Юридическая практика

В современной деятельности налоговой службы информационно-аналитическое обеспечение приобретает весомое значение

Указом Президента Украины Инне Санжаревской присвоено звание заслуженного экономиста Украины.
Почетный знак вручил Председатель ГНС Украины Виталий Захарченко.

Инне Санжаревской присвоено звание заслуженного экономиста УкраиныНастоящее время требует комплексной стратегии развития информационно-аналитической составляющей в деятельности службы, подкрепленной взвешенными тактическими мероприятиями и опытными специалистами, отмечает директор Департамента прогнозирования, анализа, учета и отчетности ГНС Украины Инна САНЖАРЕВСКАЯ в интервью «Вестнику». Об опыте, перспективах развития и совершенствования работы Департамента — в сегодняшней беседе.


— Анализ поступлений в бюджеты осуществляется только по показателям управлений прогнозирования, анализа, учета, отчетности ГНС в областях или учитываются данные других департаментов и управлений ГНС Украины?

— В совместной деятельности всех звеньев налоговой службы от районного и регионального уровня до центрального аппарата по наполнению бюджета подразделения прогнозирования, анализа, учета и отчетности являются своеобразными аналитическими центрами, в которых объединяются все информационные и аналитические потоки, направленные на обеспечение бюджетного процесса: от прогнозирования поступлений и учета всех закрепленных платежей до выполнения показателей доходов, утвержденных законом о бюджете и бюджетной росписью.

Учет и отчетность — это базис, а прогнозирование и анализ — это надстройка, которая, в свою очередь, является основой для принятия соответствующих управленческих решений о выполнении утвержденных показателей доходов.

Усиление информационно-аналитической составляющей — важное направление улучшения организации работы налоговой службы в целом, ведь органы государственной налоговой службы обеспечивают наибольшую часть доходов в Сводный бюджет Украины.

По оперативным данным, в течение января — сентября 2011 года налоговыми органами обеспечено 193,8 млрд. грн. платежей, что составляет 61,9% поступлений в Сводный бюджет Украины. За счет принятых мер органами налоговой службы доходная база бюджета наполняется стабильно и в полном объеме. Так, за 9 месяцев текущего года по платежам, контролируемым государственными налоговыми органами, в сводный бюджет поступило в 1,4 раза больше денежных средств по сравнению с показателем за январь — сентябрь 2010 года, в государственный бюджет — 140,2 млрд. грн., что на 46 млрд. грн., или в 1,5 раза, больше показателя соответствующего периода прошедшего года. Поступления в местные бюджеты за этот же период на 4,4 млрд. грн., или 9%, превысили аналогичные показатели соответствующего периода 2010 года.

Уверена, весомых результатов можно достичь путем улучшения аналитической работы и стратегического прогнозирования, детенизации экономики и формирования системы сбалансированных показателей. Эти направления работы мы планируем последовательно развивать.

— Насколько важной является такая стратегия?

— Достаточно важной, поскольку она  жизненно необходима и подкреплена взвешенными тактическими мероприятиями, направленными на ее реализацию.

— Что именно в сфере прогнозирования планируется совершенствовать?

— Стратегически — изучаем мировой и отечественный опыт относительно прогнозно-аналитической работы, современных научных методов анализа и прогнозирования, передовых технологий обработки экономической информации и внедряем его на практике.

На тактическом уровне — работаем над совершенствованием действующей нормативной базы и отработкой алгоритмов взаимодействия между регионами и центральным уровнем с одной стороны и структурными подразделениями центрального аппарата с другой, чтобы ощущать перспективу поступлений платежей в режиме реального времени — ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально и в целом на год. Своевременно выявлять риски невыполнения и оперативно отрабатывать их независимо от того, какие факторы их вызвали: законодательные, экономические или другие. Это позволит своевременно нивелировать их и минимизировать возможный риск невыполнения поставленных задач.

— Уже имеете какие-то наработки?

— Опять-таки — стратегически — пытаемся сочетать мировой опыт и отечественные разработки в сфере прогнозирования поступлений в бюджет и применять их в повседневной работе.

Одним из важных мероприятий в рамках Программы модернизации государственной налоговой службы Украины является реализация проекта «Разработка и внедрение модельного аппарата по определению влияния макроэкономических показателей на уровень налоговых поступлений». Работники ГНС Украины, в том числе нашего Департамента, прошли обучение, теперь в пределах исследовательской эксплуатации осваивают практические навыки работы с разработанными экономико-математическими моделями при авторском сопровождении модельного аппарата.

Кроме того, ГНС Украины осуществляет информационную поддержку целевых государственных программ научных исследований и научно-технических (инновационных) проектов, связанных с созданием моделей развития экономики и прогнозирования бюджета по областям Украины. Постоянно работаем также с ведомственными научными учреждениями: Научно-исследовательским институтом финансового права и Научно-исследовательским центром проблем налогообложения Национального университета ГНС Украины.

На тактическом уровне — оперативно создаются новые прикладные информационно-аналитические системы, карты по территориям, видам деятельности, отдельным группам плательщиков.

— Недавно Департамент обнародовал информацию о потерях бюджета вследствие льготного налогообложения, в сводном бюджете они составляют 14%. Не является ли это для власти поводом по-другому оценить, скажем, дефицит Пенсионного фонда?

— Налоговым кодексом Украины инвестиционно-инновационная составляющая реформирования в налогообложении обеспечивается, в частности, путем предоставления специальных инвестиционных льгот для новосозданных субъектов хозяйствования, освобождения от налогообложения ряда сфер, требующих государственной поддержки: легкой, судостроительной и самолетостроительной промышленности, предоставление гостиничных услуг. Эти льготы направлены на привлечение инвестиций в обновление основных средств, расширенное воспроизведение производства, создание дополнительных рабочих мест, увеличение объемов производства продукции, работ, услуг, а в итоге — стимулирование развития разных секторов экономики и увеличение поступлений в бюджет.

Вообще, вопрос дефицита Пенсионного фонда довольно комплексный. И его решение зависит от мер, которые должны применяться не только правительственными структурами, а обществом в целом, предпринимателями, другими субъектами хозяйствования, в частности, по легализации доходов и деконвертизации выплат заработной платы.

Считаю, в итоге этой совместной деятельностии посредством поддержки существующих и создания новых производств, рабочих мест удастся со временем преодолеть и дефицит Пенсионного фонда.

— Комплексная система предотвращения и противодействия процессам тенизации экономики активно внедряется налоговыми администрациями в областях. Насколько выводы Департамента являются актуальными и действенными для рискоориентированной системы?

— Одним из основных проблемных вопросов современной экономики является выведение объектов налогообложения из теневого сектора. Учитывая риски уменьшения объемов бюджетных поступлений посредством снижения ставок налогообложения, в налоговых органах с февраля текущего года начата широкомасштабная работа по детенизации экономики.

Подразделения прогнозирования, анализа, учета и отчетности не стоят в стороне от решения этих проблем. Совместная работа всех звеньев службы базируется на системе аналитической обработки налоговой информации, которая позволяет с применением современных методов обработки информационных баз данных органов государственной налоговой службы определять риски минимизации расчетов с бюджетом по платежам без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков.

— Какие еще новации планируются?

— Мы пытаемся усилить аналитическую составляющую в своей деятельности, чтобы максимально привлечь резервы налоговой базы без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков.

Одно из таких направлений аналитической работы, над которым совместно работают подразделения ГНС, — создание карты теневой экономики Украины. Предусматривается, что это позволит не только оценить ее объемы, но и локализовать ее участников по территориям и видам деятельности.

Карта теневого сектора — это графическая проекция распределения достоверных математических величин — рисков минимизации расчетов с бюджетом.

С целью визуального отражения «вероятных индикаторов», которые могут свидетельствовать о возможности использования субъектами хозяйствования схем минимизации налоговых обязательств, разрабатывается соответствующее программное обеспечение.

— Что такое система сбалансированных показателей деятельности? Чем она отличается от системы оценки эффективности деятельности, функционировавшей несколько лет назад?

— В ГНС Украины совместно с учеными создана рабочая группа, определяющая количественные параметры основных качественных результатов нашей деятельности. Это новая система оценки, по которой будут определяться цели работы по определенным направлениям, пути и оценочные параметры их достижения.

— Это же непросто!

— Конечно! Мы планируем из всех систем оценки эффективности и качества работы налоговой службы, существовавших ранее, взять наиболее объективные составляющие, добавить наработку ученых и мировой опыт для создания системы надлежащего оценивания качества организации работы на местах — по всей вертикали налоговой службы. Задание непростое, но оно будет выполнено.

— Из нашего разговора можно сделать вывод, что работать в подразделениях прогнозирования, анализа, учета и отчетности должны специалисты с довольно широким профессиональным мировоззрением и отработанными навыками.

— Конечно. Мне, как руководителю Департамента, хотелось бы, чтобы в наших подразделениях работали самые лучшие специалисты. Впрочем, учитывая современную структуру ГНС профессионалы нужны на каждом участке работы. В нашей работе происходит, с одной стороны, повышение уровня информационно-технического обеспечения, использование современного программного обеспечения для надлежащей обработки информации баз данных налоговых органов и внешних источников, а с другой, постепенно усиливаются квалификационные требования к специалистам аналитических подразделений. Для работы в сфере прогнозирования, анализа, учета налоговых поступлений, кроме знаний законодательства и особенностей администрирования платежей, нужны углубленные знания структуры баз данных налоговой службы и возможностей применения информационных технологий.

— Очевидно, что с внедрением рискоориентированной системы деятельности органов ГНС в областях возрастет роль специалистов управлений прогнозирования, анализа, учета и отчетности. Насколько готовы Ваши коллеги к этой работе на местах?

— Значительное внимание мы уделяем отбору специалистов и повышению квалификации работающих. Методологическая и организационная база для этого в ГНС Украины достаточна.

Государственная налоговая служба имеет разветвленную сеть учреждений последипломного образования и повышения квалификации. Традиционно работники структурных подразделений прогнозирования и анализа налоговых поступлений повышают уровень своих профессиональных знаний в Центре переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов государственной налоговой службы, работники подразделений учета и отчетности — в Институте последипломного образования Национального университета ГНС Украины. Тематика обучения довольно широкая и посвящена использованию информационных технологий, особенностям формирования учетных показателей, прогнозно-аналитической работе, менеджменту руководителя.

Благодаря организационному и техническому сотрудничеству с Центром второй год подряд реализуется профессиональная программа «Экономический анализ в деятельности органов государственной налоговой службы Украины» по очно-дистанционной форме обучения.

Уверена, что за дистанционными формами повышения квалификации будущее, поскольку они не только позволяют оперативно обновлять учебные материалы, а, соответственно, и знания слушателей, но и позволяют общаться с работниками центрального аппарата ГНА Украины и коллегами из регионов, решая важные вопросы, возникающие в повседневной работе.

— Однако не все специалисты имеют возможность учиться?

— Чтобы расширить круг специалистов, знающих основные принципы прогнозно-аналитической работы, в серии «Библиотека журнала «Вестник налоговой службы Украины» при участии ГНС Украины и Национального университета ГНС Украины готовится в печать учебное пособие «Экономический анализ в деятельности органов государственной налоговой службы Украины» в трех частях, в котором раскрываются основные аспекты прогнозно-аналитической работы в деятельности органов государственной налоговой службы. Думаю, он будет полезен широкому кругу специалистов. Пособие предназначено для руководителей и работников органов государственной службы всех уровней для использования при повышении квалификации в системе учреждений последипломного образования ГНС Украины и для самообразования, а также студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений экономического и управленческого направления.

— Пользуясь случаем, что бы Вы хотели пожелать коллегам в ответственный период реформирования налоговой системы?

— Конечно, здоровья, благосостояния и интересной результативной работы, а также понимания, что от деятельности каждого из нас напрямую зависят результаты работы службы в целом.

Уверена, что умный, творческий человек, склонный к самосовершенствованию и повышению квалификационного уровня, всегда найдет пути профессионального роста в подразделениях прогнозирования, анализа, учета и отчетности ГНС Украины.


Беседовали Татьяна ЕГОРОВА, tegorova@sta.gov.ua,
и Николай ВЛАЩУК, vlas@visnuk.com.ua