Новости

«Диалог сформирует доверие»

Александр Клименко — Председатель ГНС УкраиныВ ближайшее время налоговая служба организовывает международную конференцию «Актуальные проблемы противодействия коррупции в органах Государственной налоговой службы Украины». Главная цель этого форума — дальнейшее развитие диалога с учреждениями гражданского общества, представляющими интересы налогоплательщиков, а также совместная борьба с коррупционными проявлениями в налогообложении. О нынешних отношениях между обществом и налоговиками рассказывает Председатель ГНС Украины Александр КЛИМЕНКО.


— Александр Викторович, является ли коррупция, по Вашему мнению, значительной угрозой для налоговой сферы? Чем общественность может помочь в борьбе с таким явлением?

— К счастью, проведенные социологические опросы свидетельствуют, что мои коллеги-налоговики и налогоплательщики называют наше ведомство наименее коррумпированным. Однако для нас главное — сохранить и усилить такое положение вещей, предотвратить какие-либо коррупционные проявления. Профилактика коррупции — это еще более сложная задача, нежели, собственно, ее уничтожение.

Роль гражданского общества в этом — огромна. Все учреждения, выступающие от имени предпринимательской среды, должны прежде всего не молчать, а прямо указывать на все разногласия в отношениях налоговиков и бизнесменов, отстаивать права плательщиков, публично утверждать свою позицию, используя имеющиеся механизмы коммуникации с руководством налоговой службы.

Мы не закрытое ведомство, к нам легко достучаться. И мы ожидаем, что плательщики активно будут пользоваться этой возможностью.

— Несколько месяцев назад вы открыли новый интерактивный сервис «Пульс налоговой». Позволяют ли первые результаты действия прямой линии сделать определенные обобщения о волнующих общество проблемах накануне проведения конференции?

— Проект «Пульс налоговой» прежде всего нацелен на откровенный диалог налоговиков и граждан. Тем самым мы пытаемся привлечь граждан не только к борьбе с коррупцией, но и обсудить трудности в целом. Назвав этот проект именно так, мы имели в виду стремление руководства и, надеюсь, небезразличных граждан держать руку на пульсе налоговой службы, быстро реагировать на возможные симптомы таких опасных «болезней», как нарушение законных прав людей, злоупотребление властью.

Делать обобщения, которые могут свидетельствовать о постоянных тенденциях, еще рано. Впрочем отмечу, что международная конференция по противодействию коррупции и «Пульс налоговой» — это программы одного сорта, призванные установить прямой контакт между налоговиками, бизнесменами, политиками и гражданами. Мы не отрицаем существования коррупционных рисков. Вместе с тем понимаем, что любая государственная структура, пораженная коррупцией, перестает быть дееспособной и управляемой, не может выполнять своих прямых функций на надлежащем уровне. Я этого допустить не могу, учитывая серьезность и важность задач, которые нужно решать.

 От того, что налоговая служба будет максимально «чистой» структурой, выигрывают все. Помощь налогоплательщиков при этом необходима. Ведь кроме того, что они раскрывают коррупционные действия, представители общественности возобновляют доверие к налоговой службе в обществе. Эффективность системы демонстрирует не ошибка, а реакция на ошибку. А мы жестко реагируем даже на намек на коррупцию. Общественность это видит и, надеюсь, адекватно оценит.

— Как доверие может способствовать решению проблемы?

— Доверие — одна из основ социального капитала. В зависимости от доверия функционирует экономика. Именно налоговая служба выступает индикатором, формирующим развитие отечественной экономики. К сожалению, Украина является единственной среди европейских стран, имеющей самый низкий уровень доходов и доверия. Мы осознаем всю меру ответственности и понимаем, как нам действовать. Прежде всего нужно много сделать, чтобы укрепить среди плательщиков налоговую культуру, которая в свою очередь формирует налоговое поведение. Поэтому мы заинтересованы в росте уровня доверия к налоговой как сервисной службе в частности, так и государственному учреждению в целом.

— Будет  ли способствовать росту налоговой культуры предотвращение коррупции?

— Это — главный фактор. Мы осознаем, что доверие к одному ведомству не искоренит проблемы в других учреждениях. Но с чего-то надо начинать. Нашей задачей в системе государственной службы, убежден, является преобразование налоговой из фискального органа на сервисное учреждение. Мы закладываем фундамент для такой работы. Важно осознать, что налогоплательщик является нашим клиентом и работодателем, заказчиком наших услуг. Поэтому свою деятельность мы планируем исходя именно из этого постулата. Предусматривается упрощение налоговых процедур, развитие новых видов сервиса, внедрение современных стандартов обслуживания. То есть мы должны стать руководящим регулятором бизнес-климата, инициатором и координатором таких изменений. Надеюсь, участники конференции дадут уже выполненной работе оценку и выработают приемлемые для нас рекомендации.

—  Уменьшили ли такие инициативы коррупционные риски в ведомстве?

— Безусловно. Хотя бы за счет минимизации человеческого фактора в принятии решений, в частности внедрения автоматического возмещения НДС, электронной отчетности и т. п. Впрочем хочу подчеркнуть, что проблема остается актуальной. Учитывая то, что большая доля отечественного капитала находится в «тени», остается значительный риск коррупционных действий. Ведь угроза нарушения закона со стороны налоговиков, по нашим наблюдениям, в большинстве случаев существует там, где есть предложение. То есть теневой бизнес с самого начала настроен на так называемое сотрудничество с налоговиками вне закона.

— Следовательно, ликвидировать проявления коррупции можно только вместе с теневой экономикой?

— Следует действовать комплексно и укрепить такую налоговую практику, чтобы коррупционные действия были экономически невыгодными с точки зрения бизнеса и опасными (или невозможными) для участников. То есть создавать такие налоговые процедуры, в которых решения принимаются не субъективно инспектором, а по четкому регламенту. В качестве примера — новая практика назначения проверок. Отныне проверяет не налоговик, а автоматизированные поисковые системы оценивают налоговые риски предприятий. То же будет касаться других аспектов нашей деятельности.

— Кстати, презентуя «Пульс налоговой» в собственном блоге, вы предложили бизнесменам эксперимент…

— Да. Предлагал всем, кто читает и активно комментирует мой блог, при выявлении случаев превышения власти, злоупотребления со стороны налоговиков рассказать об этом операторам «Пульса». Большинство читателей поддержали идею. Плательщики действительно хотят вести диалог, и важно, чтобы мы своевременно их услышали. Что касается результатов эксперимента, то в настоящее время читатели блога ни с какими проблемами не сталкивались, и я желаю им успешной работы без препятствий и в дальнейшем.


Беседовали Евгений САФОНОВ
и Николай ВЛАЩУК