк был одной из статей экспорта страны. Шелковая продукция вывозилась такими крупными партиями, что северный торговый путь, который связывал Китай со странами Запада, получил название «большого шелкового пути».

(Продолжение следует)