Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Налоговая реформа независимой Украины (окончание)

(Окончание. Начало см. в № 11 — 23, 25 — 30, 35 — 36/2011)

В 1991 г. с распадом Советского Союза Украина стала на путь самостоятельного государственного развития, взяв курс на построение рыночной экономики. Получив в наследство от бывшего строя искаженную структуру экономики, страна оказалась перед необходимостью коренной перестройки всех без исключения сфер жизнедеятельности государства.


Одной из составляющих такой перестройки является проведение налоговой реформы в Украине. С появлением новых форм собственности и методов хозяйствования старая налоговая система перестала соответствовать требованиям времени и не могла обеспечить потребности государства и граждан.

Первые шаги к созданию современной налоговой службы были сделаны в 1990 г., когда предпринимательство в бывшей Советской Украине только-только начало зарождаться. В то время на базе отделов государственных доходов в финансовых органах были созданы налоговые инспекции, которые подчинялись Министерству финансов Украины. С увеличением количества частных структур, ростом объемов финансовых оборотов налоговые органы старались совершенствовать свою структуру и методы работы.

Однако поверхностные, часто необоснованные действия в работе налоговых органов не давали ощутимых результатов. В стране начался значительный рост задолженности по платежам в бюджет, неконтролируемый вывоз капитала за рубеж, создание теневого сектора экономики. При таких условиях налоговая служба уже не могла в полной мере выполнять функции, возложенные на нее государством. Коренное реформирование налоговой системы для нашего государства стало крайне необходимым.

22 августа 1996 г. Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ «Об образовании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых администраций», а 30 октября 1996 г. — Указ «Вопросы государственных налоговых администраций», по которому налоговая служба Украины фактически получила свое организационное и структурное определение.

Для создания сильной и мобильной структуры принципиальное значение тогда имело подчинение Государственной налоговой администрации подразделений Министерства внутренних дел Украины по борьбе с криминальным утаиванием доходов от налогообложения. Была создана специальная служба — налоговая милиция, которая с самого начала, тесно взаимодействуя со структурными подразделениями ГНА, подтвердила не только целесообразность ее создания, но и необходимость дальнейшего развития. В июле 2001 г. был создан Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

За эти годы коренным образом изменилась структура налоговой службы, выделены дополнительные источники финансирования для создания и развития материально-технической базы службы. Для руководства налоговой службы бесспорным является тот факт, что специалисты, обеспечивающие поступление большей, весомой части доходов государства, должны иметь достойные заработки, правовую защиту и надлежащие условия труда.

Для повышения эффективности работы налоговых органов, обеспечения наиболее рационального использования трудовых и финансовых ресурсов Государственной налоговой администрацией разработана Программа модернизации налоговой службы Украины, создан Департамент развития и модернизации государственной налоговой службы.

Одной из серьезных проблем налоговой службы является подготовка висококвалифицированных специалистов. Ведь деяльность работника налоговой службы многогранна. Современный налоговик должен понимать и анализировать экономические процессы и законы, знать финансовое, хозяйственное, бюджетное и уголовное право, хорошо владеть компьютером, иметь знания по психологии и т. п. За эти годы при Государственной налоговой администрации была разработана и создана система подготовки и переподготовки кадров.

Гордостью налоговой службы является ее высшее учебное заведение — Национальный университет государственной налоговой службы Украины в г. Ирпене, в этом году отметивший 90-летие создания как учебного заведения.

Налоговые органы страны обеспечивают поступление свыше 80% всех доходов государственного и местных бюджетов. При этом они осуществляют контроль и администрирование 23 налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды. Самые существенные источники доходов — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизный налог и сборы за использование природных ресурсов, плата за землю.

Работники налоговой службы обслуживают около 1,63 млн.  плательщиков налогов — юридических лиц и 2,43 млн. физических лиц — предпринимателей.

С целью предупреждения перетока наличных денежных средств в теневую экономику Государственная налоговая администрация Украины принимала непосредственное участие во внедрении контрольно-кассовых аппаратов и компьютерных систем.

Одно из основных направлений деятельности ГНА Украины — законодательные инициативы. Налоговики непосредственно принимают участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов. С 1997 г. при участии высококвалифицированных специалистов было разработано свыше 200 проектов нормативно-правовых актов.

13 июля 2000 г. Президент Украины подписал Указ «Положение о Государственной налоговой администрации Украины», в котором подчеркивается, что ГНА обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики.

Учитывая важную роль государственной налоговой службы в обеспечении реализации налоговой политики государства, борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями, в 2005 г. Указом Президента Украины был установлен День работника государственной налоговой службы Украины, который отмечается ежегодно 2 июля.

Государственная налоговая администрация инициировала принятие Налогового кодекса Украины. В течение почти 10 лет велась напряженная работа по подготовке этого важного документа.

2 декабря 2010 г. Верховная Рада Украины приняла Налоговый кодекс, 3 декабря документ подписал Президент Украины Виктор Янукович, а 4 декабря текст Налогового кодекса Украины официально был обнародован в газете «Голос Украины».

21 сентября 2011 г. Кабинет Министров Украины постановлением № 981 «Об образовании территориальных органов Государственной налоговой службы» определил «образовать как юридические лица публичного права территориальные органы Государственной налоговой службы, реорганизовав путем слияния, преобразования и присоединения государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме гг. Киева и Севастополя), районах в городах, специализированные государственные налоговые инспекции, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции» (см. рубрику «Документы, разъяснения» на с. 4).

…Анализируя историческое прошлое, отметим, что при определенных обстоятельствах налоги могут быть решающим фактором развития общества в целом — помогать ему выходить из кризисного состояния или, наоборот, повергать в кризис, укреплять существующую власть или вызывать ее падение.

Налоги могут быть инструментом влияния на рост экономической эффективности и экономического прогресса общества, способствовать развитию передовых технологий, новых отраслей экономики, конкурентоспособных отраслей на мировом рынке.

Наконец, необходимо формировать общественное сознание доброжелательного отношения к налогам, к обязанности их добросовестной уплаты. При этом налогоплательщики обязательно должны видеть общественную эффективность их уплаты и чувствовать эту эффективность лично. Только соблюдая принцип «Я забочусь о стране, а потом страна заботится обо мне», можно построить могущественное экономически развитое государство.

Основными задачами налоговой службы Украины сегодня определены:

  • осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полной и своевременной уплатой в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых платежей, установленных законодательством;
  • разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;
  • предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных нарушениях;
  • осуществление контроля за погашением налоговой задолженности плательщиками налогов, других платежей, в том числе теми лицами, имущество которых находится в налоговом залоге.