Юридическая практика

Пути привлечения доходов в бюджет

В современной деятельности налоговой службы информационно-аналитическое обеспечение приобретает ведущую роль. Поэтому при усовершенствовании организационной структуры принято решение о создании Департамента прогнозирования, анализа, учета и отчетности на базе реорганизованных департаментов учета и отчетности и экономического анализа. 

Подразделения прогнозирования, анализа, учета и отчетности становятся своеобразными аналитическими центрами, в которых объединяются все информационные и аналитические потоки, направленные на обеспечение бюджетного процесса. «Учет и отчетность — это базис, а прогнозирование и анализ — надстройка, являющаяся, в свою очередь, основой для принятия соответствующих управленческих решений по выполнению утвержденных показателей доходов», — подчеркивает директор Департамента прогнозирования, анализа, учета и отчетности Государственной налоговой службы Украины Инна САНЖАРЕВСКАЯ в интервью «Вестнику».

Указом Президента Украины Инне Санжаревской присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Украины».


Инна Санжаревская— Инна Семеновна, прежде всего поздравляем Вас с присвоением почетного звания «Заслуженный экономист Украины». Это отличие — итог пройденного или ориентир на будущее?

— Благодарю за поздравление. Бесспорно, это высокая оценка результатов совместной работы подразделений прогнозирования, анализа, учета и отчетности всех уровней налоговой службы. Вместе с тем, и прежде всего, это почетное задание трудиться еще лучше, повышать уровень прогнозно-аналитической работы, совершенствовать отчетность исходя из норм Налогового кодекса Украины и требований сегодняшнего дня относительно информационно-аналитического обеспечения деятельности налоговой службы.

— Департамент прогнозирования, анализа, учета и отчетности ГНС Украины, очевидно, наиболее осведомлен о нашем будущем. Вы держите руку на пульсе налоговых платежей. Сейчас правительство и парламент формируют государственный бюджет на следующий год. Каковы Ваши прогнозы по формированию доходной части главного финансового документа страны на 2012 год?

— Наше общее будущее и государства в целом базируется на выполнении бюджетных назначений, утвержденных главным финансовым документом страны — Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год». От этого выполнения зависит полнота финансирования многих государственных бюджетных программ. Поэтому мы держим руку на пульсе экономики страны, изучаем влияние норм обновленного налогового законодательства на расчеты с бюджетом, чтобы привлечь в государственную казну надлежащие платежи.

Что касается бюджетного процесса — 2012, то он сейчас вступает в завершающую стадию. Как экономисту мне интересно было бы проследить через поступления в бюджет за последние годы влияние норм налогового законодательства на экономическое развитие и предпринимательскую активность налогоплательщиков. В одно предложение ответ на этот вопрос не вместить. Поэтому особенностям формирования доходной части бюджета в 2012 году целесообразно было бы посвятить один из следующих выпусков журнала.

— Сейчас функции возглавляемого Вами Департамента с сугубо экономического анализа расширились до прогнозирования доходов бюджета в разрезе налогов, регионов и инспекций. Что изменилось в организации работы Департамента?

— В Налоговом кодексе Украины значительное внимание уделяется информационно-аналитическому обеспечению работы налоговой службы на всех направлениях. Поэтому при совершенствовании организационной структуры было принято решение о создании Департамента прогнозирования, анализа, учета и отчетности на базе реорганизованных (и организационно, и методологически) департаментов учета и отчетности и экономического анализа.

Особенностью нашей работы по сравнению с работой коллег, администрирующих платежи, осуществляющих мероприятия по погашению налогового долга, проверки налогоплательщиков, является отсутствие закрепленных платежей и контрольных показателей. Главный показатель этой работы — результаты работы налоговой службы по наполнению бюджетов Украины всех уровней.

Хочу подчеркнуть, что основной акцент в нашей деятельности делается на аналитических методах работы, базирующихся на своевременной, достоверной и полной отчетности.

Мы перешли от объяснения причин невыполнения бюджетных назначений к определению путей привлечения доходов в бюджет, установлению четкого прогноза поступлений по платежам, секторам национальной экономики, регионам, инспекциям путем совершенствования прогнозно-аналитической работы и обеспечения этих поступлений.

Известно, что с принятием Налогового кодекса Украины уменьшены количество и ставки налогов, упрощены процедуры администрирования. Вместе с тем бюджетные назначения на 2011 год по платежам, контролируемым ГНС Украины, довольно напряженны (план общего фонда государственного бюджета — 179,0 млрд. грн., или в 1,4 раза больше, чем в прошедшем году). Соответственно от того, насколько реально будут оценены экономические показатели, зависит и реальное наполнение бюджета.

— В какой мере новая структура позволяет оперативно находить ответы на поставленные вопросы?

— С целью устранения дублирования функций, выполнявшихся разными структурными подразделениями, при реорганизации были тщательно пересмотрены функции и процедуры, которые определяли бы текущую работу ГНС Украины при выполнении задач, поставленных перед налоговой службой Президентом Украины.

Благодаря усилению информационной составляющей, внедрению современных методов приема и последующей аналитической обработки данных налоговой отчетности налогоплательщиков структура становится все более совершенной и оперативной. Подтверждение тому — результаты работы ГНС Украины по наполнению бюджета.

— Позволяет ли анализ рисков бюджетных потерь рекомендовать руководству ГНС Украины или налоговым администрациям в областях оперативно вмешиваться в проблему?

— Исходя из специфики работы наших подразделений мы также определили для себя пути выполнения этих задач.

Сейчас мы работаем над созданием целостной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы, направленной на общий анализ результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков и оценку их возможностей по расчетам с бюджетом.

Происходит смещение акцентов аналитической работы в сторону применения современных систем обработки электронной отчетности и обработки информации из баз данных органов ГНС и внешних источников, благодаря чему аналитическая работа как на центральном, так и на региональном уровне становится более оперативной и комплексной.

Цель этой работы — определение пробелов в процедурах администрирования платежей и изучение норм законодательства, используемых недобросовестными налогоплательщиками для минимизации платежей в бюджет, с дальнейшим их урегулированием для поддержания правового поля, которое, с одной стороны, создает равные условия для осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиков, с другой — способствует наполнению государственной казны.

Кроме того, мы изучаем опыт налоговых систем разных стран и стараемся применять его в работе.

— Что интересного и полезного для службы Вы отметили, находясь в составе делегации ГНС Украины во Франции?

— Целесообразно изучать опыт Франции, в частности относительно сервиса налогоплательщиков. Отмечу, что процедуры администрирования осуществляются прозрачно, вместе с тем сокращается путь поступления денежных средств от плательщика в государственную казну.

Так, происходят упрощение и ускорение выполнения формальностей для плательщиков: введена безбумажная процедура представления деклараций об имущественном состоянии и доходах, в частности в режиме он-лайн, упрощены процедуры осуществления безналичных расчетов по уплате налогов физическими лицами, в частности налога на недвижимость, введена безбумажная процедура администрирования налогов для крупных налогоплательщиков, внедрен Интернет-портал — персональные сайты крупных налогоплательщиков, содержащие полный объем информации о них.

Вместе с тем налоговым ведомством Франции случаи нарушения законодательства систематизируются по региональному признаку, что позволяет аналитическим путем определять потенциальные риски минимизации расчетов с бюджетом определенными категориями плательщиков.

— В последнее время деятельность Департамента приобрела публичный характер. Вы постоянно предлагаете общественности информацию о сборе платежей в Государственный бюджет Украины в разрезе видов экономической деятельности. Эти показатели кроме темпов роста платежей выразительно раскрывают качественную сторону структуры украинской экономики. Как Вы их оцениваете и в чем усматриваете резервы развития экономики, а следовательно, рост налоговых поступлений?

— Уверена, что и налоговики, и все граждане не могут стоять в стороне от вопросов наполнения бюджета. Этот аспект жизни общества — бюджетная и налоговая политика — касается каждого из нас и должен быть прозрачным, а соответствующая информация — доступной для рядовых граждан. Потому мы постоянно размещаем на своей странице на веб-сайте ГНС Украины актуальную информацию по этим вопросам.

Поступления в сводный бюджет на протяжении текущего года значительно опережают темпы роста экономики благодаря внедрению реформаторских изменений, в том числе предусмотренных Налоговым кодексом Украины. Реализация налоговой реформы обеспечила стимулирование производства и деловой активности. Весомое влияние также имели широкомасштабные меры по детенизации экономики, которые принимаются ГНС Украины.

За январь — август этого года в общий фонд государственного бюджета собрано на 49 млрд. грн., или в 1,4 раза, больше, чем за этот же период прошлого года. Задание по сбору платежей налоговой службой выполнено на 102,2%, бюджет дополнительно получил 2,7 млрд. грн.

В январе — августе текущего года по платежам, контролируемым органами ГНС Украины, поступило в государственный бюджет 127,2 млрд. грн., что в 1,5 раза (на 44,3 млрд. грн.) превышает фактический показатель за аналогичный период прошлого года.

Положительные тенденции развития экономики государства нашли адекватное отражение в расчетах с бюджетом предприятий различных секторов экономики. За первое полугодие текущего года прирост промышленной продукции составил 8,7%, рост объема производства наблюдался почти по всем видам промышленной продукции. Соответственно возросли и поступления в бюджет.

При этом следует отметить увеличение в 1,3 раза сбора платежей в государственный бюджет от предприятий обрабатывающей отрасли, в частности в металлургии в 4,9 раза, машиностроении — 1,9 раза, химической и нефтехимической промышленности — 1,5 раза, легкой промышленности — 1,4 раза.

Наибольший темп роста сбора платежей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обеспечен предприятиями оптовой и розничной торговли — в 1,8 раза, добывающей промышленности — 1,8 раза, по производству электро-энергии, газа и воды — 1,5 раза, строительства — 1,6 раза.

Указанные положительные тенденции экономического развития в комплексе с усовершенствованными законодательством, процедурами администрирования платежей и информационно-аналитического обеспечения деятельности службы являются основанием выполнения заданий по поступлению в бюджет платежей, контролируемых ГНС Украины.


Беседовали Татьяна ЕГОРОВА, tegorova@sta.gov.ua,
Николай ВЛАЩУК, vlas@visnuk.com.ua